Русское общество и процесс централизации государства.
Единое Российское государство сложилось в конце XV — начале XVI в. в княжение Ивана III. Историки часто называют его единым Московским государством. При Иване III и его сыне Василии III, начался процесс централизации.
Признаки централизованного государства:
- Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха.
- Могут существовать законосовещательные сословно-представительные органы.
- Развитый аппарат центральной власти
- Единообразное для всей страны устройство местной власти.
- Единое административное деление страны.
- Единое законодательство.
- Единая система налогообложения.
- Военная сила (армия), способная защищать границы государства, а также поддерживать внутреннюю стабильность.
Особенностью социально-политической истории России было то, что государственное объединение земель и их централизация произошли не одновременно. Причиной этого стало противостояние с Ордой. Внешняя угроза подтолкнула русских людей к объединению раньше, чем для этого сложились социально-экономические предпосылки.
При Иване III продолжало господствовать натуральное хозяйство. Необходимые социально-экономические предпосылки для завершения процесcа централизации Российского государства сформировались только ко второй половине XVII в.
На этом фоне шло изменение социальной структуры русского общества. Как и прежде она оставалась сословной.
Сословная лестница в России XVI в.
На вершине общественной лестницы стоял государь всея Руси, с 1547 г. имевший также титул «царь». Население России почитало его как наместника Бога на земле.
Ступенькой ниже на социальной лестнице стояли вассалы государя всея Руси, в русской терминологии «братья молодшие». Ими могли быть его младшие братья или служилые князья, перешедшие на службу к государю из Великого княжества Литовского. Такие князья, как и
братья государя, получали во владения свои уделы. Права их неуклонно сокращались. Прослойка служилых князей исчезла в XVI в. Они «опустились» ступенькой ниже по социальной лестнице, войдя в число российского титулованного боярства.
В 1547 г., когда Иван IV принял царский титул, имелся лишь один реальный удельный князь — двоюродный брат царя Владимир Старицкий. В XVII в. удельные князья также исчезли из общественного устройства Российского царства.
Особенности социальной системы России.
Все сословия Российского царства на языке XVI в. считались государевыми холопами. Они разделялись на служилых людей и тяглых людей.
Служилые люди начиная с 15 лет несли бессрочную государеву службу. Тяглые люди платили в государеву казну налоги и выполняли в пользу государя разные повинности:
- постойную (принимали на постой государевых служилых людей);
- подводную (перевозили на своих телегах или санях различные грузы);
- строительную (возводили крепости, засечные оборонительные черты, дороги, рыли рвы, прокладывали гати через болота);
- могли быть призваны в «чёрную сотню» (т. е. в ополчение, которое обслуживало войсковой обоз) и др.
Численность служилых людей в XVI—XVII вв. не превышала 2—5 % населения. К тяглым людям относилось более 90 % жителей России.
Служилые и тяглые люди, в свою очередь, делились на несколько социальных групп.
Духовенство.
Русское духовенство составляло отдельное сословие. Оно делилось на чёрное, т. е. монашествующее, и белое, имевшее жён и детей. Белое духовенство (попы и диаконы) жило среди мирян, а чёрное духовенство — за монастырскими стенами.
Руководящий состав Русской православной церкви — митрополит, архиепископы, епископы, настоятели монастырей и архимандриты — формировался из чёрного духовенства.
Служилые люди.
Среди служилых людей можно выделить две сословные группы: служилых людей «по отечеству», т. е. наследственных, и служилых людей «по прибору».
Более высокий статус и привилегии имели служилые люди «по отечеству». К их числу относилась российская аристократия — титулованные князья Рюриковичи и Гедиминовичи, татарские царевичи и касимовские цари, а также не имевшие титулов, но тоже старинные слуги московских князей, к примеру знатные роды Захарьиных-Юрьевых (Романовых), Шереметевых, Головиных и др. Всех знатных людей историки, да и современники, именовали боярами.
Вторым чином в Боярской думе, на который могли претендовать знатные люди, был чин окольничего.
Основную часть служилых людей «по отечеству» составляли в XVI в. не знатные люди, а дети (или сыны) боярские. Обычно они служили рядовыми воинами в конном ополчении. Формировалось оно по уездам. Дети боярские могли также попасть в число приказных людей, которые несли не военную службу, а были подьячими и дьяками в приказах и губных избах.
Служилые люди «по отечеству», чтобы иметь материальное обеспечение, наделялись поместьями. Могли они иметь также вотчины, которые в отличие от поместий можно было продавать, закладывать, наследовать, дробить между наследниками. Вотчину государь мог дать в качестве награды. Понятно, что у знатных людей землевладений было больше, чем у детей боярских.
Землевладения часто переходили из рук в руки, так как государь мог забрать как вотчину, так и поместье. Если не случалось при этом опалы, то взамен выдавались другие землевладения. В случае опалы одного человека могли отнять поместья и вотчины у всех его родственников, поскольку в средневековой России действовал принцип коллективной ответственности семей и родов.
Служилые люди «по прибору» набирались из простолюдинов. В XVI в. к данной категории относились пищальщики, стрельцы, пушкари, оружейные
мастера, городовые казаки. Их сыновья и внуки зачастую тоже становились служилыми людьми «по прибору»
Тяглые люди.
Среди тяглых людей к числу наиболее зажиточных относились купцы. Они жили в городах, вели внутреннюю и внешнюю торговлю.
Основную массу горожан составляли чёрные посадские люди. Слово «чёрные» означало, что они платят налоги и выполняют повинности в пользу государя. Посадских людей и купцов насчитывалось сравнительно немного.
Более 90 % населения страны составляли крестьяне, которые являлись основными тяглыми людьми, обеспечивающими государственную казну. Они делилось на несколько категорий — черносошных, дворцовых, частновладельческих, монастырских.
Черносошные крестьяне были лично свободными людьми, жившими общинами на «чёрной» (государевой) земле.
Дворцовые крестьяне были приписаны непосредственно к дворцу государя. Их платежи и работы шли на нужды монарха и членов его семьи.
Частновладельческие крестьяне жили в поместьях и вотчинах, данных служилым людям «по отечеству». Кроме государственных налогов, они давали владельцу поместья или вотчины оброк (обычно часть продуктов и других вещей, производимых в их хозяйстве). Выполняли также барщину, т. е. бесплатно работали на владельцев — строили им дома, хозяйственные постройки, рубили и подвозили дрова и т. п.
Монастырские крестьяне, кроме налогов государю, давали оброк и работали в пользу монастыря.
Крестьяне всех категорий могли осенью в Юрьев день уйти жить на другое место. Дворцовые, владельческие и монастырские крестьяне при этом должны были выплатить владельцу земли особый платёж — пожилое. Право свободного перехода крестьян в Юрьев день на всей территории Российского государства было узаконено в Судебнике 1497 г. и Судебнике 1550 г.
Особые категории населения.
Отдельную социальную группу составляли холопы, положение которых приближалось к рабскому.
Обельных (полных) холопов можно было продавать. За убийство своего обельного холопа хозяин не нёс наказания. Дети таких холопов от рождения также являлись холопами.
Холопами становились и лично свободные люди — за долги или добровольно подписав служилую кабалу (грамоту). В дальнейшем, когда заканчивался оговорённый срок их службы или умирал хозяин, кабальные холопы могли вновь обрести свободу. В холопы по кабале попадали не только простолюдины, но и обедневшие дети боярские. Они, как правило, становились боевыми холопами своих хозяев и выходили с ними на службу.
В России было немало людей, которые не имели постоянного места проживания, не были приписаны ни к какому сословию, не несли ни тягла, ни службы. Их именовали гулящими людьми. В их число входили бурлаки и другие работники, нанимавшиеся на определённый срок то к одному, то к другому хозяину, нищие, а также «лихие люди», жившие разбоем. При создании в середине XVI в. стрелецких полков часть гулящих людей записалась в стрельцы и пополнила сословие служилых людей «по прибору».
Сохранившее родовой строй разноплемённое население Западной Сибири и Урала по мере присоединения к России попадало в сословную группу ясачных людей. Ведя прежний образ жизни, они платили государю особый налог — ясак — преимущественно мехами.
На русскую службу нанимали западноевропейских специалистов, преимущественно военных и оружейных мастеров, но также архитекторов, художников, музыкантов и ремесленников разных профессий.
Итальянцев называли «фрязями», а выходцев из других западноевропейских стран — «немцами». И «немцы» и «фрязи» именовались московскими служилыми иноземцами. Жили они в специальных московских слободах. Служилых иноземцев ценили и уважали. Служилым иноземцам, католикам и протестантам, разрешалось сохранять свою веру. Протестантам Иван Грозный даже разрешил построить в Москве свою кирху (церковь).
Итоги
Особенностью российской социально-политической истории было то, что государственное объединение земель и процесс их централизации произошли не одновременно
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие реформы Елены Глинской и Избранной рады были направлены на централизациюстраны?
2. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Опишите картину. Представители каких сословий на ней изображены? Почему вы так решили?
3. Составьте схему управления Русской православной церковью в XVI в.