К началу XVI в. на территории Индии существовало множество богатых и густонаселённых княжеств. Во главе их стояли раджи, постоянно соперничавшие с соседями. Делийский султанат, столь могущественный в XIII—XIV вв., к началу XVI в. утратил значительную часть территории и сильно ослабел. В 1526 г. из Афганистана в Индию вторгся с войском полководец Бабур. Бабур разгромил войско делийского султана в битве при Панипате и захватил его владения. Это была сравнительно небольшая, но стратегически важная область вокруг Дели. Так возникло государство, которое позже стали называть империей Великих Моголов. Его правители носили титул падишаха, соответствовавший императорскому или царскому. При преемниках Акбара — Джахангире и Шахе Джахане — империя продолжала расти и достигла вершины могущества. В стране процветали земледелие, торговля и ремёсла, её дворцы и храмы потрясали красотой и роскошью отделки. Однако ни Джахангир, ни Шах Джахан не были столь терпимы, как Акбар. Положение индусов в империи стало ухудшаться. Шах Джахан прекратил строительство индуистских храмов, облагал немусульман дополнительными налогами и поощрял обращение в ислам.
От расцвета к распаду.
В правление Аурангзеба (1658—1707) империя Великих Моголов достигла максимальных размеров, включив почти весь полуостров Индостан (кроме южной оконечности). Аурангзеб пришёл к власти,
свергнув собственного отца. Он был трудолюбивым и опытным в государственных делах правителем. В то же время он не доверял подданным и мелочно контролировал правящую верхушку, а окружавшие его должностные лица боялись ответственности и потому были неспособны решать всё обострявшиеся проблемы. Аурангзеб вёл аскетический образ жизни, был фанатичным мусульманином и находил время, чтобы лично переписывать Коран. Он полностью отказался от веротерпимости, составлявшей одну из основ успехов Акбара. Указы, ущемлявшие индусов, следовали один за другим. Для индусских торговцев были
введены повышенные налоги по сравнению с мусульманскими. В стране стали уничтожать брахманские школы и индуистские храмы. Затем вышел указ, разрешавший занимать административные посты только мусульманам. Правда, среди них не оказалось достаточного числа грамотных людей, и через несколько лет пришлось оставить за мусульманами только половину постов. Индусам, кроме потомственных воинов-раджпутов, запретили ездить на чистокровных лошадях (такой запрет ущемлял честь индусов) и носить оружие. Все эти указы способствовали росту недовольства политикой мусульманских правящих
кругов. Более того, будучи суннитом, Аурангзеб притеснял не только индусов, но и сторонников других направлений ислама. В то же время, как и другие Великие Моголы, он привлекал на службу христиан, когда нуждался в их профессиональных знаниях. Так, француз Франсуа Бернье, оставивший интереснейшее описание Индии при Аурангзебе, многие годы был личным врачом падишаха. В результате просчётов в делах управления и особенно самоубийственной религиозной политики все усилия Аурангзеба оказались тщетными, империя распадалась. Против него восстали маратхи — жители одной из западных областей Индии. Талантливый военачальник Шиваджи объединил силы восставших и нанёс Аурангзебу несколько чувствительных поражений. Успехам маратхов способствовали боевые качества их лёгкой конницы и отличное знание местности. Могольское войско было огромным, но неповоротливым, обременённым обозами. Восставали и другие области, на рубеже ХVII—ХVIII вв. многие провинции стремились отделиться от империи. Власть падишаха слабела, раджи чувствовали себя в своих владениях полновластными хозяевами.
Культура империи Великих Моголов.
В эпоху Великих Моголов культура и искусство Индии пережили подъём. Реформы Акбара, его веротерпимость способствовали расцвету архитектуры и искусства, в которых индийские художественные традиции гармонично сочетались с персидскими и среднеазиатскими влияниями. сооружались крепости, постоялые дворы для караванов, школы, мечети. Наиболее известны крепости в Агре и в Дели, которые в разное время были столицами империи. Особое место занимает город Фатехпур-Сикри, воздвигнутый по воле Акбара недалеко от Агры и в 1571—1585 гг. являвшийся столицей, но позже заброшенный из-за нехватки питьевой воды. В архитектуре его огромного дворцового комплекса в полной мере была осуществлена идея синтеза индусской и мусульманской архитектур. Подробнее. Шедевр мусульманской архитектуры в Индии мавзолей Тадж-Махал (что означает «Венец Дворца») был построен в Агре по приказу Шаха Джахана для погребения любимой жены. За свою красоту, ум и доброе сердце она получила имя Мумтаз-Махал («Сокровище Дворца»). Она умерла при родах в 1631 г., а с 1632 по 1653 г. строился её мавзолей. Специальный совет из архитекторов разработал проект, в работах участвовало более 20 тыс. человек, а для транспортировки строительных материалов понадобилось более тысячи слонов. Огромный величественный мавзолей построен в традиционном для Моголов стиле, сочетающем персидские и местные традиции. Его облик отличается необычайной гармонией. Четыре минарета подчёркивают как огромные размеры купола, так и его лёгкость, устремлённость ввысь. Роскошь двора могольских императоров, которому пытались подражать многие местные раджи, способствовала развитию декоративно-прикладного искусства, и особенно ювелирного дела, тем более что Индия располагала богатыми месторождениями драгоценных камней. Среди современников был знаменит золотой Павлиний трон, получивший название по изображению двух павлинов; к сожалению, он не сохранился до наших дней. В области живописи славилась могольская школа миниатюры. Такие худож- ники, как Абу-ль-Хасан и Бичитр, писали портреты императоров, на их миниатюрах предстают жизнь двора, военные походы, сцены охоты. Нередко миниатюристы иллюстрировали дневники или автобиографические записки императоров (например, «Бабур-наме» Бабура).
Европейцы в Индии.
Первыми и до конца XVI в. единственными европейцами, постоянно присутствовавшими в Индии, были португальцы. Долгое время им удавалось сохранять торговую монополию в бассейне Индийского океана. Но после 1580 г., когда Португалия перешла под власть Филиппа II и на 60 лет перестала быть самостоятельным государством, её колонии лишились необходимой поддержки. Этим воспользовались конкуренты — голландцы и англичане, которые уже на рубеже XVI—XVII вв. покончили с торговой монополией Португалии. Купцы из Голландии и Англии являлись членами торговых компаний, носивших одинаковое название — Ост-Индская — и пользовавшихся поддержкой государства. Там, где складывались удобные условия, они не отказывались от прямых захватов территорий. Голландская Ост-Индская компания вскоре перенесла свою основную деятельность из Индии дальше на восток. Английская продолжила утверждать своё влияние именно в Индии. Сначала англичане ограничивались договорённостями с Великими Моголами или с местными раджами. Джахангир и Шах Джахан выдали им немало разрешений на основание торговых поселений. Компания самостоятельно вела военные действия против португальцев и голландцев, поэтому она очень быстро приобрела не только торговые, но также военные и управленческие функции, обзавелась собственным войском и флотом. Вскоре в Индию пришли и французы, которые создали собственную Ост-Индскую компанию. В борьбе друг с другом обе державы пытались, используя соперничество между раджами, расширить своё влияние. Французы утвердились на юго-восточном побережье страны. Англичане же больше преуспели на северо-востоке, в Бенгалии; центром их владений стала основанная в 1690 г. Калькутта. Оттуда они распространяли своё влияние на юг. Когда власть Великих Моголов ослабела, участились столкновения англичан с местными властителями, которые подчас отнимали у европейцев основанные с разрешения падишахов поселения. Стремясь обезопасить и увеличить свои доходы, Ост-Индская компания с конца XVII в. взяла курс на установление полного контроля над Индией. Однако решающие сражения предстояли в XVIII в.
.....
Итоги
В XVI—XVII вв. возникла, достигла расцвета и пришла в упадок империя Великих Моголов. Её расцвет связан с политикой веротерпимости, которую проводил Акбар, в то время как религиозный фанатизм его правнука Аурангзеба способствовал упадку империи.
Всё это происходило на фоне проникновения в Индию европейцев — сначала португальцев, затем голландцев, англичан и французов. Их влияние постепенно возрастало.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие религии были распространены в Индии в XVI—XVII вв.?
2. Докажите, что в Индии XVI—XVII вв. политика веротерпимости была наиболее предпочтительна.
3. Сравните падишаха Аурангзеба и короля Франции Людовика XIV как правителей. В чём вы видите общие черты и в чём — различия?
4. Как и почему немногочисленным европейцам удалось утвердиться в огромной и густонаселённой Индии? Какие обстоятельства этому благоприятствовали?
5. Найдите на карте «пороховые империи». Какая из них стала таковой раньше других? Как вы думаете, почему?
6. Найдите на карте колонии европейских государств на Востоке. Почему их довольно много в Индии и нет или почти нет во многих других странах Востока?