ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Введение. От средневековья к началу Нового времени.

Раздел 1.
Мир в начале Нового времени.

1.1. Научные открытия к началу Нового времени.
1.2. Великие географические открытия.
1.3. Колониальные империи раннего Нового времени.

Раздел 2.
Европа в XVI–XVII вв.: традиции и новизна.

2.1. Зарождение предпринимательства и капитализма.
2.2. Человек, общество и государство.
2.3. Реформация и Контрреформация.
2.4. Германские земли и держава австрийских Габсбургов.
2.5. Испанская монархия.
2.6. Нидерланды: путь к расцвету.
2.7. Франция: становление абсолютизма.
2.8. Англия в XVI — начале XVII в.
2.9. Англия: век революций.
2.10. Речь Посполитая.
2.11. Международные отношения в XVI–XVII вв.
2.12. Культура эпохи Возрождения.
2.13. Культура XVII в.: барокко и классицизм.
2.14. Научная революция.

Раздел 3.
Страны Азии и Африки в XVI–XVII вв.

3.1. Османская империя и Иран: могущество и упадок.
3.2. Индия в эпоху Великих Моголов.
3.3. Китай и Япония: в поисках стабильности.
3.4. Африка: разные судьбы государств и народов.

ИСТОРИЯ РОССИИ XVI – XVII ВВ.

Раздел 4.
Россия в XVI в.

4.1. Мир и Россия в XIV-XV вв.
4.2. Россия в 1533–1547 гг.
4.3. Начало царствования Ивана IV.
4.4. Русское общество в XVI в.
4.5. Военные реформы Ивана IV и Избранной рад
4.6. Наследники Золотой Орды в середине XVI в.
4.7. Присоединение Поволжья. Начало Ливонской войны.
4.8. Ликвидация Избранной рады и введение опричнины.
4.9. Завершение эпохи Ивана Грозного.
4.10. Россия при царе Фёдоре Ивановиче.
4.11. Развитие культуры в XVI в.
4.12. Духовная жизнь общества в XVI в.
4.13. Обобщающее повторение «Россия в XVI в.»

Раздел 5.
Смутное время.

5.1. Династический кризис власти и правление Бориса Годунова.
5.2. Лжедмитрий I.
5.3. Шуйский и Лжедмитрий II. Иностранная интервенция.
5.4. Минин и Пожарский. Освобождение Москвы.
5.5. Завершение Смуты и иностранной интервенции.

Раздел 6.
Россия при первых Романовых

6.1. Социально-экономическое развитие России в ХVII в.
6.2. Народные движения в XVII в.
6.3. Внешняя политика России в XVII в.
6.4. Церковный раскол.
6.5. Народы России в XVII в.
6.6. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
6.7. Культура народов России в XVII веке.
6.8. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.
6.9. Обобщающее повторение «Развитие России в XVII в.»

 

 

 

Тема 1.1. Научные открытия к началу Нового времени.


 

Мир в конце XV в.: с Востока на Запад.

 

Начиная с XV в. жизнь населения европейских стран изменяется. Она становится не похожа ни Античность, ни на «средние» века.

Вспомните, какие особенности определяли жизнь человека в эпоху Античности?
- что обычный человек знал о мире?
- в чем была цель его жизни?
- на какие идеалы он ориентировался?
- какими промежутками исчислялось время?

Вспомните, какие особенности определяли жизнь человека в эпоху Средневековья?


 

Стремительно менялось представление человека о мире, увеличивались знания, распространялась грамотность, менялось мировоззрение. Наступавшую эпоху назвали Новым временем.

Единой точки зрения, когда началось и когда закончилось Новое время не существует.
- 1453 г. (гибель Византии).
- 1492 г. (открытие Америки).
- 1620 г. (Английсая революция)
- 1789 г. (Французская буржуазная революция).

Однако, чаще всего к Новому времени относят период с конца XV до начала XX в.

Конец XV—XVII в. называют ранним Новым временем - это переходный период, когда средневековые традиции ещё сохраняли свою силу во многих сферах жизни, а черты нового ещё только зарождались.

 

Появление "деловых людей" и их влияние.

 

Традиционно мы привыкли делить неление мира на несколько регионов. Как правило, говоря о мире, мы мысленно разделяем его на более древний и многочисленный Восток (Азия, Африка, Индия) и сравнительно молодой и менее населенный Запад (Европа и Северная Америка).

В начале Нового времени Европа по численности населения, по богатству и уровню экономического развития отставала от Востока.

Общества и государства Востока ориентировались на сохранение традиций, процесс развития в этом случае замдлен. Поэтому, когда в Европе начались бурные изменения Нового времи, - на Востоке такие изменения не произошли.

Начиная с XV столетия Европа и другие части света всё теснее взаимодействуют друг с другом, причём инициатива переходит к Европе. Европейцы пересекают океаны и осваивают неведомые им ранее земли. Целые континенты, недостижимые ранее - становятся близкими. На Западе происходит «военная революция», появляется огнестрельное оружие. Некоторые страны Востока стремятся перенять европейский прогресс и становятся так называемыми «пороховыми империями»: Османская империя, Иран, государство Великих Моголов в Индии. Все они были созданы силой оружия, и организация власти и общества в них, особенно в Турции, была приспособлена к ведению постоянных войн.

 

Ускоренное развитие Европы в раннее Новое время.

 

Раннее Новое время отделено от нас на 600-700 лет. Это сраванительно немного. Если вы заметили изучая предыдущий курс истории, чем ближе к настоящему, тем большее количество событий и фактов наполняет содержание истории. Это не значит, что раньше происходило меньше событий или они были не такими значимыми. Просто чем ближе к нашим дням, тем большее количество информации может сохраниться.

До изобретения письменности события было трудно сохранять в памяти, они стирались и искажались. Это период Древнего мира. Изобретение письменности в конце Дренеисторического периода сразу же позволило узнавать и хранить гораздо больше информации. В период Античности и Средневековья количество письменных источников стремительно растет.

В Новое время значение письменных источников по сравнению с предшествующим пе риодом еще более возрастает, что во многом связано с распространением книгопечатания. Подробнее и многочисленнее становятся описания событий. Гораздо более информативны и изобразительные источники.

Многое из того, что окружает нас сейчас, возникло именнов эпоху Нового времени. Это относится к облику городов и жилищ, мебели и одежде, привычкам и вкусам, религи и политическим идеям. Произведения художников, писателей, мыслителей того времени являются важнейшей составной частью мировой культуры.

Вместе с тем раннее Новое время — это и эпоха непрерывных войн и жестокостей, «охоты на ведьм» и истребления индейцев.

 

Португальские мореплаватели и поиск новых торговых путей.

 

Раннее Новое время отделено от нас на 600-700 лет. Это сраванительно немного. Если вы заметили изучая предыдущий курс истории, чем ближе к настоящему, тем большее количество событий и фактов наполняет содержание истории. Это не значит, что раньше происходило меньше событий или они были не такими значимыми. Просто чем ближе к нашим дням, тем большее количество информации может сохраниться.

До изобретения письменности события было трудно сохранять в памяти, они стирались и искажались. Это период Древнего мира. Изобретение письменности в конце Дренеисторического периода сразу же позволило узнавать и хранить гораздо больше информации. В период Античности и Средневековья количество письменных источников стремительно растет.

В Новое время значение письменных источников по сравнению с предшествующим пе риодом еще более возрастает, что во многом связано с распространением книгопечатания. Подробнее и многочисленнее становятся описания событий. Гораздо более информативны и изобразительные источники.

Многое из того, что окружает нас сейчас, возникло именнов эпоху Нового времени. Это относится к облику городов и жилищ, мебели и одежде, привычкам и вкусам, религи и политическим идеям. Произведения художников, писателей, мыслителей того времени являются важнейшей составной частью мировой культуры.

Вместе с тем раннее Новое время — это и эпоха непрерывных войн и жестокостей, «охоты на ведьм» и истребления индейцев.

 

Новые изобретения и усовершенствования

Одним из «вечных» проблем развития – была проблема источника энергии.

Когда-то в первобытном периоде, единственным источником энергии для человека (как и для животных) – была лишь мускульная сила.

Еще одним давним и одним из первых «внечеловеческих» источников энергии стал огонь, который согревал человека, позволял обрабатывать пищу и даже защищал от хищников.

Чуть позже – в период зарождения цивилизации – человек научился использовать мускульную силу животных (гораздо более сильных и выносливых, чем сам человек).

Наконец в античности и Средневековье человек научился использовать природные силы (силу ветра и силу течения воды) - ветряные и водяные мельницы, парус.

Со временем люди усовершенствовали «огненный» источник энергии - научились добывать и применять каменный уголь.

 

 

 

 


 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие из изобретений, по вашему мнению, были самыми важными для европейцев, которые отправлялись открывать новые земли?
2. Перечислите причины великих географических открытий в последовательности, которая, на ваш взгляд, соответствует их значимости.