ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Введение. От средневековья к началу Нового времени. Раздел 1. 1.1. Научные открытия к началу Нового времени. Раздел 2. 2.1. Зарождение предпринимательства и капитализма. Раздел 3. 3.1. Османская империя и Иран: могущество и упадок. ИСТОРИЯ РОССИИ XVI – XVII ВВ. Раздел 4. 4.1. Мир и Россия в XIV-XV вв. Раздел 5. 5.1. Династический кризис власти и правление Бориса Годунова. Раздел 6. 6.1. Социально-экономическое развитие России в ХVII в.
|
Тема 1.1. Научные открытия к началу Нового времени.
Начиная с XV в. жизнь населения европейских стран изменяется. Она становится не похожа ни Античность, ни на «средние» века. ![]() Вспомните, какие особенности определяли жизнь человека в эпоху Античности? Вспомните, какие особенности определяли жизнь человека в эпоху Средневековья?
Стремительно менялось представление человека о мире, увеличивались знания, распространялась грамотность, менялось мировоззрение. Наступавшую эпоху назвали Новым временем. Единой точки зрения, когда началось и когда закончилось Новое время не существует. Однако, чаще всего к Новому времени относят период с конца XV до начала XX в. Конец XV—XVII в. называют ранним Новым временем - это переходный период, когда средневековые традиции ещё сохраняли свою силу во многих сферах жизни, а черты нового ещё только зарождались.
Традиционно мы привыкли делить неление мира на несколько регионов. Как правило, говоря о мире, мы мысленно разделяем его на более древний и многочисленный Восток (Азия, Африка, Индия) и сравнительно молодой и менее населенный Запад (Европа и Северная Америка). В начале Нового времени Европа по численности населения, по богатству и уровню экономического развития отставала от Востока. Общества и государства Востока ориентировались на сохранение традиций, процесс развития в этом случае замдлен. Поэтому, когда в Европе начались бурные изменения Нового времи, - на Востоке такие изменения не произошли. Начиная с XV столетия Европа и другие части света всё теснее взаимодействуют друг с другом, причём инициатива переходит к Европе. Европейцы пересекают океаны и осваивают неведомые им ранее земли. Целые континенты, недостижимые ранее - становятся близкими. На Западе происходит «военная революция», появляется огнестрельное оружие. Некоторые страны Востока стремятся перенять европейский прогресс и становятся так называемыми «пороховыми империями»: Османская империя, Иран, государство Великих Моголов в Индии. Все они были созданы силой оружия, и организация власти и общества в них, особенно в Турции, была приспособлена к ведению постоянных войн.
Раннее Новое время отделено от нас на 600-700 лет. Это сраванительно немного. Если вы заметили изучая предыдущий курс истории, чем ближе к настоящему, тем большее количество событий и фактов наполняет содержание истории. Это не значит, что раньше происходило меньше событий или они были не такими значимыми. Просто чем ближе к нашим дням, тем большее количество информации может сохраниться. До изобретения письменности события было трудно сохранять в памяти, они стирались и искажались. Это период Древнего мира. Изобретение письменности в конце Дренеисторического периода сразу же позволило узнавать и хранить гораздо больше информации. В период Античности и Средневековья количество письменных источников стремительно растет. В Новое время значение письменных источников по сравнению с предшествующим пе риодом еще более возрастает, что во многом связано с распространением книгопечатания. Подробнее и многочисленнее становятся описания событий. Гораздо более информативны и изобразительные источники. Многое из того, что окружает нас сейчас, возникло именнов эпоху Нового времени. Это относится к облику городов и жилищ, мебели и одежде, привычкам и вкусам, религи и политическим идеям. Произведения художников, писателей, мыслителей того времени являются важнейшей составной частью мировой культуры. Вместе с тем раннее Новое время — это и эпоха непрерывных войн и жестокостей, «охоты на ведьм» и истребления индейцев.
Раннее Новое время отделено от нас на 600-700 лет. Это сраванительно немного. Если вы заметили изучая предыдущий курс истории, чем ближе к настоящему, тем большее количество событий и фактов наполняет содержание истории. Это не значит, что раньше происходило меньше событий или они были не такими значимыми. Просто чем ближе к нашим дням, тем большее количество информации может сохраниться. До изобретения письменности события было трудно сохранять в памяти, они стирались и искажались. Это период Древнего мира. Изобретение письменности в конце Дренеисторического периода сразу же позволило узнавать и хранить гораздо больше информации. В период Античности и Средневековья количество письменных источников стремительно растет. В Новое время значение письменных источников по сравнению с предшествующим пе риодом еще более возрастает, что во многом связано с распространением книгопечатания. Подробнее и многочисленнее становятся описания событий. Гораздо более информативны и изобразительные источники. Многое из того, что окружает нас сейчас, возникло именнов эпоху Нового времени. Это относится к облику городов и жилищ, мебели и одежде, привычкам и вкусам, религи и политическим идеям. Произведения художников, писателей, мыслителей того времени являются важнейшей составной частью мировой культуры. Вместе с тем раннее Новое время — это и эпоха непрерывных войн и жестокостей, «охоты на ведьм» и истребления индейцев.
Новые изобретения и усовершенствования ![]() Одним из «вечных» проблем развития – была проблема источника энергии. Когда-то в первобытном периоде, единственным источником энергии для человека (как и для животных) – была лишь мускульная сила. Еще одним давним и одним из первых «внечеловеческих» источников энергии стал огонь, который согревал человека, позволял обрабатывать пищу и даже защищал от хищников. Чуть позже – в период зарождения цивилизации – человек научился использовать мускульную силу животных (гораздо более сильных и выносливых, чем сам человек). Наконец в античности и Средневековье человек научился использовать природные силы (силу ветра и силу течения воды) - ветряные и водяные мельницы, парус. Со временем люди усовершенствовали «огненный» источник энергии - научились добывать и применять каменный уголь.
Вопросы для самоконтроля: 1. Какие из изобретений, по вашему мнению, были самыми важными для европейцев, которые отправлялись открывать новые земли?
|