На рубеже XVI—XVII вв. идеалы Ренессанса сохраняют свою силу, но переосмысливаются.
Центральный проблемой мыслителей XVI—XVII вв. становится вопрос - в какой степени человек — творец своей судьбы, или же он лишь игрушка в руках могущественных сил.
В полной мере это проявилось в трагедиях Уильяма Шекспира (1564—1616) «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Ромео и Джульетта».
Среди испанских авторов этого времени выделялся Мигель де Сервантес (1547—1616).
Его роман «Дон Кихот», изначально задумывавшийся как пародия на рыцарские романы, приобрёл всемирную известность и считается подлинной энциклопедией испанской жизни того времени.
В произведении выведены основные принципы гуманизма: главный герой отвергает феодальные предрассудки и говорит, что справедливость должна быть не только для богатых, но и для бедных.
Роман глубоко анализирует человеческую природу, показывая две стороны душевной деятельности: благородный идеализм (Дон Кихот) и реалистическую практичность (оруженосец Санчо Панса).
XVII век — столетие расцвета испанского театра, время, когда закладывались многие сюжетные традиции, которые будут впоследствии воспроизводиться по всей Европе.
Самым знаменитым драматургом той эпохи был Лопе де Вега (1562—1635).
Он работал во многих жанрах — от эпических поэм до пасторальных романов. Его комедии, такие как «Собака на сене», славились строумием и естественностью диалогов.
«Собака на сене», несмотря на принадлежность к жанру комедии, является драмой, в которой два любящих друг друга человека разделены сословными барьерами, созданными обществом; чтобы приблизить своё счастье, они вынуждены идти на подлог и вводить в заблуждение окружающих.
Лопе де Вега написал полторы тысячи пьес, сохранилось меньше трети, но часть из них хорошо известна и сегодня.