ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Введение. От средневековья к началу Нового времени.

Раздел 1.
Мир в начале Нового времени.

1.1. Научные открытия к началу Нового времени.
1.2. Великие географические открытия.
1.3. Колониальные империи раннего Нового времени.

Раздел 2.
Европа в XVI–XVII вв.: традиции и новизна.

2.1. Зарождение предпринимательства и капитализма.
2.2. Человек, общество и государство.
2.3. Реформация и Контрреформация.
2.4. Германские земли и держава австрийских Габсбургов.
2.5. Испанская монархия.
2.6. Нидерланды: путь к расцвету.
2.7. Франция: становление абсолютизма.
2.8. Англия в XVI — начале XVII в.
2.9. Англия: век революций.
2.10. Речь Посполитая.
2.11. Международные отношения в XVI–XVII вв.
2.12. Культура эпохи Возрождения.
2.13. Культура XVII в.: барокко и классицизм.
2.14. Научная революция.

Раздел 3.
Страны Азии и Африки в XVI–XVII вв.

3.1. Османская империя и Иран: могущество и упадок.
3.2. Индия в эпоху Великих Моголов.
3.3. Китай и Япония: в поисках стабильности.
3.4. Африка: разные судьбы государств и народов.

ИСТОРИЯ РОССИИ XVI – XVII ВВ.

Раздел 4.
Россия в XVI в.

4.1. Мир и Россия в XIV-XV вв.
4.2. Россия в 1533–1547 гг.
4.3. Начало царствования Ивана IV.
4.4. Русское общество в XVI в.
4.5. Военные реформы Ивана IV и Избранной рад
4.6. Наследники Золотой Орды в середине XVI в.
4.7. Присоединение Поволжья. Начало Ливонской войны.
4.8. Ликвидация Избранной рады и введение опричнины.
4.9. Завершение эпохи Ивана Грозного.
4.10. Россия при царе Фёдоре Ивановиче.
4.11. Развитие культуры в XVI в.
4.12. Духовная жизнь общества в XVI в.
4.13. Обобщающее повторение «Россия в XVI в.»

Раздел 5.
Смутное время.

5.1. Династический кризис власти и правление Бориса Годунова.
5.2. Лжедмитрий I.
5.3. Шуйский и Лжедмитрий II. Иностранная интервенция.
5.4. Минин и Пожарский. Освобождение Москвы.
5.5. Завершение Смуты и иностранной интервенции.

Раздел 6.
Россия при первых Романовых

6.1. Социально-экономическое развитие России в ХVII в.
6.2. Народные движения в XVII в.
6.3. Внешняя политика России в XVII в.
6.4. Церковный раскол.
6.5. Народы России в XVII в.
6.6. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
6.7. Культура народов России в XVII веке.
6.8. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.
6.9. Обобщающее повторение «Развитие России в XVII в.»

 

 

 

Тема 2.13. Культура XVII в.: барокко и классицизм.

• Барокко
• Классицизм
• ...
• ...
• ...
• ...
...
• ...
• ...

 

 

 

Литература и драматургия.

 

На рубеже XVI—XVII вв. идеалы Ренессанса сохраняют свою силу, но переосмысливаются.

Центральный проблемой мыслителей XVI—XVII вв. становится вопрос - в какой степени человек — творец своей судьбы, или же он лишь игрушка в руках могущественных сил.

В полной мере это проявилось в трагедиях Уильяма Шекспира (1564—1616) «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Ромео и Джульетта».

 

 

Среди испанских авторов этого времени выделялся Мигель де Сервантес (1547—1616).

Его роман «Дон Кихот», изначально задумывавшийся как пародия на рыцарские романы, приобрёл всемирную известность и считается подлинной энциклопедией испанской жизни того времени.

В произведении выведены основные принципы гуманизма: главный герой отвергает феодальные предрассудки и говорит, что справедливость должна быть не только для богатых, но и для бедных.

Роман глубоко анализирует человеческую природу, показывая две стороны душевной деятельности: благородный идеализм (Дон Кихот) и реалистическую практичность (оруженосец Санчо Панса).

XVII век — столетие расцвета испанского театра, время, когда закладывались многие сюжетные традиции, которые будут впоследствии воспроизводиться по всей Европе.

Самым знаменитым драматургом той эпохи был Лопе де Вега (1562—1635).

Он работал во многих жанрах — от эпических поэм до пасторальных романов. Его комедии, такие как «Собака на сене», славились строумием и естественностью диалогов.

«Собака на сене», несмотря на принадлежность к жанру комедии, является драмой, в которой два любящих друг друга человека разделены сословными барьерами, созданными обществом; чтобы приблизить своё счастье, они вынуждены идти на подлог и вводить в заблуждение окружающих.

Лопе де Вега написал полторы тысячи пьес, сохранилось меньше трети, но часть из них хорошо известна и сегодня.

 

 

 

 

Эпоха барокко.

 

В конце XVI в. в Италии возникает новый художественный стиль. Он просуществовал до середины XVIII в. и получил название барокко (пышный, позолоченный).

Стиль барокко зародился в Риме, где велось активное строительство церквей и монастырей. Новые архитектурные формы, придавали зданиям величественность и торжественность. Внутреннее убранство храмов было пронизано светом, впечатляло роскошью росписей и декора, позолотой.

Барочная архитектура стала противоположностью ренессансной. Обращение к разуму сменилось обращением к чувствам. На смену гармоничным строениям, созданным по античным образцам, приходят здания, словно находящиеся в постоянном движении, с искривлёнными линиями, намеренным отсутствием классических пропорций.

Преимущественно в Риме работал самый известный зодчий и скульптор той эпохи Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680). Созданный им ансамбль площади собора Святого Петра должен был подчеркнуть могущество католической веры и её духовного лидера — папы.

Важным элементом барочной архитектуры становятся лестницы.

Литература эпохи барокко отражала новое восприятие человека как личности, раздираемой противоречиями. В произведениях испанских драматургов в это время впервые появляется популярный впоследствии в Европе образ Дон Жуана — дворянина, ради наслаждений порывающего с традиционной моралью.

 

Изобразительное искусство.

 

Воплощением барокко в живописи считается творчество фламандца Питера Пауля Рубенса (1577—1640).

Рубенс был мастером портрета. Для его картин характерны полные динамизма сцены и яркость красок. Авторы этой эпохи проявляли большое внимание к деталям, передавали малейшие нюансы освещения.

 

Величайшим голландским художником этой эпохи был Рембрандт (1606—1669). Он создал немало полотен на религиозные сюжеты. Его также привлекали пейзажи и мифологические сюжеты, его портреты славились схожестью с оригиналами, непревзойдённой игрой света и тени.

 

 

 

 

 

 

Самым ярким мастером золотого века испанской живописи стал Диего Веласкес (1599—1660). Его персонажи из народа не кажутся ни бедными, ни убогими — они по-своему красивы и неизменно сохраняют чувство собственного достоинства, их лица свидетельствуют о хорошем знании изнанки жизни.

 

 

 

 

 

 

От барокко к классицизму.

 

Параллельно с барокко с середины XVII в. утверждался и другой стиль — классицизм (от лат. classicus — образцовый).

Кклассицизм достигает расцвета во Франции. В противоположность барокко для него характерны простота и чистота геометрических линий, симметрия, отсутствие излишеств в декоре.

Огромный и величественный королевский дворец в Версале был построен в классическом стиле, хотя в его интерьерах и чувствовалось влияние барокко. Окружавший его регулярный парк с прудами и фонтанами демонстрировал, что королю-солнцу под силу обуздать и упорядочить даже саму природу.

Для театра классицизма был характерен принцип трёх единств — времени, места и действия. Сюжет пьесы не мог разворачиваться за пределами одного дня, все действия должны были происходить в одном месте (в идеале даже в одном помещении) и относиться только к одному главному событию.

В жанре комедии работал французский драматург — Мольер (1622—1673). Его произведения не только заложили основы современной комедии. Его пьеса «Тартюф, или Обманщик».

 


 

Итоги

 

В культуре XVII в. отразилась вся сложность и противоречивость эпохи. Переосмысливается наследие эпохи Возрождения, в полной мере проявляется барокко, отрицающее простоту и гармонию античных образцов, и, наконец, зарождается классицизм, прославляющий упорядоченность, которую несёт с собой государство Нового времени.


 

 

 

 


 

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему XVII столетие называется золотым веком голландской живописи? Как расцвет искусства связан с историей страны?
2. Почему, с вашей точки зрения, в XVII в. таким спросом пользовалось искусство портрета?
3. Используя дополнительные источники, подготовьте рассказ о любом архитектурном шедевре, построенном в Европе в рамках классицизма.
4. Какие различия вы видите между искусством Возрождения и искусством классицизма?
5. Используя дополнительные источники, подготовьте презентацию об одном из упомянутых в тексте параграфа драматургов. Расскажите о его жизненном пути, особенностях его пьес.