ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Введение. От средневековья к началу Нового времени.

Раздел 1.
Мир в начале Нового времени.

1.1. Научные открытия к началу Нового времени.
1.2. Великие географические открытия.
1.3. Колониальные империи раннего Нового времени.

Раздел 2.
Европа в XVI–XVII вв.: традиции и новизна.

2.1. Зарождение предпринимательства и капитализма.
2.2. Человек, общество и государство.
2.3. Реформация и Контрреформация.
2.4. Германские земли и держава австрийских Габсбургов.
2.5. Испанская монархия.
2.6. Нидерланды: путь к расцвету.
2.7. Франция: становление абсолютизма.
2.8. Англия в XVI — начале XVII в.
2.9. Англия: век революций.
2.10. Речь Посполитая.
2.11. Международные отношения в XVI–XVII вв.
2.12. Культура эпохи Возрождения.
2.13. Культура XVII в.: барокко и классицизм.
2.14. Научная революция.

Раздел 3.
Страны Азии и Африки в XVI–XVII вв.

3.1. Османская империя и Иран: могущество и упадок.
3.2. Индия в эпоху Великих Моголов.
3.3. Китай и Япония: в поисках стабильности.
3.4. Африка: разные судьбы государств и народов.

ИСТОРИЯ РОССИИ XVI – XVII ВВ.

Раздел 4.
Россия в XVI в.

4.1. Мир и Россия в XIV-XV вв.
4.2. Россия в 1533–1547 гг.
4.3. Начало царствования Ивана IV.
4.4. Русское общество в XVI в.
4.5. Военные реформы Ивана IV и Избранной рад
4.6. Наследники Золотой Орды в середине XVI в.
4.7. Присоединение Поволжья. Начало Ливонской войны.
4.8. Ликвидация Избранной рады и введение опричнины.
4.9. Завершение эпохи Ивана Грозного.
4.10. Россия при царе Фёдоре Ивановиче.
4.11. Развитие культуры в XVI в.
4.12. Духовная жизнь общества в XVI в.
4.13. Обобщающее повторение «Россия в XVI в.»

Раздел 5.
Смутное время.

5.1. Династический кризис власти и правление Бориса Годунова.
5.2. Лжедмитрий I.
5.3. Шуйский и Лжедмитрий II. Иностранная интервенция.
5.4. Минин и Пожарский. Освобождение Москвы.
5.5. Завершение Смуты и иностранной интервенции.

Раздел 6.
Россия при первых Романовых

6.1. Социально-экономическое развитие России в ХVII в.
6.2. Народные движения в XVII в.
6.3. Внешняя политика России в XVII в.
6.4. Церковный раскол.
6.5. Народы России в XVII в.
6.6. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
6.7. Культура народов России в XVII веке.
6.8. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.
6.9. Обобщающее повторение «Развитие России в XVII в.»

 

 

 

Тема 2.14. Научная революция.

• Научная революция
• Геоцентрическая
• Гелиоцентрическая
• Рационализм
• Прогресс
• Суверенитет
...
• ...
• ...

 

 

 

Мир познаваем разумом.

 

Постепенно укрепляется мысль о том, что мир создан и развивается в соответствии с законами природы.

В XVII веке в Европе начинается научная революция — коренное изменение целей и способов познания мира.

Основанный на разуме метод познания получил название рационализм. Создан ли мир Богом или нет, но мир имеет общие физические законы — их и должна выявлять наука.

Главными целями науки становится поиск истины. Самые важные открытия в ходе научной революции были совершены в астрономии, механике, физике, химии и медицине.

Уже в середине XVI в. учёные начали критиковать средневековые представления о мире, основывавшиеся на учении Аристотеля.

В начале XVII в. английский философ Фрэнсис Бэкон выразил уверенность, что основа науки — опыт и эксперимент.

 

Открытия XVII века.

 

Множество открытий, сделанных в это время, привели к появлению новых необходимых людям вещей.

- на циферблатах часов появились минутные и секундные стрелки
- Галилей изобрёл телескоп
- в медицине появляется термометр для измерения температуры человеческого тела
- голландец Левенгук изобретает микроскоп и первым описывает микроорганизмы
- англичанин Уильям Харви описывает законы кровообращения
- француз Блез Паскаль создал арифметическую машину для сложения и вычитания, а также разработал основы теории вероятностей.

Не менее важными оказались открытия в естественных науках.

- англичане Роберт Бойль и Роберт Гук заложили основы современной химии
- Бойль придумал название «барометр» для прибора, измеряющего давление, выявил роль воздуха в процессе горения
- Гук установил, что все растения состоят из одинаковых крошечных ячеек, которые назвал клетками.

 

Прорыв в астрономии.

 

Согласно построениям Аристотеля и Птолемея Вселенная была конечна, а в центре мира находилась неподвижная Земля, вокруг которой по круговым орбитам двигались с неизменной скоростью все планеты. Такая система мира называлась геоцентрической (греч. geo — Земля).

Причину смены дня и ночи астрономы того времени видели в обращении Солнца вокруг Земли. А движение планет, в свою очередь, объяснялось тем, что они прикреплены к вращающимся невидимым глазу сферам.

Правильная идея о том, что не Земял, а Солнце — центр мира, звучала ещё в Античности, но была забыта. Первым, кто убедительно высказал её в XVI в., стал польский астроном Николай Коперник (1473—1543). Коперник утверждал, что все планеты движутся вокруг Солнца. Смену дня и ночи он объяснил тем, что Земля вращается вокруг собственной оси. Такая система именовалась гелиоцентрической (греч. helyos — Солнце).

Основываясь на трудах Коперника, итальянский философ Джордано Бруно, настаивал на бесконечности Вселенной и множественности миров. Отказавшись отречься от своих взглядов, в 1600 г. он был сожжён инквизицией.

В 1627 г. немецким физиком и астрономом Иоганном Кеплером были составлены таблицы движения планет вокруг Солнца.

В самом начале XVII в. механик и астроном Галилео Галилей (1564—1642) при помощи телескопа обнаружил, что Луна покрыта кратерами, Млечный Путь состоит из звёзд, Юпитер окружён спутниками, у Сатурна есть кольца, а на Солнце существуют пятна.

 

Научная система мироустройства и понятие прогресса.

 

В начале XVII в. старая система мира, созданная Аристотелем, рухнула, а новая пока не появилась.

Её пытались создать и Кеплер, и французский философ Рене Декарт (1596—1650). Декарт утверждал, что в поисках истины главным условием является сомнение. Именно это утверждение он и положил в основу новой философии.

Новую систему мира, основанную на наблюдениях, расчётах и экспериментах, смог создать в конце XVII в. английский физик Исаак Ньютон (1643—1727). В разные периоды своей жизни Ньютон занимался математикой, проблемами движения и света, физикой, химией. Ньютон высказал утверждение о том, что «все небесные тела, каковы бы они ни были, обладают притяжением», сформулировав, таким образом, знаменитый закон всемирного тяготения.

Так стало ясно, что всё, происходящее на земле и на небе, в космосе и в микромире, подчиняется одним и тем же правилам. Достижения Ньютона воспринимались современниками как модель для познания всех закономерностей в природе и обществе.

На основе веры во всемогущество разума появляется понятие прогресса.

Прогресс — остепенное и постоянное движение вперёд, к лучшей жизни, а не к концу света, как считалось ранее.

Именно наука должна была изменить жизнь человечества. XVII век — это век наблюдений за природой, обществом, человеком. Казалось, что всё вокруг можно разложить на составляющие, проанализировать, понять, как работает эта «машина». Не случайно очень популярным стало слово «анатомия».

Научная революция создала совершенно новую, единую, логичную и упорядоченную картину мира, а сама наука постепенно превратилась в профессию.

Отныне исследователь перестал быть одиночкой, начал опираться на достижения коллег и предшественников, пользоваться поддержкой государства, уважением в обществе. Возникла вера во всемогущество науки, а те теории, которые были высказаны в годы научной революции, во многом обусловили направления исследований и в последующие века.

 

Естественное право и общественный договор.

 

В XVII в. науку начали применять и к обществу. Когда учёные выяснили, что в основе природы лежат чёткие и познаваемые законы, они стали задаваться вопросом: если человек — часть природы, а общество — творение человека, то, возможно, аналогичные законы лежат и в основе общества?

Но отчего же тогда в природе царит гармония, а в обществе — войны, голод, нищета? Возможно, это происходит оттого, что человек, в отличие от природы, принимает неправильные законы.

Одним из тех, кто разрабатывал проблемы происхождения общества и государства, стал английский философ Томас Гоббс (1588—1679). В 1651 г. он опубликовал главный труд своей жизни «Левиафан». Гоббс утверждал, что ещё до появления общества, в естественном (т. е. природном) состоянии человек обладал рядом естественных прав - и прежде всего право на самосохранение.

Но изначально ничто не могло обеспечить это право человека в древние века, поскольку люди находились в состоянии войны «всех против всех».

Разрешить это противоречие, по Гоббсу, могла лишь сильная власть, которую люди некогда, объединившись в общество, т. е. заключив общественный договор, решили над собой поставить и согласились добровольно ей подчиняться. Законы принимаемые этой властью не должны противоречить естественным правам. Власть суверена безгранична и несменяема, однако он и сам должен подчиняться законам, поскольку именно в равенстве перед законом — залог всеобщей свободы.

В переходе от состояния всеобщей вражды и ненависти к мирному состоянию в созданном на основе договора государстве Гоббс и видит залог мирного сосуществования людей в обществе.

 


 

Итоги

 

В XVI — начале XVIII в. в Европе произошли важнейшие изменения, обеспечившие её научное превосходство. Приоритетом для учёных стала польза, которую их открытия должны были принести человечеству. Было совершено множество открытий, возникла новая картина мира.


 

ИТОГИ РАЗДЕЛА

  • Золото и серебро из Нового Света вызвали в Европе невиданное ранее явление — «революцию цен». Цена драгоценных металлов стала падать, товары — дорожать. Монархам стало не хватать налогов, сеньорам — поступлений от крестьян. И те и другие занялись поиском новых доходов.
  • Развивалось товарно-денежное хозяйство, оно вытесняло натуральное хозяйство и порождало капитализм. Знамением времени стало получение прибыли, формирование свободного рынка товаров и рабочей силы. Рост спроса на товары поощрял постоянное вкладывание денег в расширение производства. Ответом на него стало распространение рассеянных и централизованных мануфактур, на которых господствовал ручной труд, однако использовалось разделение труда и могли применяться механизмы.
  • Сельская Европа разделилась на Западную, где развивались капиталистическая аренда и специализация хозяйств, а свободные крестьяне сосредоточили в своих руках немалую часть земель, и на Восточную, где воцарилось крепостное право, а помещики нередко диктовали центральной власти свои условия.
  • Возникло «новое государство», активно вмешивавшееся в жизнь подданных и нередко стремившееся её регламентировать, опиравшееся на наёмную армию и управлявшееся посредством чиновников. Сословно-представительную (представительную) монархию заменила монархия абсолютная.
  • Общество по-прежнему оставалось сословным, однако роль третьего сословия постоянно увеличивалась, а роль первого уменьшалась.
  • Многое менялось в повседневной жизни людей: в устройстве дома, питании и одежде, семейной жизни, отношении к детям.
  • Реформация привела к расколу католической церкви и возникновению новых направлений в христианстве, таких как лютеранство и кальвинизм. В ряде стран Реформация вызвала тяжёлые общественные потрясения и религиозные войны. Контрреформация позволила католической церкви остановить наступление Реформации.
  • Общим направлением политического развития Европы было складывание абсолютой монархии, достигшей расцвета во Франции во второй половине XVII в.
  • Абсолютизм в каждой стране имел свои особенности, а кое-где вообще не утвердился. Так, в Священной Римской империи князья не допускали усиления императора, но абсолютизм развивался в отдельных землях. В Речи Посполитой усиление магнатов привело к ослаблению королевской власти. В Нидерландах в ходе освободительного движения против Испании возникла республиканская форма государственного устройства.
  • Огромное значение и для Англии, и для всей Европы имели Английская революция 1640—1660 гг. и Славная революция 1688 г., закрепившая важные изменения в политическом устройстве страны.
  • В XVI—XVII вв. в бесконечных войнах и переговорах укреплялся принцип государственного интереса, что свидетельствовало о переменах в международных отношениях. В Европе начала формироваться система «равновесия».
  • XVI век ознаменовался расцветом культуры Возрождения. В конце XVI и в XVII в. на смену ему пришли новые направления в литературе и искусстве — барокко и классицизм.
  • XVII век был временем научной революции, в ходе которой сформировалась новая картина мира и кардинально изменилась роль науки в обществе.
  •  


     

     

     

     


     

    Вопросы для самоконтроля:

    1. В чём разница между старыми и новыми представлениями об устройстве мира?
    2. Обсудите в классе, почему именно открытия в астрономии привели к разрушению старой системы мира.
    3. Какие открытия эпохи научной революции вам кажутся наиболее важными и почему?
    4. Используя дополнительные источники, подготовьте презентацию об одном из важных открытий, совершённых в ходе научной революции.
    5. Используя дополнительные источники, подготовьте сообщение об одном из выдающихся учёных времён научной революции.