ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Введение. От средневековья к началу Нового времени.

Раздел 1.
Мир в начале Нового времени.

1.1. Научные открытия к началу Нового времени.
1.2. Великие географические открытия.
1.3. Колониальные империи раннего Нового времени.

Раздел 2.
Европа в XVI–XVII вв.: традиции и новизна.

2.1. Зарождение предпринимательства и капитализма.
2.2. Человек, общество и государство.
2.3. Реформация и Контрреформация.
2.4. Германские земли и держава австрийских Габсбургов.
2.5. Испанская монархия.
2.6. Нидерланды: путь к расцвету.
2.7. Франция: становление абсолютизма.
2.8. Англия в XVI — начале XVII в.
2.9. Англия: век революций.
2.10. Речь Посполитая.
2.11. Международные отношения в XVI–XVII вв.
2.12. Культура эпохи Возрождения.
2.13. Культура XVII в.: барокко и классицизм.
2.14. Научная революция.

Раздел 3.
Страны Азии и Африки в XVI–XVII вв.

3.1. Османская империя и Иран: могущество и упадок.
3.2. Индия в эпоху Великих Моголов.
3.3. Китай и Япония: в поисках стабильности.
3.4. Африка: разные судьбы государств и народов.

ИСТОРИЯ РОССИИ XVI – XVII ВВ.

Раздел 4.
Россия в XVI в.

4.1. Мир и Россия в XIV-XV вв.
4.2. Россия в 1533–1547 гг.
4.3. Начало царствования Ивана IV.
4.4. Русское общество в XVI в.
4.5. Военные реформы Ивана IV и Избранной рад
4.6. Наследники Золотой Орды в середине XVI в.
4.7. Присоединение Поволжья. Начало Ливонской войны.
4.8. Ликвидация Избранной рады и введение опричнины.
4.9. Завершение эпохи Ивана Грозного.
4.10. Россия при царе Фёдоре Ивановиче.
4.11. Развитие культуры в XVI в.
4.12. Духовная жизнь общества в XVI в.
4.13. Обобщающее повторение «Россия в XVI в.»

Раздел 5.
Смутное время.

5.1. Династический кризис власти и правление Бориса Годунова.
5.2. Лжедмитрий I.
5.3. Шуйский и Лжедмитрий II. Иностранная интервенция.
5.4. Минин и Пожарский. Освобождение Москвы.
5.5. Завершение Смуты и иностранной интервенции.

Раздел 6.
Россия при первых Романовых

6.1. Социально-экономическое развитие России в ХVII в.
6.2. Народные движения в XVII в.
6.3. Внешняя политика России в XVII в.
6.4. Церковный раскол.
6.5. Народы России в XVII в.
6.6. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
6.7. Культура народов России в XVII веке.
6.8. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.
6.9. Обобщающее повторение «Развитие России в XVII в.»

 

 

 

Тема 2.14. Научная революция.


 

Мир познаваем разумом.

 

...

 

Открытия, приносящие пользу.

 

...

 

Остановить Cолнце.

 

...

 

Новое видение мира.

 

...

 

Прогресс разума.

 

...

 

Естественные права.

 

...

...

.....

 


 

Итоги

 

В XVI — начале XVIII в. в Европе произошли важнейшие изменения, обеспечившие её научное превосходство. Приоритетом для учёных стала польза, которую их открытия должны были принести человечеству. Было совершено множество открытий, возникла новая картина мира.


 

ИТОГИ РАЗДЕЛА

  • Золото и серебро из Нового Света вызвали в Европе невиданное ранее явление — «революцию цен». Цена драгоценных металлов стала падать, товары — дорожать. Монархам стало не хватать налогов, сеньорам — поступлений от крестьян. И те и другие занялись поиском новых доходов.
  • Развивалось товарно-денежное хозяйство, оно вытесняло натуральное хозяйство и порождало капитализм. Знамением времени стало получение прибыли, формирование свободного рынка товаров и рабочей силы. Рост спроса на товары поощрял постоянное вкладывание денег в расширение производства. Ответом на него стало распространение рассеянных и централизованных мануфактур, на которых господствовал ручной труд, однако использовалось разделение труда и могли применяться механизмы.
  • Сельская Европа разделилась на Западную, где развивались капиталистическая аренда и специализация хозяйств, а свободные крестьяне сосредоточили в своих руках немалую часть земель, и на Восточную, где воцарилось крепостное право, а помещики нередко диктовали центральной власти свои условия.
  • Возникло «новое государство», активно вмешивавшееся в жизнь подданных и нередко стремившееся её регламентировать, опиравшееся на наёмную армию и управлявшееся посредством чиновников. Сословно-представительную (представительную) монархию заменила монархия абсолютная.
  • Общество по-прежнему оставалось сословным, однако роль третьего сословия постоянно увеличивалась, а роль первого уменьшалась.
  • Многое менялось в повседневной жизни людей: в устройстве дома, питании и одежде, семейной жизни, отношении к детям.
  • Реформация привела к расколу католической церкви и возникновению новых направлений в христианстве, таких как лютеранство и кальвинизм. В ряде стран Реформация вызвала тяжёлые общественные потрясения и религиозные войны. Контрреформация позволила католической церкви остановить наступление Реформации.
  • Общим направлением политического развития Европы было складывание абсолютой монархии, достигшей расцвета во Франции во второй половине XVII в.
  • Абсолютизм в каждой стране имел свои особенности, а кое-где вообще не утвердился. Так, в Священной Римской империи князья не допускали усиления императора, но абсолютизм развивался в отдельных землях. В Речи Посполитой усиление магнатов привело к ослаблению королевской власти. В Нидерландах в ходе освободительного движения против Испании возникла республиканская форма государственного устройства.
  • Огромное значение и для Англии, и для всей Европы имели Английская революция 1640—1660 гг. и Славная революция 1688 г., закрепившая важные изменения в политическом устройстве страны.
  • В XVI—XVII вв. в бесконечных войнах и переговорах укреплялся принцип государственного интереса, что свидетельствовало о переменах в международных отношениях. В Европе начала формироваться система «равновесия».
  • XVI век ознаменовался расцветом культуры Возрождения. В конце XVI и в XVII в. на смену ему пришли новые направления в литературе и искусстве — барокко и классицизм.
  • XVII век был временем научной революции, в ходе которой сформировалась новая картина мира и кардинально изменилась роль науки в обществе.
  •  


     

     

     

     


     

    Вопросы для самоконтроля:

    1. В чём разница между старыми и новыми представлениями об устройстве мира?
    2. Обсудите в классе, почему именно открытия в астрономии привели к разрушению старой системы мира.
    3. Какие открытия эпохи научной революции вам кажутся наиболее важными и почему?
    4. Используя дополнительные источники, подготовьте презентацию об одном из важных открытий, совершённых в ходе научной революции.
    5. Используя дополнительные источники, подготовьте сообщение об одном из выдающихся учёных времён научной революции.