Расцвет европейской культуры, последовавший за средневековьем, называют периодом Возрождения (или Ренессансом). Это было связано с активным проявлением интереса к давно забытым ценностям античной культуры.
Это начинается в середине XIV в. в Италии и впоследствии распространяется на всю Европу.
Основой эпохи Возрождения становится идейное течение - гуманизм (homo - человек) — интерес к человеку.
Гуманизм - это попытка понять смысл человеческой жизни, его мечты и страдания, вера в его безграничные возможности личности, в свободу и разум.
Увлечение Античностью способствовало изучению греческого и латинского языков. Появилось множество переводов древних авторов.
В конце XV в. появляются первые музеи, ведутся археологические раскопки. На рубеже XV—XVI вв. были найдены знаменитые скульптуры — Аполлон Бельведерский, Лаокоон.
Простота и гармоничность форм античных скульптур, величественность зданий - оказали большое влияние на творцов, превратились в образец для подражания.
Расцвет культуры в эпоху Возрождения охватил все образованные слои общества. Во дворцах становится модным покровительствовать учёным и архитекторам, художникам и поэтам, финансировать строительство церквей и дворцов.
Искусство Возрождения характеризовалось отходом от идеального изображения мира. Гуманизм заставлял авторов видеть людей такими, какие они есть, — с индивидуальными особенностями, недостатками, не обязательно совершенными и безупречно красивыми.
Господствовавшая в средние века разница между божественным и земным делается всё меньше, люди на картинах и в скульптуре становятся реальными.
Итальянское Возрождение.
На начало XVI в. приходится расцвет Возрождения в Италии. Этот период принято называть Высоким Возрождением.
В это время огромным авторитетом у современников пользуется Леонардо да Винчи.
Человек эпохи Возрождения, он создал такие всемирно известные шедевры живописи, как Джоконда и Тайная вечеря.
Мастерски используя светотень, он добивался придания объёма человеческим фигурам и предметам.
Другим признанным творцом эпохи Возрождения стал Микеланджело Буонарроти.
Художник и поэт, скульптор и архитектор, Микеланджело знаменит росписью свода Сикстинской капеллы в Ватикане, на которой изобразил Сотворение мира и начало библейской истории от грехопадения до Ноя.
Среди его великих скульптурных произведений статуя Давида, ставшая символом Флоренции.
В 1506 г. в Риме началось строительство главной церкви католического мира — собора Святого Петра.
Микеланджело руководил строительством на протяжении двух десятилетий, именно он стал творцом огромного купола и автором ряда других архитектурных решений, придавших собору грандиозность и величественность.
Официальным художником Венецианской республики был Тициан Вечеллио. Признанный мастер портрета.
В Венеции же работал Тинторетто, в мастерской которого привлекала внимание гордая надпись: «Рисунок Микеланджело, цвет Тициана».
Рафаэль Санти более всего прославился своими образами Девы Марии. Одно из самых известных его полотен — Сикстинская Мадонна.
Северное Возрождение.
Северное Возрождение испытывало и большое влияние Реформации. Так, в Германии на первый план выходили этическая, религиозная, политическая, историческая проблематика, большую роль играло книгопечатание.
В 1511 г. уроженец Нидерландов Эразм Роттердамский опубликовал книгу «Похвала глупости», прославившую его на всю Европу. Эта философская сатира высмеивала нравы, царившие в обществе, пороки и недостатки различных профессий и сословий, вплоть до римского папы.
В германских землях Северное Возрождение связывается с именем художника, гравёра и теоретика искусства Альбрехта Дюрера . Всю жизнь Дюрер оставался непревзойдённым портретистом, находился в поиске идеальных пропорций человеческого тела.
Современниками Дюрера были художники — Лукас Кранах и Ганс Гольбейн, иллюстрировавшие «Похвалу глупости» и ряд других произведений.
В середине XVI в. в Нидерландах творил Питер Брейгель Старший. Многие пейзажи и жанровые сценки художника посвящены изображению простых людей, жизни крестьян и горожан.
Мастер аллегорий и иносказаний, он смотрит на жизнь людей словно с высоты птичьего полёта; его полотна представляют собой удивительное сочетание широкого охвата пейзажей и чрезвычайного внимания к мелким деталям.
Идеальное государство.
Характерный для Возрождения интерес к человеку заставил авторов той эпохи задаваться вопросами о взаимоотношениях между индивидуумом и государством, пытаться осознать, есть ли пределы
у свободы человека и должно ли быть чем-то ограничено стремление государства к увеличению своей власти.
Именно эти проблемы поднимались в трактате государственного деятеля и дипломата Флорентийской республики -Никколо Макиавелли - «Государь».
Макиавелли ставил своей целью соединить теорию Античности, с практическим
опытом. Он рассматривал форму власти в государстве (монархию, аристократию или демократию) — зависящей от нравственного состояния народа. Макиавелли пришёл к выводу, что справиться с бедами может лишь сильный государь, который ради достижения успеха имеет полное право прибегать к жестокости, интригам и лжи.
Эпоха Возрождения стала временем создания многочисленных литературных утопий (от греч. «место, которого нет»). Название этому жанру дала книга Томаса Мора «Утопия» (1515).
Мор рассказывает о государстве Утопия, в котором воплотились идеалы Возрождения.
Автор описывает общество, где торжествует веротерпимость, право на свободный выбор профессии, где упразднены частная собственность, деньги, привилегии. В Утопии никто не ленится, все трудятся на общее благо, и шести часов в день для этого оказывается достаточно. Рабство существует, но лишь для взятых на войне пленных и преступников, а также оно заменяет смертный приговор, который полагается лишь за супружескую измену. Управляют этим обществом учёные.
После публикации книги Мора утопия стала популярным жанром, в котором работали авторы, желавшие поделиться с читателями своими мыслями об идеальном обществе и государстве. Одним из них стал Фрэнсис Бэкон.
Народный театр.
Европейский театр XV—XVI вв. находился ещё под большим влиянием средневековых традиций. Представления нередко устраивались на праздники. Особенно популярным в народе был карнавал (лат. carne vale — мясо, прощай), сопровождавшийся буйным весельем, играми, обрядами, одним из которых было представление в масках, за каждой из которых стоял определённый образ народной комедии.
Эти представления зачастую имели сатирический характер, высмеивались привилегированные сословия, государство, церковь.
Чрезвычайно распространённым в то время был такой жанр, как фарс ( лат. farcio — начинять). Изначально так называли комические и сатирические вставки в представления на религиозные сюжеты. Его характерными чертами были реалистичность, остроумие и вольнодумство.
Фарс играли на помостах, которые устанавливали на площадях, а иногда и в тавернах. Игра актёрской труппы отличалась выразительностью.
Грим был карикатурным: актёры посыпали себя мукой, приклеивали комические носы и бороды.
Из карнавальных традиций и фарса в Италии родился новый театральный жанр — комедия дель арте (итал. arte — профессия). Этот жанр иногда именуют и комедией масок, поскольку большинство персонажей носят маски, отсылающие к тому или иному хорошо знакомому зрителю типажу.
Итоги
В XV—XVI вв. на базе античного наследия в Европе складывается совершенно особая культура, пропитанная идеями гуманизма. Художники,
скульпторы и мыслители обращаются к человеку — изображают и ваяют его, задумываются о несправедливости окружающего мира, ищут рецепты всеобщего счастья.
Вопросы для самоконтроля:
1. Изучите иллюстрацию в начале параграфа. Используя дополнительные источники, назовите не менее пяти персонажей, изображённых на этой картине. По каким признакам можно определить, что художник относит действие к Античности? Пользуясь дополнительными источниками информации, определите, что означают жесты двух главных персонажей.
2. Используя дополнительные источники, подготовьте рассказ об одном из деятелей эпохи Возрождения.
3. Выявите общие черты и различия в творчестве деятелей итальянского и Северного Возрождения.
4. Используя ресурсы Интернета, подготовьте презентацию о влиянии Палладио на архитектуру последующих веков. Найдите здания, которые напоминают Ла Ротонду.