ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Введение. От средневековья к началу Нового времени.

Раздел 1.
Мир в начале Нового времени.

1.1. Научные открытия к началу Нового времени.
1.2. Великие географические открытия.
1.3. Колониальные империи раннего Нового времени.

Раздел 2.
Европа в XVI–XVII вв.: традиции и новизна.

2.1. Зарождение предпринимательства и капитализма.
2.2. Человек, общество и государство.
2.3. Реформация и Контрреформация.
2.4. Германские земли и держава австрийских Габсбургов.
2.5. Испанская монархия.
2.6. Нидерланды: путь к расцвету.
2.7. Франция: становление абсолютизма.
2.8. Англия в XVI — начале XVII в.
2.9. Англия: век революций.
2.10. Речь Посполитая.
2.11. Международные отношения в XVI–XVII вв.
2.12. Культура эпохи Возрождения.
2.13. Культура XVII в.: барокко и классицизм.
2.14. Научная революция.

Раздел 3.
Страны Азии и Африки в XVI–XVII вв.

3.1. Османская империя и Иран: могущество и упадок.
3.2. Индия в эпоху Великих Моголов.
3.3. Китай и Япония: в поисках стабильности.
3.4. Африка: разные судьбы государств и народов.

ИСТОРИЯ РОССИИ XVI – XVII ВВ.

Раздел 4.
Россия в XVI в.

4.1. Мир и Россия в XIV-XV вв.
4.2. Россия в 1533–1547 гг.
4.3. Начало царствования Ивана IV.
4.4. Русское общество в XVI в.
4.5. Военные реформы Ивана IV и Избранной рад
4.6. Наследники Золотой Орды в середине XVI в.
4.7. Присоединение Поволжья. Начало Ливонской войны.
4.8. Ликвидация Избранной рады и введение опричнины.
4.9. Завершение эпохи Ивана Грозного.
4.10. Россия при царе Фёдоре Ивановиче.
4.11. Развитие культуры в XVI в.
4.12. Духовная жизнь общества в XVI в.
4.13. Обобщающее повторение «Россия в XVI в.»

Раздел 5.
Смутное время.

5.1. Династический кризис власти и правление Бориса Годунова.
5.2. Лжедмитрий I.
5.3. Шуйский и Лжедмитрий II. Иностранная интервенция.
5.4. Минин и Пожарский. Освобождение Москвы.
5.5. Завершение Смуты и иностранной интервенции.

Раздел 6.
Россия при первых Романовых

6.1. Социально-экономическое развитие России в ХVII в.
6.2. Народные движения в XVII в.
6.3. Внешняя политика России в XVII в.
6.4. Церковный раскол.
6.5. Народы России в XVII в.
6.6. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
6.7. Культура народов России в XVII веке.
6.8. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.
6.9. Обобщающее повторение «Развитие России в XVII в.»

 

 

 

Тема 2.12. Культура эпохи Возрождения.

• Возрождение
• Гуманизм
• Карнавал
• Комедия дель арте
• Фарс
• Капелла
...
• ...
• ...

 

 

 

Возрождение интереса к античности (Ренессанс).

 

Расцвет европейской культуры, последовавший за средневековьем, называют периодом Возрождения (или Ренессансом). Это было связано с активным проявлением интереса к давно забытым ценностям античной культуры.

Это начинается в середине XIV в. в Италии и впоследствии распространяется на всю Европу.

Основой эпохи Возрождения становится идейное течение - гуманизм (homo - человек) — интерес к человеку.

Гуманизм - это попытка понять смысл человеческой жизни, его мечты и страдания, вера в его безграничные возможности личности, в свободу и разум.

Увлечение Античностью способствовало изучению греческого и латинского языков. Появилось множество переводов древних авторов.

В конце XV в. появляются первые музеи, ведутся археологические раскопки. На рубеже XV—XVI вв. были найдены знаменитые скульптуры — Аполлон Бельведерский, Лаокоон.

Простота и гармоничность форм античных скульптур, величественность зданий - оказали большое влияние на творцов, превратились в образец для подражания.

Расцвет культуры в эпоху Возрождения охватил все образованные слои общества. Во дворцах становится модным покровительствовать учёным и архитекторам, художникам и поэтам, финансировать строительство церквей и дворцов.

Искусство Возрождения характеризовалось отходом от идеального изображения мира. Гуманизм заставлял авторов видеть людей такими, какие они есть, — с индивидуальными особенностями, недостатками, не обязательно совершенными и безупречно красивыми.

Господствовавшая в средние века разница между божественным и земным делается всё меньше, люди на картинах и в скульптуре становятся реальными.

 

Итальянское Возрождение.

 

На начало XVI в. приходится расцвет Возрождения в Италии. Этот период принято называть Высоким Возрождением.

В это время огромным авторитетом у современников пользуется Леонардо да Винчи.

Человек эпохи Возрождения, он создал такие всемирно известные шедевры живописи, как Джоконда и Тайная вечеря.

Мастерски используя светотень, он добивался придания объёма человеческим фигурам и предметам.

Другим признанным творцом эпохи Возрождения стал Микеланджело Буонарроти.

Художник и поэт, скульптор и архитектор, Микеланджело знаменит росписью свода Сикстинской капеллы в Ватикане, на которой изобразил Сотворение мира и начало библейской истории от грехопадения до Ноя.

Среди его великих скульптурных произведений статуя Давида, ставшая символом Флоренции.

В 1506 г. в Риме началось строительство главной церкви католического мира — собора Святого Петра.

Микеланджело руководил строительством на протяжении двух десятилетий, именно он стал творцом огромного купола и автором ряда других архитектурных решений, придавших собору грандиозность и величественность.

Официальным художником Венецианской республики был Тициан Вечеллио. Признанный мастер портрета.

В Венеции же работал Тинторетто, в мастерской которого привлекала внимание гордая надпись: «Рисунок Микеланджело, цвет Тициана».

Рафаэль Санти более всего прославился своими образами Девы Марии. Одно из самых известных его полотен — Сикстинская Мадонна.

 

Северное Возрождение.

 

Северное Возрождение испытывало и большое влияние Реформации. Так, в Германии на первый план выходили этическая, религиозная, политическая, историческая проблематика, большую роль играло книгопечатание.

В 1511 г. уроженец Нидерландов Эразм Роттердамский опубликовал книгу «Похвала глупости», прославившую его на всю Европу. Эта философская сатира высмеивала нравы, царившие в обществе, пороки и недостатки различных профессий и сословий, вплоть до римского папы.

В германских землях Северное Возрождение связывается с именем художника, гравёра и теоретика искусства Альбрехта Дюрера . Всю жизнь Дюрер оставался непревзойдённым портретистом, находился в поиске идеальных пропорций человеческого тела.

Современниками Дюрера были художники — Лукас Кранах и Ганс Гольбейн, иллюстрировавшие «Похвалу глупости» и ряд других произведений.

 

В середине XVI в. в Нидерландах творил Питер Брейгель Старший. Многие пейзажи и жанровые сценки художника посвящены изображению простых людей, жизни крестьян и горожан.

 

Мастер аллегорий и иносказаний, он смотрит на жизнь людей словно с высоты птичьего полёта; его полотна представляют собой удивительное сочетание широкого охвата пейзажей и чрезвычайного внимания к мелким деталям.

 

Идеальное государство.

 

Характерный для Возрождения интерес к человеку заставил авторов той эпохи задаваться вопросами о взаимоотношениях между индивидуумом и государством, пытаться осознать, есть ли пределы у свободы человека и должно ли быть чем-то ограничено стремление государства к увеличению своей власти.

Именно эти проблемы поднимались в трактате государственного деятеля и дипломата Флорентийской республики -Никколо Макиавелли - «Государь».

Макиавелли ставил своей целью соединить теорию Античности, с практическим опытом. Он рассматривал форму власти в государстве (монархию, аристократию или демократию) — зависящей от нравственного состояния народа. Макиавелли пришёл к выводу, что справиться с бедами может лишь сильный государь, который ради достижения успеха имеет полное право прибегать к жестокости, интригам и лжи.

Эпоха Возрождения стала временем создания многочисленных литературных утопий (от греч. «место, которого нет»). Название этому жанру дала книга Томаса Мора «Утопия» (1515).

Мор рассказывает о государстве Утопия, в котором воплотились идеалы Возрождения.

Автор описывает общество, где торжествует веротерпимость, право на свободный выбор профессии, где упразднены частная собственность, деньги, привилегии. В Утопии никто не ленится, все трудятся на общее благо, и шести часов в день для этого оказывается достаточно. Рабство существует, но лишь для взятых на войне пленных и преступников, а также оно заменяет смертный приговор, который полагается лишь за супружескую измену. Управляют этим обществом учёные.

После публикации книги Мора утопия стала популярным жанром, в котором работали авторы, желавшие поделиться с читателями своими мыслями об идеальном обществе и государстве. Одним из них стал Фрэнсис Бэкон.

 

Народный театр.

 

Европейский театр XV—XVI вв. находился ещё под большим влиянием средневековых традиций. Представления нередко устраивались на праздники. Особенно популярным в народе был карнавал (лат. carne vale — мясо, прощай), сопровождавшийся буйным весельем, играми, обрядами, одним из которых было представление в масках, за каждой из которых стоял определённый образ народной комедии.

Эти представления зачастую имели сатирический характер, высмеивались привилегированные сословия, государство, церковь. Чрезвычайно распространённым в то время был такой жанр, как фарс ( лат. farcio — начинять). Изначально так называли комические и сатирические вставки в представления на религиозные сюжеты. Его характерными чертами были реалистичность, остроумие и вольнодумство.

Фарс играли на помостах, которые устанавливали на площадях, а иногда и в тавернах. Игра актёрской труппы отличалась выразительностью. Грим был карикатурным: актёры посыпали себя мукой, приклеивали комические носы и бороды.

Из карнавальных традиций и фарса в Италии родился новый театральный жанр — комедия дель арте (итал. arte — профессия). Этот жанр иногда именуют и комедией масок, поскольку большинство персонажей носят маски, отсылающие к тому или иному хорошо знакомому зрителю типажу.

 


 

Итоги

 

В XV—XVI вв. на базе античного наследия в Европе складывается совершенно особая культура, пропитанная идеями гуманизма. Художники, скульпторы и мыслители обращаются к человеку — изображают и ваяют его, задумываются о несправедливости окружающего мира, ищут рецепты всеобщего счастья.


 

 

 

 


 

Вопросы для самоконтроля:

1. Изучите иллюстрацию в начале параграфа. Используя дополнительные источники, назовите не менее пяти персонажей, изображённых на этой картине. По каким признакам можно определить, что художник относит действие к Античности? Пользуясь дополнительными источниками информации, определите, что означают жесты двух главных персонажей.
2. Используя дополнительные источники, подготовьте рассказ об одном из деятелей эпохи Возрождения.
3. Выявите общие черты и различия в творчестве деятелей итальянского и Северного Возрождения.
4. Используя ресурсы Интернета, подготовьте презентацию о влиянии Палладио на архитектуру последующих веков. Найдите здания, которые напоминают Ла Ротонду.