ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Введение. От средневековья к началу Нового времени.

Раздел 1.
Мир в начале Нового времени.

1.1. Научные открытия к началу Нового времени.
1.2. Великие географические открытия.
1.3. Колониальные империи раннего Нового времени.

Раздел 2.
Европа в XVI–XVII вв.: традиции и новизна.

2.1. Зарождение предпринимательства и капитализма.
2.2. Человек, общество и государство.
2.3. Реформация и Контрреформация.
2.4. Германские земли и держава австрийских Габсбургов.
2.5. Испанская монархия.
2.6. Нидерланды: путь к расцвету.
2.7. Франция: становление абсолютизма.
2.8. Англия в XVI — начале XVII в.
2.9. Англия: век революций.
2.10. Речь Посполитая.
2.11. Международные отношения в XVI–XVII вв.
2.12. Культура эпохи Возрождения.
2.13. Культура XVII в.: барокко и классицизм.
2.14. Научная революция.

Раздел 3.
Страны Азии и Африки в XVI–XVII вв.

3.1. Османская империя и Иран: могущество и упадок.
3.2. Индия в эпоху Великих Моголов.
3.3. Китай и Япония: в поисках стабильности.
3.4. Африка: разные судьбы государств и народов.

ИСТОРИЯ РОССИИ XVI – XVII ВВ.

Раздел 4.
Россия в XVI в.

4.1. Мир и Россия в XIV-XV вв.
4.2. Россия в 1533–1547 гг.
4.3. Начало царствования Ивана IV.
4.4. Русское общество в XVI в.
4.5. Военные реформы Ивана IV и Избранной рад
4.6. Наследники Золотой Орды в середине XVI в.
4.7. Присоединение Поволжья. Начало Ливонской войны.
4.8. Ликвидация Избранной рады и введение опричнины.
4.9. Завершение эпохи Ивана Грозного.
4.10. Россия при царе Фёдоре Ивановиче.
4.11. Развитие культуры в XVI в.
4.12. Духовная жизнь общества в XVI в.
4.13. Обобщающее повторение «Россия в XVI в.»

Раздел 5.
Смутное время.

5.1. Династический кризис власти и правление Бориса Годунова.
5.2. Лжедмитрий I.
5.3. Шуйский и Лжедмитрий II. Иностранная интервенция.
5.4. Минин и Пожарский. Освобождение Москвы.
5.5. Завершение Смуты и иностранной интервенции.

Раздел 6.
Россия при первых Романовых

6.1. Социально-экономическое развитие России в ХVII в.
6.2. Народные движения в XVII в.
6.3. Внешняя политика России в XVII в.
6.4. Церковный раскол.
6.5. Народы России в XVII в.
6.6. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
6.7. Культура народов России в XVII веке.
6.8. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.
6.9. Обобщающее повторение «Развитие России в XVII в.»

 

 

 

Тема 2.2. Человек, общество и государство.


 

Европейский абсолютизм.

 

Изначально задачи государства были просты и немногочисленны: защищать подданных от внешних врагов и вершить суд. В Средние века (период разробленности) денег на это требовалось не много, и доходы короля были схожи с доходами других сеньоров.

С усилением власти монархов и преодолением раздробленности государство начинает расширять сферы своей деятельности. С конца XV в. начинает складываться так называемое «новое государство». Оно вмешивается в производство и торговлю, поощряет развитие науки, претендует на всё большие доходы. Денег не хватает, и власть привыкает жить в долг, то и дело посягает на имущество церкви, пытается собирать военные налоги и в мирное время.

Система управления государством тоже менялась: важной её частью стали министры и чиновники. Страны, которые продолжали жить по старому (например Священная Римская империя) теряли прежнее влияние.

В XVI в. окончательно сложилось представление об абсолютной власти монарха (абсолютизм). Государь — прямой проводник божественной воли, он имеет право отменять любые законы, принятые предшественниками, а ради интересов государства может и нарушить закон (!).

Монархи больше не разделяли власть с другими сеньорами, лишив их права чеканить монету, издавать законы, заключать военные союзы.

Все эти изменения заставили государей опираться на бюрократический аппарат и наёмную армию. Их расходы существенно выросли.

Абсолютная власть не означала вседозволенности. Прежде всего монархов сдерживали традиции. Государи покушались на традиционные права и вольности отдельных провинций, городов, сословий, но покончить с ними они так и не рискнули.

По мере усиления королевской власти к XVII в. многие европейские дворы, некогда довольно скромные, стала отличать роскошь дворцов и парков, балов и приёмов. Королевские дворы становятся центрами притяжения для дворянства, законодателями мод, образцами для подражания. Устанавливается придворный этикет.

 

Общество сословий и привилегий.

 

В раннее Новое время население европейских стран по-прежнему делилось на сословия. Таких сословий выделяли три:

  • духовенство (первое)
  • дворянство (второе)
  • остальное население (третье)
  • Первые два сословия были очень немногочисленны, но обладали многочисленными привилегиями, главной из которых считалось освобождение от налогов. Представители первых двух сословий обладали неизмеримо бóльшим престижем и уважением в обществе. Поэтому главной мечтой простолюдина было получение дворянства.

    Сословие было неоднородно: немногочисленная родовая аристократия жила намного богаче основной массы дворянства. Если в Средние века дворянство было военным сословием, обязанным служить государю, то в Новое время восприятие второго сословия изменилось. Военная служба перестала быть обязанностью и основным родом его занятий. Стало значительно важнее, чтобы дворянин вёл подобающий образ жизни, большую роль начали играть древность рода и статус, передававшийся по наследству, .

    Сохранялось представление о том, что существуют занятия, несовместимые со статусом дворянина. В частности, он не должен был заниматься ручным трудом или торговлей (исключение составляла Англия)..

    Третье сословие было очень неоднородно, поскольку в него входили все, кто не был служителем церкви или дворянином. С приходом капитализма одни простолюдины беднели или разорялись, другие же богатели, приобретали земли, вкладывали деньги в мануфактуру или торговлю.

    Особым социальным слоем внутри сословия были состоятельные горожане, противопоставлявшие себя не только крестьянству, но и дворянству. В германских землях их называли бюргерами, во Франции — буржуа. Они обладали своими привилегиями — правом не платить налоги, участвовать в управлении городами, избирать и быть избранными .

    Буржуазия выдвигала в качестве главной ценности богатство — не только передававшееся по наследству, но и приобретённое. Деньги позволяли вести образ жизни, более характерный для первых двух сословий, и стремиться к дворянству для себя и своих потомков.

     

    Повседневная жизнь населения.

     

    Различия между сословиями накладывали значительный отпечаток на повседневную жизнь. В большинстве стран в XVI—XVII вв. богатый дом — место общественное. Визиты в такие дома были нескончаемы: слуги, священники, приказчики, друзья, родственники. Строение особняков во многих странах не предусматривало уединения - все комнаты были проходными. Мебель часто была разборной.

    У горожан попроще дома были невелики, места в них не хватало. Со временем люди всё чаще стали жить более обособленно, не находясь постоянно на глазах. На смену анфиладам (проходным залам) пришли коридоры и отдельные комнаты. Помещения меньшего размера лучше отапливались; удешевление оконных стёкол сделало дома и теплее, и светлее. Дом со временем перестал быть публичным местом, люди постепенно привыкли, что рабочий кабинет находится не в том доме, где человек живёт.

    Со временем состоятельные люди привыкают жить на одном месте, а мебель становится неразборной и более разнообразной. Над кроватью появляется балдахин, защищающий от холода и сквозняков.

    В сельской жизни перемен значительно меньше. В домах преобладают традиционные предметы обихода. У бедняков мебели почти не было — только столы и лавки.

     

    Как и ранее, в пище большое значение имели зерновые культуры. Люди побогаче предпочитали хлеб белый, который оставался роскошью. Те, кто победнее, довольствовались похлёбками и кашами. Еду старались разнообразить фруктами и овощами, яйцами и сырами.

    Большую роль в рационе играла рыба. С ростом населения бедняки ели мясо всё реже. Продукты из стран Нового Света воспринимались как роскошь: они были дороги и их потребление росло медленно (чай, кофе, шоколад). Мода на кофе возникает с XVII в. В повседневной жизни пили в основном воду.

    Происходили изменения и в сервировке стола. Во второй половине XVI в. вошла в обиход вилка, позволявшая не брать еду руками. В XVII в. постепенно стали обыденными индивидуальные тарелки и столовые приборы. Во Франции появилась гастрономия — искусство сложного и изысканного приготовления пищи.

    Пряности становятся дешевле, чрезмерное их употребление уходит в прошлое. Во время обедов слуги подавали множество перемен блюд, а повара делали всё для того, чтобы удивить гостей.

     

    Мода в Новое время менялась значительно быстрее, чем в Средние века. В XVII в. законодательницей мод становится Франция. Парижской моде начинают подражать по всей Европе. Одежда человека, как и раньше, зависела от его места в обществе: даже самому богатому простолюдину запрещалось одеваться так, как дворянам.

    С созданием регулярных армий в XVII в. возникла и военная форма.

    В католических странах дорогое шитьё и кружева становятся всё более распространённой деталью мужского костюма. В протестантских странах картина была иной: до середины XVII в. здесь демонстративно отказываются от украшений в одежде.

    В XVI в. вошли в моду перчатки, быстро ставшие признаком привилегированных сословий. Появившиеся в том же веке парики оказываются практически обязательными для ношения мужчинами, занимавшими определённое положение в обществе.

    Состоятельные женщины начали пользоваться макияжем.

    Европейцы мылись довольно редко, всего несколько раз в год. Считалось, что мытья горячей водой следует избегать, поскольку оно ослабляет организм, открывая кожные поры воздействию любых инфекций. К XVI в. бани в Европе были большой редкостью. Однако в XVI—XVII вв. стали чаще менять бельё — постепенно именно оно начинает создавать общее впечатление о том, насколько человек следит за собой. Особое внимание теперь уделялось домашней одежде. В зажиточных слоях общества вошли в обиход ночная рубашка, мужской халат и домашнее платье, в которых допускалось утром принимать посетителей.

     

    Создание семьи имело под собой экономические или социальные причины. Разводов практически не было, лишь овдовев, человек, как правило, вступал в новый брак. Женились в основном на ровне. Считалось, что мужчина может жениться, когда способен содержать жену и детей, поэтому никого не удивляла разница в возрасте между мужем и женой.

    Семью создавали поздно. В городах женились позже, на селе — раньше. Монархи и аристократы, стремясь как можно скорее получить законного наследника либо закрепить политический союз, могли создавать семью и в более раннем возрасте.

    Значение женщины в обществе в XVI—XVII вв. постепенно возрастает, она всё чаще начинает играть самостоятельную роль. Женщины становятся хозяйками модных светских салонов.. Жёны купцов, фермеров, лавочников повсеместно не только занимались домом, но и помогали мужьям в их делах.

    Отношение к детям было совершенно иным, нежели сегодня. Родители не имели перед ними никаких обязательств. Напротив, дети беспрекословно повиновались родителям.

    Дети воспринимались как помощники, в бедных семьях они рано начинали работать. В раннем детстве состоятельные горожане отдавали ребёнка кормилице, часто в сельскую местность. Затем сына дворянина могли отправить в обучение к другу или родственнику, сына простолюдина — к ремесленнику.

    XVI—XVII века нередко называют эпохой революции в образовании — повсеместно росло стремление к грамотности, увеличивалось число людей, умеющих читать и писать.

    С XVII в. представление об образовании, которое необходимо дать детям, постепенно меняется: возникает школьная программа, деление на классы по возрасту. Именно в это время жил великий чешский мыслитель Ян Амос Коменский — основатель современной педагогики. Он выступал за внедрение поурочного, повозрастного и наглядного методов обучения.

     

     

     

     


     

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Используя дополнительные источники, проанализируйте события из таблицы «Россия и мир». О каких схожих процессах в истории Западной Европы и России они свидетельствуют?
    2. Почему, с вашей точки зрения, буржуазия стала отдельным социальным слоем внутри третьего сословия?
    3. Почему применительно к Новому времени историки нередко говорят о «размывании» сословной структуры общества?
    4. Используя Интернет, подготовьте сообщение о том, какие новые продукты появились на столе европейцев и почему они внедрялись столь медленно.
    5. Какие новые предметы одежды вошли в моду в XVI—XVII вв. и почему?