ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. Введение.Мир вступает в XVIII век. Раздел 1. 1.1. Преображение Европы. Раздел 2. 2.1. Великобритания: промышленная революция. Раздел 3. 3.1. Вокруг света во времена капитана Кука. ИСТОРИЯ РОССИИ XVIII В. Раздел 4. 4.1. Борьба за власть в конце XVII в. Раздел 5. 5.1. Эпоха дворцовых переворотов (1725–1762). Раздел 6. 6.1. «Законная монархия» Екатерины II. Раздел 7. 7.1. Публицистика, литература, театр. Раздел 8. 8.1. Первые мероприятия нового императора.
|
Тема 4.2. Пётр I: становление реформатора.
![]() Пётр родился 30 мая 1672 г. О первых годах жизни Петра известно мало. Он развивался физически очень быстро. Рано начал ходить — в семь месяцев. Однако как формировался внутренний мир Петра — загадка. Образование Петра I было вполне традиционным. Его наставником становится дьяк Никита Зотов. Пётр не проявлял особого прилежания в учёбе, предпочитая проводить время в играх. Однако он оказался на удивление восприимчив к новым, светским знаниям. В этом ему помогли природная любознательность и огромное трудолюбие. Пётр учился практически всю жизнь, поражая учёных-иностранцев цепкостью ума, глубиной суждений и упорством. Пребывание Петра I в подмосковном селе Преображенском сыграло важную ролдь в развитии будущего государя. Здесь Петр с местной детворой обрел игрушечное "потешное войско" и устраивал почти что настоящие баталии. В Преображенском возник особый мир, далёкий от порядков царского двора с его скучными церемониями. По-видимому, истоки поведения царя-реформатора следует искать в преображенском «житии».
Очень скоро "потешные забавы" перешли в регулярные занятия и военную учебу. Петр наравне со всеми постигал нелёгкую воинскую науку. Постепенно петровское потешное войско превратилось в реальную силу: позднее из его солдат были сформированы Семёновский и Преображенский гвардейские полки. ![]() В 1688 г. Пётр I нашёл в Измайлове старый английский бот, поразивший его способностью ходить против ветра. На Плещеевом озере у Переславля-Залесского появилась верфь, где начали строить суда потешной флотилии. Пётр работал на верфи простым плотником. Военные забавы стали для царя больше, чем просто играми. Страсть к морю привела к строительству военного флота. Вскоре Петру стало тесно на Плещеевом озере. Теперь ему нужно было море. В 1693 г., приехав в Архангельск, Пётр наконец исполнил свою мечту — увидел море! ![]() Во время этой поездки Пётр поднял на яхте «Св. Пётр» бело-сине-красный флаг с золотым двуглавым орлом в центре. Посетив Архангельск в 1694 г. Петр окончательно пришёл к убеждению, что флот не просто нужен — он жизненно необходим России. Между тем даже в ближайшем окружении царя его намерение оставалось малопонятным. Не случайно наставник Петра в военном деле генерал Гордон упрекнул царя: «На что вам корабли, государь? Ведь у вас нет морей». На что услышал в ответ: «Были бы корабли, а моря я найду».
Согласно внешнеполитическим договоренностям, заключенным еще правительством Софьи, союзники требовали от России участив в войне против Турции. Кроме того, Пётр понимал, насколько важен для России выход к незамерзающим морям. Через него можно было вести активную торговлю с другими странами. Поэтому важной задачей, стоявшей перед Петром, было продолжение войны с Османской империей (1686—1700) и её вассалом - Крымским ханством. В январе 1695 г. Пётр издал указ о походе на юг. Главной целью было взятие турецкой крепости Азов, закрывавшей России выход из Дона в Азовское море. Осада Азова длилась три месяца и успехов русской армии не принесла. Причинами неудач были отсутствие единого командования, слабость артиллерии и отсутствие у России флота. Осаждая крепость с суши, войска не могли перекрыть снабжение крепости водным путем. Здесь проявилось ещё одно качество Петра. Неудачи недолго огорчали его. Наоборот, в нём пробуждалась невероятная энергия, стремление преодолеть трудности. С осени 1695 г. усилия всей были сосредоточены на воронежских верфях. За короткий срок здесь была построена флотилия в составе двух крупных кораблей, 23 галер и множества мелких судов. , которые весной 1696 г. спустили по Дону в Азовское море. Командовал армией боярин Шеин, которому Пётр за военные успехи впервые в России присвоил знание генералиссимуса. Вокруг Азова возвели огромный земляной вал, возвышавшийся над крепостными стенами и облегчавший артиллеристам обстрел крепости. Русский флот успешно действовал против турецкого, блокировав подвоз подкреплений и продовольствия осаждённым. Вскоре Азов пал. Эта победа впервые вывела Россию к южным морям. Но закрепиться на этих рубежах она была ещё неспособна. Для решения этой задачи ей нужны были союзники. С этого времени государь задался целью, во что бы то ни стало создать сильный флот, чтобы иметь влияние на море. Для этого он отправляет молодых дворян в Европу обучаться корабельному ремеслу. В сознании Петра прочно укрепилось представление о долге монарха — служить Отечеству и быть примером для подданных. В 1696 г. умер Иван Алексеевич. Настало время Петровского единодержавия.
ИтогиС юного возраста царь Пётр I решительно отказался от многих традиций, характерных для царского быта предшествующих времён. Главными его увлечениями стали военное и морское дело. Царь овладел многими ремесленными специальностями. Постепенно шло формирование характера Петра I как великого государственного деятеля, все помыслы которого направлены на служение Отечеству. Начало своей службы царь относил к Азовским походам.
Вопросы для самоконтроля: 1. Как проходило обучение царевича Петра Алексеевича?
|


.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.jpg)
.jpg)
.jpg)