ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ.

Введение.Мир вступает в XVIII век.

Раздел 1.
Становление индустриального общества.

1.1. Преображение Европы.
1.2. Эпоха Просвещения.
1.3. Общество Старого порядка.
1.4. Государство Старого порядка.
1.5. В поисках европейского равновесия.
1.6. Успешные и безуспешные реформы французских королей.
1.7. Германские земли и монархия Габсбургов.
1.8. Повседневная жизнь европейцев: старое и новое.
1.9. Наука, образование, воспитание.
1.10. Культурное пространство Европы.

Раздел 2.
Начало революционной эпохи.

2.1. Великобритания: промышленная революция.
2.2. Британские колонии против метрополии. Образование США.
2.3. Французская революция: конец Старого порядка и установление республики.
2.4. Французская республика: диктатура и террор.
2.5. Революционная Франция против Европы.
2.6. Завершение Французской революции и её итоги.
2.7. Империя Наполеона Бонапарта: от триумфа до краха.

Раздел 3.
Страны Азии, Африки и Латинской Америки в XVIII — начале XIX в.

3.1. Вокруг света во времена капитана Кука.
3.2. Османская империя и Иран.
3.3. Индия: утрата независимости.
3.4. Китай и Япония: закрываясь от Запада.
3.5. Латинская Америка: путь к независимости.
3.6. Африка во времена расцвета работорговли.

ИСТОРИЯ РОССИИ XVIII В.

Раздел 4.
Рождение Российской империи.

4.1. Борьба за власть в конце XVII в.
4.2. Пётр I: становление реформатора.
4.3. Начало Петровских преобразований.
4.4. Северная война: от Нарвы до Полтавы.
4.5. Северная война: «Полтавская виктория».
4.6. Северная война: от Полтавы до Ништадтского мира.
4.7. Строительство империи: трансформация власти.
4.8. Парад реформ: модернизация по-петровски.
4.9. Цена Северной войны.
4.10. Общество и государство в период реформ.
4.11. Петербург в первой четверти ХVIII в.
5.12. Преображённая Россия.

Раздел 5.
Россия после Петра I. Дворцовые перевороты.

5.1. Эпоха дворцовых переворотов (1725–1762).
5.2. По заветам Петра Великого.

Раздел 6.
Россия в 1760–1790-х гг. правление Екатерины II и Павла I.

6.1. «Законная монархия» Екатерины II.
6.2. Кто и как присоединялся к России.
6.3. Экономика России во второй половине XVIII в.: хозяйство империи.
6.4. Общество века реформ: «благородные» и «подлые».
6.5. Социальный протест.
6.6. Внешняя политика Екатерины II: южное и восточное направления.
6.7. Начало освоения Новороссии и Крыма.
6.8. Внешняя политика Екатерины II: западное направление.
6.9. «Непросвещённый абсолютизм»: внутренняя политика Павла I.
6.10. Внешняя политика Павла I.
6.11. «Государство при армии»: жизнь и служба в императорских войсках в XVIII в.

Раздел 7.
Культурное пространство Российской империи в XVIII в.

7.1. Публицистика, литература, театр.
7.2. Развитие образования.
7.3. Развитие науки и техники.
7.4. Архитектура и искусство.

Раздел 8.
Политика правительства Александра I.

8.1. Первые мероприятия нового императора.
8.2. Внешняя политика России в 1801–1811 гг.
8.3. «Недаром помнит вся Россия…».
8.4. Заграничные походы русской армии. Венский конгресс.
8.5. Либеральные и консервативные тенденции в политике Александра I в 1815–1825 гг.
8.6. Общественное движение в первой четверти XIX в. Восстание декабристов.

 

 

 

Тема 4.2. Пётр I: становление реформатора.

• Потешные забавы
• Ботик (бот)
• Верфь
• Бомбардир


 

 

 

Детство Петра.

 

Пётр родился 30 мая 1672 г.

О первых годах жизни Петра известно мало. Он развивался физически очень быстро. Рано начал ходить — в семь месяцев.

Однако как формировался внутренний мир Петра — загадка.

Образование Петра I было вполне традиционным. Его наставником становится дьяк Никита Зотов.

Пётр не проявлял особого прилежания в учёбе, предпочитая проводить время в играх. Однако он оказался на удивление восприимчив к новым, светским знаниям. В этом ему помогли природная любознательность и огромное трудолюбие.

Пётр учился практически всю жизнь, поражая учёных-иностранцев цепкостью ума, глубиной суждений и упорством.

Пребывание Петра I в подмосковном селе Преображенском сыграло важную ролдь в развитии будущего государя. Здесь Петр с местной детворой обрел игрушечное "потешное войско" и устраивал почти что настоящие баталии. В Преображенском возник особый мир, далёкий от порядков царского двора с его скучными церемониями. По-видимому, истоки поведения царя-реформатора следует искать в преображенском «житии».

 

Увлечения Петра.

 

Очень скоро "потешные забавы" перешли в регулярные занятия и военную учебу. Петр наравне со всеми постигал нелёгкую воинскую науку. Постепенно петровское потешное войско превратилось в реальную силу: позднее из его солдат были сформированы Семёновский и Преображенский гвардейские полки.

В 1688 г. Пётр I нашёл в Измайлове старый английский бот, поразивший его способностью ходить против ветра. На Плещеевом озере у Переславля-Залесского появилась верфь, где начали строить суда потешной флотилии. Пётр работал на верфи простым плотником.

Военные забавы стали для царя больше, чем просто играми. Страсть к морю привела к строительству военного флота. Вскоре Петру стало тесно на Плещеевом озере. Теперь ему нужно было море.

В 1693 г., приехав в Архангельск, Пётр наконец исполнил свою мечту — увидел море!

Во время этой поездки Пётр поднял на яхте «Св. Пётр» бело-сине-красный флаг с золотым двуглавым орлом в центре.

Посетив Архангельск в 1694 г. Петр окончательно пришёл к убеждению, что флот не просто нужен — он жизненно необходим России. Между тем даже в ближайшем окружении царя его намерение оставалось малопонятным. Не случайно наставник Петра в военном деле генерал Гордон упрекнул царя: «На что вам корабли, государь? Ведь у вас нет морей». На что услышал в ответ: «Были бы корабли, а моря я найду».

 

Азовские походы.

 

Согласно внешнеполитическим договоренностям, заключенным еще правительством Софьи, союзники требовали от России участив в войне против Турции. Кроме того, Пётр понимал, насколько важен для России выход к незамерзающим морям. Через него можно было вести активную торговлю с другими странами.

Поэтому важной задачей, стоявшей перед Петром, было продолжение войны с Османской империей (1686—1700) и её вассалом - Крымским ханством.

В январе 1695 г. Пётр издал указ о походе на юг. Главной целью было взятие турецкой крепости Азов, закрывавшей России выход из Дона в Азовское море. Осада Азова длилась три месяца и успехов русской армии не принесла. Причинами неудач были отсутствие единого командования, слабость артиллерии и отсутствие у России флота. Осаждая крепость с суши, войска не могли перекрыть снабжение крепости водным путем.

Здесь проявилось ещё одно качество Петра. Неудачи недолго огорчали его. Наоборот, в нём пробуждалась невероятная энергия, стремление преодолеть трудности.

С осени 1695 г. усилия всей были сосредоточены на воронежских верфях. За короткий срок здесь была построена флотилия в составе двух крупных кораблей, 23 галер и множества мелких судов. , которые весной 1696 г. спустили по Дону в Азовское море. Командовал армией боярин Шеин, которому Пётр за военные успехи впервые в России присвоил знание генералиссимуса. Вокруг Азова возвели огромный земляной вал, возвышавшийся над крепостными стенами и облегчавший артиллеристам обстрел крепости. Русский флот успешно действовал против турецкого, блокировав подвоз подкреплений и продовольствия осаждённым. Вскоре Азов пал. Эта победа впервые вывела Россию к южным морям. Но закрепиться на этих рубежах она была ещё неспособна. Для решения этой задачи ей нужны были союзники.

С этого времени государь задался целью, во что бы то ни стало создать сильный флот, чтобы иметь влияние на море. Для этого он отправляет молодых дворян в Европу обучаться корабельному ремеслу.

В сознании Петра прочно укрепилось представление о долге монарха — служить Отечеству и быть примером для подданных.

В 1696 г. умер Иван Алексеевич. Настало время Петровского единодержавия.

 

Итоги

С юного возраста царь Пётр I решительно отказался от многих традиций, характерных для царского быта предшествующих времён.

Главными его увлечениями стали военное и морское дело. Царь овладел многими ремесленными специальностями.

Постепенно шло формирование характера Петра I как великого государственного деятеля, все помыслы которого направлены на служение Отечеству. Начало своей службы царь относил к Азовским походам.


 

 

 


 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как проходило обучение царевича Петра Алексеевича?
2. Каковы особенности жизни царя Петра I в период правления царевны Софьи?
3. Охарактеризуйте главные увлечения юного Петра I. Как они повлияли в будущем на его преобразования?
4. Каковы были причины Азовских походов? Опишите важнейшие события, связанные с этими походами.
5. Объясните, какое значение для России имело взятие Азова. При ответе используйте карту.