ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ.

Введение.Мир вступает в XVIII век.

Раздел 1.
Становление индустриального общества.

1.1. Преображение Европы.
1.2. Эпоха Просвещения.
1.3. Общество Старого порядка.
1.4. Государство Старого порядка.
1.5. В поисках европейского равновесия.
1.6. Успешные и безуспешные реформы французских королей.
1.7. Германские земли и монархия Габсбургов.
1.8. Повседневная жизнь европейцев: старое и новое.
1.9. Наука, образование, воспитание.
1.10. Культурное пространство Европы.

Раздел 2.
Начало революционной эпохи.

2.1. Великобритания: промышленная революция.
2.2. Британские колонии против метрополии. Образование США.
2.3. Французская революция: конец Старого порядка и установление республики.
2.4. Французская республика: диктатура и террор.
2.5. Революционная Франция против Европы.
2.6. Завершение Французской революции и её итоги.
2.7. Империя Наполеона Бонапарта: от триумфа до краха.

Раздел 3.
Страны Азии, Африки и Латинской Америки в XVIII — начале XIX в.

3.1. Вокруг света во времена капитана Кука.
3.2. Османская империя и Иран.
3.3. Индия: утрата независимости.
3.4. Китай и Япония: закрываясь от Запада.
3.5. Латинская Америка: путь к независимости.
3.6. Африка во времена расцвета работорговли.

ИСТОРИЯ РОССИИ XVIII В.

Раздел 4.
Рождение Российской империи.

4.1. Борьба за власть в конце XVII в.
4.2. Пётр I: становление реформатора.
4.3. Начало Петровских преобразований.
4.4. Северная война: от Нарвы до Полтавы.
4.5. Северная война: «Полтавская виктория».
4.6. Северная война: от Полтавы до Ништадтского мира.
4.7. Строительство империи: трансформация власти.
4.8. Парад реформ: модернизация по-петровски.
4.9. Цена Северной войны.
4.10. Общество и государство в период реформ.
4.11. Петербург в первой четверти ХVIII в.
5.12. Преображённая Россия.

Раздел 5.
Россия после Петра I. Дворцовые перевороты.

5.1. Эпоха дворцовых переворотов (1725–1762).
5.2. По заветам Петра Великого.

Раздел 6.
Россия в 1760–1790-х гг. правление Екатерины II и Павла I.

6.1. «Законная монархия» Екатерины II.
6.2. Кто и как присоединялся к России.
6.3. Экономика России во второй половине XVIII в.: хозяйство империи.
6.4. Общество века реформ: «благородные» и «подлые».
6.5. Социальный протест.
6.6. Внешняя политика Екатерины II: южное и восточное направления.
6.7. Начало освоения Новороссии и Крыма.
6.8. Внешняя политика Екатерины II: западное направление.
6.9. «Непросвещённый абсолютизм»: внутренняя политика Павла I.
6.10. Внешняя политика Павла I.
6.11. «Государство при армии»: жизнь и служба в императорских войсках в XVIII в.

Раздел 7.
Культурное пространство Российской империи в XVIII в.

7.1. Публицистика, литература, театр.
7.2. Развитие образования.
7.3. Развитие науки и техники.
7.4. Архитектура и искусство.

Раздел 8.
Политика правительства Александра I.

8.1. Первые мероприятия нового императора.
8.2. Внешняя политика России в 1801–1811 гг.
8.3. «Недаром помнит вся Россия…».
8.4. Заграничные походы русской армии. Венский конгресс.
8.5. Либеральные и консервативные тенденции в политике Александра I в 1815–1825 гг.
8.6. Общественное движение в первой четверти XIX в. Восстание декабристов.

 

 

 

Тема 1.9. Наука, образование, воспитание.

 

Наука эпохи Просвещения.

 

...

 

Развитие экономических теорий.

 

...

 

Образование для всех.

 

...

 

Человек цивилизованный.

 

...

 

Итоги

Учёные XVIII в. опирались на труды своих предшественников эпохи научной революции. Появлялись новые науки.

Начальное и высшее образование становится более доступным, росло число грамотных людей.

Возникло представление о том, что народы делятся на «дикарей» и цивилизованных людей.


 

 

 


 

Вопросы для самоконтроля:

1. Докажите, что развитие науки и философии Просвещения связаны между собой.
2. Подготовьте презентацию об одном из экономистов XVIII в.
3. Выделите новые черты в образовании XVIII в. и объясните эти изменения.
4. Объясните связь между изменением отношения к воспитанию детей в XVIII в. и научной революцией.