Тема 6.1. Субъекты физкультурно-спортивной деятельности.
1. Понятие и классификация физкультурно-спортивных организаций.
2. Государственные, общественные и частные ФСО.
3. Спортивные клубы
4. Физкультурно-оздоровительная работа
Понятие и классификация физкультурно-спортивных организаций.
Физкультурное движение в Российской Федерации включает в себя:
• спортивные клубы и коллективы физической культуры;
• ДЮСШ, ДЮСТШ, СДЮШОР, УОР, ШВСМ, ЦОП;
• образовательные учреждения и научные организации в области физи-ческой культуры и спорта всех типов;
• Олимпийский (Паралимпийский, Сурдлимпийский) комитеты России;
• Федерации спорта;
• Министерство спорта;
• Комитеты ФКиС, подведомственные им организации, муниципальные организации ФКиС.
• граждан, занимающихся физической культурой, спортсменов и их кол-лективы (спортивные команды), спортивных судей, тренеров и иных спе-циалистов в области физической культуры и спорта.
Физкультурно-спортивная организация – это организация, преследующая цель проведения массовой физкультурно-оздоровительной работой и (или) раз-вития спорта высоких достижений.
Организации, работающие в сфере физкультуры и спорта Федерации:
• спортивные ассоциации
• профессиональные лиги
• ДЮСШ
• спортивные клубы
• добровольные спортивные общества
• фитнес-клубы
Цели функционирования физкультурно-спортивных организаций:
- учебно-тренировочная деятельность
- физкультурно-оздоровительная работа с населением
- пропаганда ЗОЖ
- воспитание спортивной культуры.
Направленность и специализация таких образований различна, но все они имеют юридическую природу. Согласно статье 10 ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» организационно-правовая форма физкультурно-спортивных органи-заций и их функционирование идентичны нормам, предусмотренным для коммер-ческих и некоммерческих организаций.
Государственные физкультурно-спортивные организации
Для обеспечения учебного и тренировочного процессов, создания спортивного резерва и подготовки профессиональных спортсменов в стране создаются специальные учреждения. К ним относятся организации физкультурной и спортивной направленности и учреждения образовательного характера.
Учебный и тренировочный процесс предполагает подготовку и проведение мероприятий, включая материальное обеспечение участников в период соревнований (питание, экипировка, медобслуживание).
Подготовка проводится на основании типовых учебно-тренировочных программ, разработанных по результатам научно-прикладных исследований в области ФКиС. Также государственные организации осуществляют большинство управленческих функций. Ниже перечислены виды государственных ФСО.
Общественные и частные организации в сфере ФКиС
Создаются с целью приобщения широких слоев населения к ЗОЖ, а также для создания резерва в спорте и подготовки спортсменов-профессионалов. К таким организациям относятся:
• федерации
• ассоциации
• спортклубы
• фитнес-клубы
Важнейшей общественной физкультурно-спортивной организацией России является Олимпийский Комитет России (ОКР).
• способствует развитию профессионального и массового спорта
• внедряет и поддерживает принципы олимпийского движения в стране
• представляет Россию на международных мероприятиях, проводимых под эгидой МОК
• утверждает состав участников от России
Финансирование деятельности ОКР может осуществляться при помощи:
- средств из федерального бюджета
- собственных источников ОКР
- добровольных пожертвований и спонсорской деятельности
Также в стране существуют организации, отвечающие за подготовку и пред-ставительство специальных направлений деятельности:
Паралимпийский комитет России (спорт для людей с ограниченными воз-можностями)
Сурдлимпийский комитет России (спорт для людей с нарушением слуха)
Специальная олимпиада России (спорт для людей с интеллектуальными нарушениями).
Общероссийские, региональные и местные федерации
В целях пропаганды и развития определенных видов спорта, проведения спортивных мероприятий и подготовки спортсменов создаются федерации об-щероссийского уровня.
Организации, образованные на территории субъектов РФ, считаются регио-нальными физкультурно-спортивными общественными организациями, а феде-рации, созданные на территориях городских и муниципальных округов, являются местными спортивными федерациями.
Обязанности общероссийских, местных и региональных спортивные федераций достаточно обширны. Они предполагают активную деятельность по:
- организации
- проведению
- контролю
- усовершенствованию спортивных направлений, за которые та или иная ор-ганизация отвечает.
Спортивные федерации общероссийского уровня имеют право:
• проводить первенства, чемпионаты и кубки России
• разрабатывать регламенты соревнований
• использовать символику сборных команд
• осуществлять контроль над деятельностью судей и тренеров
• осуществлять формирование сборных команд РФ
• организовывать и проводить спортивные мероприятия межрегионального, всероссийского и международного уровня.
Спортивные федерации регионального уровня имеют схожие права и обя-занности только на уровне субъектов Российской Федерации.
Спортивные клубы
Юридические и физические лица имеют право по месту жительства или ра-боты, а также на базе различных спортивных объединений (школьных, студенче-ских и т. п.) создавать физкультурно-спортивные клубы, осуществляющие физ-культурную, тренировочную, соревновательную и воспитательную деятельность.
Их финансирование осуществляется за счет:
- собственных средств
- других источников, не запрещенных законом.
Основным видом деятельности спортивных клубов является организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с различными группами граждан. Спортивные клубы бывают разных типов:
- при общеобразовательных организациях;
- при образовательных организациях СПО и ВПО;
- при предприятиях, учреждениях, организациях;
- фитнес-клубы;
- клубы при учреждениях и организациях по месту жительства;
- детские, подростковые клубы;
- клубы при учреждениях и организациях адаптивной физкультуры и спорта.
Большая часть населения сегодня занимается в фитнес-клубах, которые есть во многих населенных пунктах. Это популярный вид спортивно-оздоровительных платных услуг, позволяющий не только корректировать фигуру, но и добиваться значительных результатов в укреплении здоровья и поддержании хорошего самочувствия.
Фитнес-индустрия предлагает широкий спектр услуг для разных групп насе-ления. Эксперты отмечают, что темпы развития подобных услуг в мире уступают только высоким технологиям. Ключевые особенности фитнеса - это постоянное техническое совершенствование, обновление тренировочных программ и возможность индивидуального подхода к клиентам.
Если сравнивать Россию с другими странами, то здесь уровень спортивной активности пока еще низкий. В России изначально фитнес-индустрия работала на премиум-класс, и только с 2005 года появились клубы среднего класса, что, безусловно, увеличило количество приверженцев спорта.
Физкультурно-оздоровительная работа
Развитые страны уже давно установили зависимость продолжительности жизни населения от политики государства в области физкультурно-оздоровительной работы с гражданами. Исследования показывают, что физкуль-тура и спорт повышают сопротивляемость организма к различным болезням и улучшают общее состояние человека. Оздоровительные физкультурно-спортивные организации призваны удовлетворить потребность населения в укреплении и поддержании здоровья, реабилитации и проведении спортивного досуга.
К подобным услугам относятся:
• учебный и тренировочный процесс;
• организация зрелищных мероприятий в сфере спорта;
• предоставление населению сооружений, отвечающим всем требова-ниям для занятий спортом;
• предоставление услуг образовательного и информационно-консультативного характера
Учебный и тренировочный процесс направлен на оказание качественных услуг по формированию знаний, умений и навыков двигательных действий.
Организация и проведение физкультурно-спортивных мероприятий, а также спортивно-зрелищных предполагает проведение различных общественных праздников, вечеров, концертов, встреч, показательных выступлений.
Все спортивные услуги должны отвечать требованиям безопасности и не наносить ущерб жизни, здоровью и имуществу потребителей. Для этого должны быть учтены требования пожарной безопасности, норм санитарной гигиены, ме-дицинского обслуживания и предупреждения травматизма.
Информационно-консультационные и образовательные услуги включа-ют предоставление общей и подробной информации о предоставляемых услугах, тестирования, консультацию специалистов, составление рекомендаций, а также переподготовку и повышение квалификационных навыков в области ФКиС.
Организация физкультурно-спортивных мероприятий
Организация физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в обязательном порядке включает:
• разработку положений о соревнованиях,
• утверждение оргкомитета и плана подготовки к мероприятию.
В плане решаются все вопросы, касающиеся проведения мероприятия: ме-сто, сценарий открытия и закрытия, назначение судейской коллегии, места проживания и питания участников, рекламные вопросы, обеспечение медицинского обслуживания и множество других организационных вопросов.
От четкости, продуманности и грамотности подготовительной части зависит итог проведения мероприятия.
Главная цель государственной политики по развитию массовой физкультуры и спорта – привлечение население к регулярным занятиям спортом и физкультурой. Организация физкультурно-массовой и спортивной работы проходит по всем направлениям и затрагивает различные группы населения. Используется соревновательная практика, различные смотры-конкурсы, учебно-тренировочные сборы, семинары, конференции, пропаганда ЗОЖ и так далее. Организация массовых физкультурно-спортивных мероприятий в субъектах способствует увеличению приверженцев ЗОЖ, особенно среди подрастающего поколения.
Правильно поставленная работа с населением способствует: укреплению организма; развитию ключевых двигательных качеств; формированию привычки заниматься физкультурой и спортом; воспитанию определенных моральных качеств, которые будут полезны в повседневной жизни.
Формами работы с населением являются:
занятия в кружках и секциях,
туристические походы,
спортивные соревнования,
праздники физкультуры и спорта и тому подобное.
И чем больше подобных мероприятий проводится в субъектах Российской Федерации, тем выше процент населения, приобщающегося к физическому вос-питанию и идеям ЗОЖ.
Безусловно, популяризация массового спорта в стране – это долгосрочная задача. Идеальным показателем к 2020 году, по мнению правительства Россий-ской Федерации, будет привлечение не мене 50% населения к занятиям спортом, в том числе 80% детей.
Вопросы для повторения и закрепления:
1. Дайте определение понятию «физкультурно-спортивная организация»
2. Перечислите организации, работающие в сфере ФКиС в России
3. Назовите основные цели физкультурно-спортивных организаций в России
4. Как соотносится деятельность ФСО с коммерческими и некоммерческими форма-ми деятельности юридических лиц в РФ
5. Какими организациями создается спортивный резерв в стране и ведется работа по подготовке профессиональных спортсменов
6. Что включает в себя учебный и тренировочный процесс в деятельности государ-ственных ФСО
7. Какой документ является обязательным к реализации ФСО в ходе спортивной подготовки
8. Перечислите виды государственных ФСО
9. Перечислите общественные и частные ФСО
10. ЧТО такое ОКР и какова сфера его деятельности
11. Что представляют собой специальные комитеты России в области ФКиС
12. Чем занимаются общероссийские, региональные и местные ФСО
13. Спортивные клубы и виды их деятельности
14. Сущность физкультурно-оздоровительной работы в России
15. Перечислите формы и цели спортивно-массовых мероприятий
Тема 6.1.(2) Субъекты физкультурно-спортивной деятельности
1. Деятельность Министерства спорта РФ
2. Деятельность Комитетов по физической культуре и спорту
3. Олимпийски Комитет России
4. Физкультурно-спортивные организации
5. Спортивные школы и училища олимпийского резерва
Министерство спорта осуществляет:
1) обеспечение государственной политики в области ФКиС;
2) подготовку и представление в Правительство Российской Федерации проектов федеральных программ развития ФКиС;
3) организацию лицензирования и сертификации в области ФКиС;
4) утверждение мероприятий в области ФКиС;
5) руководство физическим воспитанием граждан, организацию массовых спортивных соревнований, спартакиад, других мероприятий, обеспечение подготовки резервов для сборных команд Российской Федерации;
6) разработку и утверждение нормативов физической подготовленности различных категорий населения;
7) разработку, утверждение и внедрение в учебный процесс образовательных учреждений обязательных для выполнения детьми нормативных требований физической подготовленности;
8) введение в государственные программы физического воспитания новых видов физических упражнений и видов спорта;
9) пропаганду массовой физической культуры, спорта, здорового образа жизни, основ знаний о физической культуре и спорте;
10) разработку федеральных нормативов финансирования физической культуры и спорта;
11) создание льготных условий для занятий физической культурой детей и инвалидов;
12) аккредитацию физкультурно-спортивных объединений с учетом предложений Олимпийского комитета России, участвующих от имени Российской Федерации в международных спортивных мероприятиях;
13) финансирование научных исследований в области физической культуры и спорта, содержания центров спортивной подготовки, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта федерального значения;
14) программное и научно-методическое обеспечение системы физической культуры и спорта;
15) разработку и утверждение ЕВСК, единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Положения о присвоении спортивных званий и иных нормативных актов о физической культуре и спорте;
16) контроль за исполнением федеральных законов в области физической культуры и спорта;
17) профессиональную подготовку специалистов в области физической культуры и спорта;
18) организацию строительства спортивных сооружений;
19) решение вопросов международных договоров Российской Федерации в области физической культуры и спорта;
20) анализ деятельности физкультурно-спортивных организаций.
Комитеты физической культуры и спорта могут осуществлять:
1) разработку и реализацию программ развития физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации;
2) внедрение физической культуры и спорта в режим учебы, труда и отдыха граждан;
3) увеличение количества спортивных школ, центров и клубов всех видов и типов и обеспечение подготовки спортивного резерва, спортсменов высокого класса для сборных команд Российской Федерации;
4) разработку и реализацию календарных планов физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
5) формирование органов управления физической культурой и спортом, координацию их деятельности и их взаимодействие;
6) обеспечение подготовки сборных команд Российской Федерации и сборных команд субъектов Российской Федерации и их выступлений на всероссийских и международных спортивных соревнованиях.
Олимпийский комитет России
1. Олимпийский комитет России является общероссийским союзом физкультурно-спортивных объединений, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц.
2. Олимпийский комитет России возглавляет олимпийское движение России, разрабатывает и проводит единую политику развития спорта высших достижений, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета и своим уставом.
3. Олимпийский комитет России представляет интересы Российской Федерации в международном олимпийском движении, во всех проводимых Международным олимпийским комитетом мероприятиях или под его патронажем.
Выступления сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта на Олимпийских играх осуществляются под Государственным флагом Российской Федерации.
Физкультурно-спортивные организации
В России действуют физкультурно-спортивные общества профессиональных союзов, федерации по различным видам спорта.
Общероссийскими могут быть признаны объединения, которые по сложности культивируемых видов спорта и другим особенностям не имеют возможности действовать более чем на 50 процентах территории Российской Федерации.
В руководящие органы общероссийских физкультурно-спортивных объединений избираются граждане Российской Федерации.
В соответствии со своими уставами спортивные клубы и коллективы физической культуры организуют физкультурно-оздоровительную работу с гражданами, в том числе с детьми и с обучающимися в образовательных учреждениях, ветеранами, инвалидами, осуществляют подготовку спортивного резерва, спортивных команд и спортсменов высокой квалификации.
Финансирование физкультурно-спортивных объединений, в том числе спортивных клубов и коллективов физической культуры, может также осуществляться посредством финансовой поддержки со стороны организаций и спонсоров (в соответствии с их уставами), пожертвований граждан, а также за счет части доходов от проведения спортивных лотерей, соревнований, осуществления предпринимательской деятельности и других не запрещенных законом источников.
Спортивные школы и училища олимпийского резерва
1. Спортивные школы как учреждения дополнительного образования создаются в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, профсоюзными организациями и другими организациями, а также гражданами.
Училища олимпийского резерва создаются на основании решений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Олимпийского комитета России и могут находиться в ведении федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и (или) Олимпийского комитета России.
Школы высшего спортивного мастерства и центры олимпийской подготовки создаются на основании решений соответственно федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Олимпийского комитета России с учетом предложений федераций по различным видам спорта по представлениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
2. Государство создает условия для укрепления существующей материально-технической базы и создания новой материально-технической базы спортивных школ и училищ олимпийского резерва в целях решения стоящих перед ними задач обучения. Такая база включает в себя:
1) основную спортивную учебно-тренировочную базу по профилю спортивной школы или училища олимпийского резерва (учебный стадион с беговыми дорожками и футбольным полем, спортивные залы или крытый каток и другие);
2) плавательный бассейн, спортивные залы, летний спортивно-оздоровительный лагерь, типовой набор спортивных инвентаря и оборудования - для спортивных школ и училищ олимпийского резерва, общежитие со столовой - для училищ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства в соответствии с нормативами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта;
3) бесплатное питание для учащихся спортивных школ, проходящих подготовку в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, а также для учащихся училищ олимпийского резерва;
4) бесплатную спортивную форму и обувь для детей из малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Финансирование находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления спортивных школ и училищ олимпийского резерва, в том числе финансирование их участия во всероссийских соревнованиях, осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней и других не запрещенных законом источников. Финансирование иных спортивных школ и училищ олимпийского резерва осуществляется их учредителями в соответствии с законодательством.
Учебник: Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2014. – 312 с. Глава 3 § 1 стр. 8-15
Составление конспекта по плану:
1. .....
Вопросы для закрепления и повторения:
1. Краткая история человечества в догосударственный период.
2. Что такое государство, его признаки и функции.
3. Когда и где возникают первые государства.
4. Какой характер носит в рабовладельческих государствах право.
5. Цель общественной жизни: в чем она. Обоснуйте свою точку зрения.
6. Что такое правовая норма. Что такое право. В какой связи право находится с понятием государство.
7. Перечислите известные вам:
- формы государственного устройства;
- формы политического режима;
- формы государственного правления;
- формы общественного строя.
8. Что такое закон и система. Дайте определение стеме права.
9. Перечислите известные вам источники права.