СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 7. Международно-правовое регулирование в области ФКиС.

 

 

Тема 5.4. Федеральный закон ФЗ-329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».


1. Преамбула и постатейное содержание закона.
2. Цели, задачи и основные понятия.
3. Принципы государственной политики в сфере ФКиС.
4. Система физической культуры и спорта в РФ.


 

Преамбула и постатейное содержание закона.

Первая редакция закона принята Государственной Думой 13 апреля 1999 г.
Последняя редакция закона принята Государственной Думой 16 ноября 2007 г.

Последняя редакция закона – ФЗ № 329 от 04.12.2007 г.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России.

Глава I. Общие положения
Статья 1.
Цели и задачи настоящего Федерального закона
Закон создает условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в организациях с детьми дошкольного возраста, с учащимися, работниками, инвалидами, пенсионерами и другими категориями населения.
Настоящий Федеральный закон рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины.
Статья 2.
Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
физическая культура – деятельность, направленная на физическое развитие человека и укрепление его здоровья;
физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически развитого подрастающего поколения;
спорт - составная часть физической культуры, потребность человека в самоутверждении, победе над собой, противником или препятствием, интересный способ времяпровождения;
система физической культуры и спорта - совокупность государственных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в целях физического воспитания населения;
спортсмен - лицо, систематически занимающееся спортом и выступающее на спортивных соревнованиях;
спортсмен-любитель (физкультурник) - спортсмен, систематически занимающийся избранным видом спорта, принимающий участие в соревнованиях на началах добровольности или выполнивший разрядные нормативы согласно требованиям ЕВСК и нормативы комплекса "Физкультура и здоровье";
спортсмен высокого класса - спортсмен, систематически занимающийся каким-либо видом спорта, выступающий на российских и международных спортивных соревнованиях, имеющий спортивное звание не ниже звания "Мастер спорта России";
спортсмен-профессионал - спортсмен, для которого занятия спортом, являются основным видом деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них;

Статья 3.
Принципы государственной политики в области физической культуры и спорта
Государственная политика в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с принципами:
• непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан;
• учета интересов всех граждан при разработке программ развития физической культуры и спорта, признания ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;
• признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям настоящего закона;
• создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных организаций, олимпийского движения России, образовательных учреждений в области физической культуры и спорта.

Статья 4.
Меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта

В России занимаются физической культурой и спортом по различным данным около от 10 до 15 % населения, что на много меньше, чем в развитых зарубежных странах, где данный показатель составляет 40– 50 %. Имеется ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие физической культуры и спорта в стране, и проблем, требующих неотложного решения, в том числе:
• недостаточное привлечение населения занятиям физической культурой;
• несоответствие уровня материальной базы задачам развития массового спорта в стране;
• недостаточное количество профессиональных тренерских кадров;
• утрата традиций российского спорта высших достижений;
• отсутствие активной пропаганды занятий ФКиС как составляющей части здорового образа жизни, включая заботу о здоровье будущего поколения.

Таким образом, одной из главных задач государства, является всеобщая пропаганда и поддержка физической культуры и спорта.
Большим толчком для занятием спортом послужили такие всероссийские соревнования, как «Кросс Наций» и «Лыжня России». Главное преимущество этих соревнований в том, что здесь нет ограничения в возрасте. В одном забеге могут пробежать и школьники, и уже люди пожилого возраста.

Государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации, поддерживает физкультурное движение и олимпийское движение России и обеспечивает:
• ежегодное финансирование мероприятий в области ФКиС, в том числе мероприятий по подготовке к участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях и участию в них, за счет средств федерального бюджета;
• создание условий для использования организациями и предприятиями государственных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;
• содержание спортивных сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации;
• создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
• создание условий для увеличения количества ДЮСШ всех видов и типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы;
• создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка;
• организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности;
• организацию обязательной сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций.

2. Государство поддерживает развитие спорта в целях достижения высших спортивных результатов и создает для этого благоприятные условия посредством:
• увеличения количества спортивных школ всех видов и типов, училищ олимпийского резерва, осуществляющих деятельность по подготовке спортсменов высокого класса, и укрепления их материально-технической базы;

• строительства новых и модернизации существующих баз и центров подготовки сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, а также учебных зданий, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений образовательных учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования в целях улучшения условий профессиональной подготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта;
• выделения ассигнований на комплексные научные исследования по проблемам развития спорта высших достижений;
• стимулирования деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортсменов высокого класса и их участия в международных соревнованиях;
• поощрения меценатства и благотворительности.

3. Государство обеспечивает пропаганду физической культуры и спорта, физкультурно-спортивного движения и олимпийского движения России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Государственная поддержка физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций, спортивных сооружений, предприятий спортивной промышленности осуществляется в соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней, утвержденными в установленном порядке соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлениям федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийского комитета России, других физкультурно-спортивных организаций.

5. Расходы на реализацию федеральных программ развития физической культуры и спорта и региональных программ развития физической культуры и спорта производятся за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, доходов от проведения спортивных лотерей, а также других средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета на подготовку и участие спортсменов в Олимпийских играх направляются в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта и Олимпийский комитет России.

Статья 5.
Субъекты физкультурного движения в Российской Федерации
Физкультурно-спортивное движение в Российской Федерации включает:
• спортивные клубы и коллективы физической культуры;
• ДЮСШ, ДЮСТШ, СДЮШОР, УОР, ШВСМ, ЦОП;
• образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта всех типов;
• Олимпийский (Паралимпийский, Сурдлимпийский) комитеты России;
• Федерации спорта;
• Министерство спорта;
• Комитеты ФКиС, подведомственные им организации, муниципальные организации ФКиС.
• граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта.

 

Вопросы для повторения и закрепления:
1. Когда был принят закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации?
2. Своими словами перескажите содержание преамбулы к закону.
3. Сколько статей содержит закон о физической культуре и спорте?
4. Каковы цели принятия закона о физической культуре и спорте в РФ?
5. Выпишите в тетрадь основные понятия и определения закона о ФКиС.
6. Откройте текст ФЗ 329 "О физической культуре и спорте в РФ" и внимательно ознакомьтесь с принципами государственной политики в сфере ФКиС.
7. Откройте текст ФЗ 329 "О физической культуре и спорте в РФ" и внимательно ознакомьтесь с субъектами и системой ФКиС в России.

Рис. 2. ...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2014. – 312 с.

Глава 3
§ 1 стр. 8-15

Составление конспекта по плану:

1. .....

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для закрепления и повторения:

1. Краткая история человечества в догосударственный период.
2. Что такое государство, его признаки и функции.
3. Когда и где возникают первые государства.
4. Какой характер носит в рабовладельческих государствах право.
5. Цель общественной жизни: в чем она. Обоснуйте свою точку зрения.
6. Что такое правовая норма. Что такое право. В какой связи право находится с понятием государство.
7. Перечислите известные вам:
- формы государственного устройства;
- формы политического режима;
- формы государственного правления;
- формы общественного строя.
8. Что такое закон и система. Дайте определение стеме права.
9. Перечислите известные вам источники права.