СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 7. Международно-правовое регулирование в области ФКиС.

 

 

Тема 5.1. Структура, функции и социальная направленность физической культуры и спорта.

 


1. Сущность физической культуры.
2. Физическая культура личности.
3. Физическое воспитание и спорт.


 

Сущность физической культуры.

Осмысленное существование личности невозможно без того, что бы человек не придавал особое значение некоторым проявлениям жизни. Мы особым образом ценим те или иные стороны нашей жизни, привычки, стремления, установки и т.п. Иными словами мы осознаем и принимаем определенные ценности нашей жизни. Кроме ценностей отдельно взятой личности существуют общепринятые, т.н. общечеловеческие ценности.
Это фундаментальные, присущие большинству людей ориентиры и нормы, являющиеся стандартом для людей всех культур и эпох.
Иногда ценности, путают с ресурсами - водой, воздухом, пищей, флорой и фауной, полезными ископаемыми, источниками энергии и т.д. Или с ценностями, имеющими государственный статус - безопасность страны, экономика, здравоохранение, образование, быт и т.д.
Добро, красота, истина, справедливость, свобода – наиболее яркие общечеловеческие ценности. Однако, на самом деле их гораздо больше.
Еще одной фундаментальной ценностью является здоровье. Большинство людей испытывает потребность в здоровом образе жизни, осознавая, что качество их жизни напрямую связано с состоянием здоровья. Здоровье является непреходящей ценностью человека, поэтому физическая культура и спорт становятся для него средством его сохранения.

Почему же далеко не все осознают необходимость активной жизненной позиции для сохранения здоровья?
В процессе своего развития человек не пошел по пути пассивной адаптации к условиям существования. Напротив - он стал активно ограждать себя от влияния окружающей среды (одежда, жилище и т.п.), а затем и приспосабливать среду к своим нуждам. До определенного времени это играло положительную роль.
Вместе с тем такого рода адаптация  является губительной для человечества. Дело в том, что, создавая комфортную среду для существования при помощи лекарственных средств, бытовой химии, питания и т.п., - человек постепенно накапливает потенциал вырождения.
К тому же огромное разрушающее воздействие на организм человека оказывает резкое уменьшение двигательной активности, вызванное комфортностью условий жизни.
Активно изменяя среду обитания, человек не совершенствует собственный организм.

Человеческий организм запрограммирован природой на систематическую и интенсивную двигательную активность. Это определено тем, что на протяжении тысячелетий человек вынужден был напрягать все силы для того, чтобы выжить или обеспечить себя самым необходимым.
На этом фоне есть лишь одно обстоятельство, способное предотвратить катастрофу вырождения человека как биологического вида. Это интенсивное и целенаправленное использование средств физической культуры для удовлетворения природной потребности человеческого организма в движении.

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

Для изучения вопросов правового регулирования физической культуры и спорта большое значение имеет правильное понимание исходных категории и понятий, применяемых в данной сфере.

Физическая культура

 Для более глубокого и правильного представления о содержании этого понятия его целесообразно сравнить с понятием «культура». В свою очередь, для лучшего представления понятие «культура» полезно сопоставить с понятием «природа».
К явлениям природы относится все то, что существует по естественным, независящим от человека законам, всё живое и неживое в окружающем мире, не преобразованное человеком.
К явлениям культуры относятся результаты преобразовательной деятельности человека, которую он осуществляет с целью удовлетворения своих потребностей и стремлений.
К явлениям физической культуры относятся способы и результаты человеческой деятельности, которые направлены на преобразование человеком самого себя (собственного тела и духа), т.е. развитие своих качеств, возможностей, способностей.

Физическая культура — часть общечеловеческой культуры, средство и способ физического совершенствования личности.
Физическая культура воздействует на задатки индивида, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, через социально активную полезную деятельность.
Физическая культура – это материальные ценности: спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение.
Физическая культура – это духовные ценности: произведения искусства, игры, этические и правовые нормы, регулирующие поведение человека.

Таким образом, физическая культура - особый род деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. Она проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению физкультурного движения, т.е. это деятельность людей по распространению и приумножению ценностей культуры.

Физическая культура личности

Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания, которые делятся на теоретические, методические и практические.
Знания необходимы для самопознания личности. Прежде всего, это относится к самосознанию, т.е. осознанию себя как личности, осознанию своих интересов, самопознания. Главная же направляющая сила поведения личности — это потребности:
- потребность в физической нагрузке;
- потребность в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей;
- потребность в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке;
- потребность в самоутверждении;
- потребность в эстетическом наслаждении.

Потребности тесно связаны с эмоциями — переживаниями, ощущениями приятного и неприятного. Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение — отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль).
Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции. Потребности создают систему мотивов:
- мотив физического совершенствования (стремление ускорить темпы собственного развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания, уважения);
- мотив подражания (желание быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной деятельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате занятий);
- мотив дружеской солидарности (желание быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними, посещать занятия по физической культуре, выполнять требования учебной программы);
- мотив соперничества (стремление выделиться, быть первым, достичь как можно большего).

Интересы - отношение человека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной привлекательностью. Если потребность вызывает желание обладать предметом, то интерес — познакомиться с ним. Интересы обычно возникают на основе тех мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны с:
- процессом занятий (динамичность, эмоциональность, новизна, разнообразие, общение);
- результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение двигательными действиями, испытание себя, улучшение результата и др.);
- перспективой занятий (физическое совершенство и гармоничное развитие, укрепление здоровья, повышение спортивной квалификации и др.).

Когда же человек не имеет определенных целей в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней.

Отношения - определяют личностную значимость физической культуры в жизни. Выделяют следующие виды отношений:
- активно-положительное
- пассивно-положительное
- индифферентное
- пассивно-отрицательное
- активно-отрицательное.

Активно-положительное отношение - ярко выражены физкультурно - спортивная заинтересованность и целеустремленность, глубокая мотивация, ясность целей, устойчивость интересов, регулярность занятий, участие в соревнованиях.
Пассивно-положительное отношение отличается расплывчатыми мотивами, неясностью и неконкретностью целей, аморфностью и неустойчивостью интересов, эпизодическим участием в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Индифферентное отношение — это безразличие и безучастность, мотивация противоречива, цели и интересы к физкультурно-спортивной деятельности отсутствуют.
Пассивно-отрицательное отношение связано со скрытым негативизмом части людей к физической культуре и спорту, они для таких лиц не имеют никакого значения.
Активно отрицательное отношение проявляется в открытой неприязни, откровенном сопротивлении занятиям физическими упражнениями, которые для таких лиц не имеют никакой ценности.

Важный компонент физической культуры личности — эмоции. В связи с тем что эмоции имеют различную степень выраженности и длительность протекания, можно выделить:
- настроение (слабо выраженные устойчивые эмоциональные состояния);
- страсть (быстро возникающее, стойкое и сильное чувство);
- аффект (быстро возникающее кратковременное эмоциональное состояние, вызванное особо значимым раздражителем и всегда бурно проявляемое, например при победе).
Эмоции обладают свойством заразительности, что очень важно при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью.

Волевые усилия регулируют поведение личности в соответствии с поставленными целями и принятыми решениями. Волевая активность определяется силой мотива: если человек очень хочет достичь цели, то будет проявлять и более длительное усилие. Волевое усилие направляется разумом, нравственными убеждениями.
Физкультурно-спортивная деятельность развивает волевые качества:
- упорство в достижении цели (проявляется через терпеливость и настойчивость, т.е. стремление достичь отдаленную во времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности);
- самообладание (смелость как способность выполнить задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха);
- сдержанность (выдержка) (способность подавлять эмоциональные реакции);
- собранность (сосредоточенность) (способность концентрировать внимание на задании несмотря на помехи).

Физическое воспитание и спорт

Формирование знаний, умений и навыков целенаправленного и эффективного использования средств физической культуры осуществляется в процессе физического воспитания. Этот процесс, благодаря которому происходит превращение ценностей физической культуры в личное достояние человека. Это находит свое отражение в улучшении здоровья, повышении уровня развития физических качеств, двигательной подготовленности, более гармоничном развитии и т.п.

В ст. 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» дается определение физического воспитания как педагогического процесса, направленного на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкою подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека.

Включенное в систему образования, физическое воспитание характеризует основу физической подготовленности людей — приобретение жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей.
Его важными элементами являются «школа» движений, с помощью которых у ребенка формируются умения управлять движениями, способность координировать их при перемещениях в пространстве (ходьба, бег, плавание, бег на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.).

Целью системы физического воспитания является содействие формированию основ физической культуры личности, укрепление здоровья людей.
Важнейшей государственной задачей в сфере физического воспитания подрастающего поколения является повышение уровня физической подготовленности детей и подростков. Решение данной задачи возлагается в основном на физическое воспитание в школе.

Для большинства школьников уроки физической культуры являются не только основной, но и часто единственной формой их физического воспитания.

К профессиональной педагогической деятельности в области физической культуры и спорта допускаются лица, имеющие документ установленного образца о профессиональном образовании по специальности, выданный образовательным учреждением.
К профессиональной деятельности в области лечебной физической культуры допускаются лица, имеющие профессиональное образование по специальности «Физическая культура и спорт» или медицинское образование.
Работники физической культуры и спорта обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий и соревнований, не наносить вред здоровью и ущерб чести и достоинству участников и зрителей, не проявлять жестокости и насилия.
К судейству спортивных соревнований допускаются лица, прошедшие специальную подготовку и аттестованные спортивными федерациями как судьи по виду спорта.

В системе основных понятий физической культуры особое место занимает термин спорт. В России он известен с 1893 г., когда его определение появилось в энциклопедическом словаре. До настоящего времени неизвестно точное время и место возникновения этого термина. Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) — вольного сокращения первоначального слова disport — игра, развлечение. Вот эта первооснова английского слова и вносит разночтение, отсюда возникают различные толкования термина «спорт». В зарубежной печати с этим понятием объединяется «физическая культура» в ее оздоровительном и рекреационном (восстановительном) аспектах. В отечественной популярной периодике и литературе, на телевидении и радио физическая культура и спорт трактуются по-разному, но иногда отождествляются.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» спорт — это составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям. В такой трактовке термин «спорт» входит в содержание понятия «физическая культура».

Действительно, спорт имеет смысл только до тех пор, пока выполняет роль одного из наиболее действенных разновидностей воспитания, пока является неотъемлемой и наиболее действенной частью общественно-педагогической системы подготовки человека к эффективной деятельности. А в таком своем качестве он, несомненно, входит в содержание понятия «физическая культура».
В спорте как части физической культуры человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений.
Спорт — это соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.
От физической культуры спорт отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента.

Статья 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» укрупнено дифференцирует современный спорт на две большие группы:
1) любительский спорт — массовый спорт или широкое спортивное движение, в котором соревнование и высокий спортивный результат имеет значительное место, но в большей степени он рассматривается как средство физкультурного воспитания;
2) профессиональный спорт, являющийся «спортом высших достижений (или большим спортом)», где на первом плане стоят победы и рекорды спортсменов в соревнованиях регионального, государственного и международного значения.

Любительский дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.
Цель занятий различными видами массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть.

Понятие спортивного права

Спортивное право — это специализированная отрасль права, представляющая собой систему взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих порядок физкультурно-спортивной деятельности, а также отношений, связанных с физической культурой и спортом.
Права и обязанности спортсмена-любителя (физкультурника) определены в ст. 23 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Спортсмен-любитель (физкультурник) имеет право:
1) бесплатно пользоваться государственными и муниципальными физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями, медицинским обслуживанием, снаряжением и спортивной одеждой, а также жильем и питанием во время тренировочных занятий (сборов) и спортивных соревнований в составе сборных команд;
2) получать денежную компенсацию по основному месту работы, службы, учебы, если это предусмотрено законами или иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
3) пользоваться иными льготами и гарантиями, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Спортсмен-любитель (физкультурник) обязан:
1) достойно представлять физкультурно-спортивные организации на местных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях;
2) заботиться о своих морально-волевых качествах, проявлять высокую гражданственность, изучать основы гигиены, овладевать знаниями о физической культуре и спорте, об олимпийском и о международном спортивном движении;
3) выступать активным популяризатором физической культуры и спорта;
4) не употреблять медицинские препараты и не принимать запрещенные в спорте процедуры.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» профессиональный спорт — это предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ:

1. Какое место занимает феномен физической культуры и спорта в современном обществе?
2. В чем наиболее опасно проявляется отказ человека от двигательной активности?
3. Какую позицию в развитии ФКиС должно занимать государство? Почему?
4. Обоснуйте, почему физическая культура и спорт сегодня являются одними из самых массовых социальных явлений?
5. Дайте развернутое определение физической культуры с точки зрения части общечеловеческой культуры.
6. Раскройте структуру физической культуры личности.
7. Что такое физическое воспитание и в чем оно конкретно проявляется в обществе?
8. Дайте определение спортивной подготовки. В чем её отличие от физической культуры? 
9. Дайте определение спортивного права. 
10. Дайте определение спорта.

Источники
1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993
г. // Российская газета. 1993. – 25 декабря.
2. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» № 329-ФЗ от 4 декабря 2007 года. Федеральная целевая про-
грамма «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации
на 2006–2015 годы». Стратегия развития физической культуры и спорта в
Российской Федерации до 2020 года.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. –
№ 197-ФЗ4 (ст. 113, 153, 351 и др.).
15. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-
Ф314 (ст. 184 и др.).
16. Федеральный закон от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном
ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за
выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» //
СЗ РФ. – 2002. – № 10. – Ст. 964.
18. Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении ку-
рения табака»// СЗ РФ. – 2001. – № 29. – Ст. 2942.

Рис. 2. ...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2014. – 312 с.

Глава 3
§ 1 стр. 8-15

Составление конспекта по плану:

1. .....

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для закрепления и повторения:

1. Краткая история человечества в догосударственный период.
2. Что такое государство, его признаки и функции.
3. Когда и где возникают первые государства.
4. Какой характер носит в рабовладельческих государствах право.
5. Цель общественной жизни: в чем она. Обоснуйте свою точку зрения.
6. Что такое правовая норма. Что такое право. В какой связи право находится с понятием государство.
7. Перечислите известные вам:
- формы государственного устройства;
- формы политического режима;
- формы государственного правления;
- формы общественного строя.
8. Что такое закон и система. Дайте определение стеме права.
9. Перечислите известные вам источники права.