СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 7. Международно-правовое регулирование в области ФКиС.

 

 

Тема 6.2. Физическая культура и спорт в системе образования РФ.

 


1. Цели занятий физической культурой в школе.
2. Особенности двигательного режима учащихся.
3. Правовая основа использования средств ФК в образовательных учреждениях


 

Цели занятий физической культурой в школе.

Цель занятий физической культурой - формирование умения управлять жизненно необходимыми двигательными действиями в различных условиях и вырабатывание потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, что является необходимым компонентом здорового образа жизни.

Достижение этой цели предусматривает решение следующих задач:
• создание целостного представления о физической культуре общества и физической культуре личности;
• формирование осознанной потребности к физическому самовоспитанию, самосовершенствованию, здоровому образу жизни;
• воспитание нравственных, физических, психических качеств и свойств.

Все эти задачи успешно могут решаться в ходе реализации физического вос-питания в системе образования. В России физическое воспитание целенаправ-ленно и системно ведется в учреждениях дошкольного, общего, профессио-нального и послевузовского образования, дифференцируется на четыре ос-новные разновидности:
1) учебный предмет «Физическая культура»
2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня
3) спортивно-массовая работа
4) спортивные мероприятия.

Именно условия обучения в образовательном учреждении являются ос-новными факторами, формирующими не только здоровье, но и личность подрас-тающего поколения, а также осуществляют подготовку к социальной и трудовой деятельности человека.

Сила влияния этих факторов определяется тем, что они действуют в период интенсивного роста, развития и формирования всех систем организма длительно и непрерывно (в течение 9-11 и более лет).

Физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной ум-ственной работы.
Учителям физической культуры следует прежде всего направлять усилия на развитие самостоятельности учащихся, всемерно добиваться активной работы учащихся на уроке ФК.

Двигательный режим учащихся

Известно, что недостаток движений в жизни детей младшего школьного воз-раста является одной из причин нарушения осанки, ухудшение дееспособности стопы, появление избыточного веса и других нарушений в физическом развитии:
- снижение функции сердечно-сосудистой системы
- уменьшается ЖЕЛ
- замедляется моторное развитие.

Малоподвижный ребенок владеет меньшим объемом двигательных навыков, ему свойственен более низкий уровень двигательных качеств. Дети с дефицитом движений обладают меньшей силой и выносливостью, менее быстрые и ловкие, менее закалены, чаще болеют.

Исследования показывают, что 45-минутный урок ФК компенсирует в сред-нем лишь 11%, а максимально (при большей моторной плотности) 40% необходи-мого объема движений от ежедневной нормы. Даже ежедневные уроки ФК не спо-собны ликвидировать дефицит движений.
Потребность детей младшего школьного возраста двигаться лишь на 18-22% в сутки удовлетворяется самостоятельными, спонтанными движениями. В дни, когда по расписанию проводится урок ФК, дефицит двигательной активности со-ставляет не мене 40%, а в дни, когда их нет, увеличивается до 80%. Суточный объем активных движений должен быть не менее 2 часов, а недельный не менее 14 часов.

На основании данных по физической подготовленности учащихся, рекомен-дуется использовать в уроках по физической культуре различные виды упражне-ний.
Для воспитания быстроты и выносливости рекомендуется ходьба и бег, особенно бег на время.
Для развития силы как двигательного качества использовать набивные мя-чи, палки гимнастические, упражнения в парах с сопротивлением партнера. Лаза-ние по гимнастической скамейке, подтягивание на перекладине, лазание по кана-ту, упоры, висы, статические упражнения.
Способность человека преодолевать внешнее сопротивление (динамическая сила) можно развить силовыми упражнениями, начиная с 1-го класса, только следует помнить, что возможности младших школьников в проявлении силы невелики и возрастают к 10-12 годам. При выполнении силовых упражнений следует чередовать их воздействие на различные мышечные группы частей тела, начиная с малых мышечных групп и постепенно включать в работу все более крупные мышцы. Силовые упражнения сочетать с упражнениями на гибкость и расслабление. При этом необходимо уделять внимание развитию мышц брюшного пресса и спины.
Для улучшения и повышения ЖЕЛ могут быть рекомендованы упражнения на выносливость. Различают общую и специальную выносливость. Общая раз-вивается циклическими упражнениями (бег), спортивными играми. Специальная - при продолжительной работе и проявляется преимущественно в быстроте и силе; бег на 20, 60, 80 м; упражнения с отягощением. Упражнения на выносливость должны сочетаться с правильным дыханием.
Главным показателем контроля выполнения упражнений должна быть ча-стота пульса, не превышающая двукратное увеличение величины пульса до начала выполнения упражнений.

Обучение учащихся основным видам движений и совершенствование в них - одна из важнейших задач физического воспитания в школе. Требуется не только научить школьника правильным приемам движений, обучение должно быть тесно связано с достижением практических результатов.

Правовая основа использования средств ФК в образовательных учрежде-ниях

Правовой основой, определяющей юридическую регламентацию применения средств ФКиС в учебных учреждениях является ФЗ №329 (редакция от 29.07.2018) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"

Статья 28 Физическая культура и спорт в системе образования

1. Образовательные организации с учетом интересов обучающихся и на основе ФГОС самостоятельно определяют:
- формы занятий физической культурой
- средства физического воспитания
- виды спорта и двигательной активности
- методы и продолжительность занятий физической культурой.

2. Организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя:
- проведение обязательных занятий ФКиС, а также дополнительных (фа-культативных) занятий ФКиС;
- создание условий для занятий ФКиС (спортивный инвентарь, оборудова-ние);
- формирование у обучающихся навыков ФК;
- физкультурные мероприятия во время учебных занятий;
- проведение медицинского контроля;
- работу с родителями;
- ежегодный мониторинг физподготовки обучающихся;
- проведению спортивных мероприятий;
- популяризация школьного спорта;

3. В целях вовлечения обучающихся в занятия ФКиС при школах могут созда-ваться школьные спортивные клубы

Вопросы для повторения и закрепления:
1. Объясните, к чему относится умение управлять жизненно необходимыми двига-тельными действиями в различных условиях и вырабатывание потребности к си-стематическим занятиям физическими упражнениями.
2. Сколько разновидностей физического воспитания существует в системе образования Российской Федерации?
3. Назовите основную функцию физической культуры
4. В каком объеме (как утверждают исследователи) 45-минутный урок ФК в среднем компенсирует необходимый объём движений от ежедневной нормы для младших школьников?
5. В каком суточном объеме (как утверждают исследователи) удовлетворяется по-требность детей младшего школьного возраста двигаться самостоятельными, спонтанными движениями?
6. В каком недельном объеме (как утверждают исследователи) удовлетворяется по-требность детей младшего школьного возраста двигаться самостоятельными, спонтанными движениями?
7. Могут ли ежедневные уроки физической культуры в школе полностью ликвидиро-вать дефицит двигательной активности школьников?
8. Укажите номер статьи 329-ФЗ, в которой определены вопросы физической культу-ры в системе образования РФ

Рис. 2. ...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2014. – 312 с.

Глава 3
§ 1 стр. 8-15

Составление конспекта по плану:

1. .....

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для закрепления и повторения:

1. Краткая история человечества в догосударственный период.
2. Что такое государство, его признаки и функции.
3. Когда и где возникают первые государства.
4. Какой характер носит в рабовладельческих государствах право.
5. Цель общественной жизни: в чем она. Обоснуйте свою точку зрения.
6. Что такое правовая норма. Что такое право. В какой связи право находится с понятием государство.
7. Перечислите известные вам:
- формы государственного устройства;
- формы политического режима;
- формы государственного правления;
- формы общественного строя.
8. Что такое закон и система. Дайте определение стеме права.
9. Перечислите известные вам источники права.