СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 7. Международно-правовое регулирование в области ФКиС.

 

 

Тема 5.2. Право как способ регулирования отношений в сфере физической культуры и спорта.

 


1. Общие и специфические функции физической культуры.
2. Социальная направленность физической культуры и спорта.
3. Правовые нормы в сфере физической культуры и спорта.
4. Общие положения о правах и обязанностях спортсменов


 

Общие и специфические функции физической культуры.

Физическая культура – часть общей культуры, поэтому ей свойственны общекультурные функции. Однако как самостоятельная область деятельности, она имеет и свои специфические функции.
К общекультурным функциям физической культуры относятся:

  • воспитательная;
  • научно-познавательная;
  • идеологическая;
  • социальная;

К специфическим функциям относят следующие блоки физической культуры:

    • общее развитие и укрепление организма (формирование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья, противодействие процессам разрушения и энтропии);
    • подготовка к трудовой деятельности и защите Родины (повышение работоспособности, устойчивости против неблагоприятных условий труда, гиподинамии и т.п.);
    • удовлетворение потребности в активном отдыхе и рациональном использовании нерабочего времени (развлечения, игры, компенсация);
    • раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях.

Говоря в общем можно отметить, что основной функцией физической культуры является преобразовательная деятельность. Основным объектом преобразовательной деятельности выступает сам человек. При помощи своих специфических средств и методов физическая культура обнаруживает, раскрывает и совершенствует природные физические задатки человека, превращая их в способности, одаренность и талант.

Социальная направленность физической культуры и спорта.

Физическая культура возникла в недрах общей культуры в процессе развития человеческого общества. Уже на первых стадиях своего существования человечество вынуждено накапливать опыт в способах овладения природой, совершенствовать орудия труда и производство. Этот опыт необходимо было передавать подрастающему поколению. Так возникла система обучения и воспитания. Очевидно, что на первых стадиях существования человеческого общества обучение и воспитание было, по преимуществу, физическим.
В ходе исторического процесса развития культуры физическая культура превращается в самостоятельную область общественно необходимой деятельности. Развитие духовной культуры (философии, науки, теории воспитания), материальной культуры, а также усложнение социальных отношений стали определять и развитие физической культуры. Появляются самостоятельные компоненты физической культуры: физическое воспитание, спорт и рекреация. Наряду с этим формируются и средства физической культуры. Первыми из них, видимо, были простейшие физические упражнения в виде естественных движений (бег, прыжки, метания и т.п.) Они выступали в составе игр, танцев, развлечений.
Позднее, в Древней Греции и Риме занятия физическими упражнениями становятся непременным условием полноценного и гармонического развития личности человека. Здесь впервые тренировка приобретает научную и методологическую основу. Но самое важное, что физическая культура отныне рассматривается в тесной взаимосвязи с местом, которое человек занимает в обществе. Физическими упражнениями не гнушались даже императоры.
С развитием средств массовой коммуникации и информации социальная значимость физической культуры и спорта возрастает во много раз. Многочисленные стадионы, центры, клубы и организации ежедневно посещают миллионы человек в любой точке мира. Профессиональные и любительские занятия физической культурой и спортом привлекают подавляющее большинство сознательного населения всех стран мира. Социальная сущность занятий физической культурой совершенно очевидна.

Правовые нормы в сфере физической культуры и спорта.

Правовые нормы в сфере физической культуры и спорта – это общеобязательные юридические нормы, установленные государством (в лице его органов) с целью официального регулирования и развития общественных отношений в сфере физической культуры и спорта в соответствии с задачами государственного и общественного строительства, принципами и идеологической направленностью системы физического воспитания. Правовые нормы выступают юридической базой правового регулирования спортивных отношений, предусматривают регулирование государством целого комплекса вопросов, связанных с организацией физического воспитания населения.
Правовыми нормами определяются программная  и нормативная основа массового физического воспитания (Единая всероссийская спортивная классификация, требования к минимуму содержания образования, РОСТО и др.), правовое положение органов управления и спортивных организаций. К тому же здесь действует ряд специфических актов (правила спортивных соревнований и др.), позволяющих обеспечить единство правового регулирования спортивных отношений в масштабе страны и установить правовой статус социального института спорта в целом.
Наиболее жесткой регламентации подвержены спортивные состязания. Именно в соревнованиях в концентрированной форме находят свое проявление характер и сущность спортивных отношений. Поэтому правила соревнований охватывают максимально широкий круг вопросов, связанных с непосредственной организацией состязаний по отдельным видам спорта. Правила соревнований, адресованные, прежде всего спортсменам, строго определяют поступки, двигательные акты (спортивные упражнения) в соответствии с заложенной в правилах соревнований идеальной моделью (образцом поведения всех участников). Программируя и направляя поведение спортсменов, правила соревнований являются одной из важнейших форм воплощения в жизнь требований, принципов и идейной направленности системы физического воспитания.
Важным моментом правил соревнований (наряду с другими правовыми и нормами в спорте) является то, что они обеспечивают единое нормативное регулирование со стороны государства (в лице его органов управления) проведения спортивных соревнований на территории всей страны. Государственный комитет по физической культуре и спорту РФ разрабатывает (совместно с федерациями по видам спорта) и утверждает правила соревнований по абсолютному большинству видов спорта. В связи с этим правила соревнований имеют характер юридических норм. Предписания правил соревнований, четко определяющие права и обязанности спортсменов, свидетельствуют о непосредственном влиянии государства на развитие спорта, регулирование спортивных отношений. К тому же Госкомспорт РФ утверждает единый календарь основных Всероссийских и международных соревнований, перечень физкультурно-оздоровительных мероприятий, подлежащих обязательному проведению в трудовых коллективах и учебных заведениях.
Правила спортивных соревнований обладают таким существенным свойством, как формальная определенность. Особенность правил соревнований как регулятора спортивных отношений в том и состоит, что им присущи точность, строгая определенность в содержании. В отличие от норм спортивной этики, определяющей лишь общее направление поведения спортсмена, спортивные правила точно (конкретно) устанавливают права и обязанности спортсменов как во время соревнований, так и вне их.
Следовательно, правила соревнований - это общеобязательные правила поведения участников спортивных состязаний, установленные государством (в лице его органов) с целью официального регулирования и развития спортивных отношений в соответствии с интересами населения, требованиями и принципами современной системы физического воспитания и обеспечиваемые в необходимых случаях мерами воспитательного либо принудительного характера (санкциями).
Спортивными отношениями называются такие отношения, содержание которых составляют взаимные права и обязанности спортсменов и органов управления, а также спортивных учреждений в организации учебных занятий, тренировочных сборов, спортивных соревнований и аттестации спортсменов.
Спортивные отношения по своему содержанию неоднозначны. Различают:

  • Правовые спортивные отношения (физическое воспитание учащейся молодежи осуществляется в соответствии с государственными программами и положениями; обязательная физическая подготовка личного состава Вооруженных сил РФ и т.д.).
  • Спортивные отношения на общественной основе (коллективы физической культуры, спортивные клубы, добровольные спортивные общества и т.п.). Такие отношения регулируются нормами соответствующих общественных органов и по своей природе не носят правового характера.
  • Спортивные отношения на общественно-правовых началах (сочетающие правовую и общественную специфику).

Общие положения о правах и обязанностях  спортсменов.

Несомненно, что занятия спортом в сфере досуга – дело сугубо добровольное. Но, включившись в спортивную деятельность, граждане автоматически принимают на себя определенные обязанности, установленные государственного управления физической культурой и спортом.
Анализ действующих правовых норм позволяет сформулировать следующие специальные обязанности лиц, имеющих спортивные разряды и звания:
*   вести себя в духе следования спортивной этике, добропорядочности и воспитания;
* постоянно повышать свой культурный уровень, физическую подготовленность и спортивное мастерство;
* состоять в коллективе физической культуры (спортивном клубе) и систематически выступать на соревнованиях за ту спортивную организацию, в которой они состоят на учете;
* соблюдать спортивный режим, выполнять гигиенические требования, укреплять свое здоровье;
* активно участвовать в общественной работе, передавать другим спортсменам свой спортивный опыт и знания.
Особой спецификой обладают права и обязанности спортсменов, предусмотренные правилами соревнований по отдельным видам спорта. Последние определяют содержание прав и обязанностей спортсмена, указывают каким должно быть их поведение на соревнованиях и вне их. Юридически значимыми являются официальные спортивные соревнования, проведение которых связано для их участников с конкретными последствиями. Так, если спортсмен выполнил установленные разрядные нормы и требования по виду спорта на соревнованиях, предусмотренных календарным планом и обслуживаемых судьями соответствующей квалификации, то у него возникает право на получение спортивного звания или разряда. По этому праву спортивная организация после проверки документов обязана своим постановлением или приказом присвоить спортсмену спортивное звание или разряд.
Следовательно, наделяя спортсменов правами и обязанностями, государство направляет их поведение. Как только у спортсмена появляется персональное право или персональная обязанность, он должен согласовать свое поведение с тем, что предоставлено ему правом или возложено на него обязанностью. Если поведение данного спортсмена соответствует его правам и обязанностям, то оно является правомерным, если поведение не соответствует его правам и обязанностям, то оно неправомерно.
Противоправные действия спортсмена связаны с понятием правонарушения. При этом вина может иметь форму умысла и неосторожности. Умысел предполагает, что спортсмен, совершивший противоправный проступок, предвидел вредные последствия своего поведения (например, сознательное причинение травмы другому спортсмену). При неосторожности (проявляющейся в форме самонадеянности или небрежности) имеет место пренебрежительное и безответственное отношение к своим обязанностям.
На практике, к сожалению, часто имеют место случаи недостойного поведения отдельных спортсменов во время соревнований, неуважение к зрителям, партнерам по игре, судьям, нарушение спортивного режима. Однако правонарушением является лишь такое действие спортсмена, которым нарушена норма права (например, правила соревнований). К числу наиболее распространенных правонарушений относятся дисциплинарные – подрывающие дисциплину и наносящие вред нормальному ходу соревнований, функционированию спортивных организаций.
В зависимости от степени и характера проступка правовыми нормами предусматриваются соответствующие санкции. К их числу относятся:

  • условная дисквалификация (например, на несколько игр или до конца спортивного сезона);
  • предупреждение;
  • строгий выговор;
  • дисквалификация.

Спортсмены, нарушившие порядок перехода из одной спортивной организации в другую, подвергаются дисциплинарному взысканию (вплоть до дисквалификации).

 

Вопросы для закрепления.

  • Разъясните в чем состоит научно-познавательная функция физической культуры?
  • Чем обусловлена социальная направленность физической культуры и спорта?
  • Дайте определение понятиям: физическая культура, физическое воспитание, спорт, физическая рекреация.
  • Что такое правовые нормы в сфере физической культуры и спорта?
  • Какие виды спортивной деятельности определяются правовыми нормами?
  • Объясните, в чем, на ваш взгляд, особенности спортивных состязаний с точки зрения правовой организации?
  • В чем особенность правил спортивных соревнований?
  • Какие выделяют виды спортивных отношений?

 

Литература:
Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы ФК и С.: Учебник – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005.
http://www.o-dmit32.ru/html/rights/pofk_1.html

Рис. 2. ...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2014. – 312 с.

Глава 3
§ 1 стр. 8-15

Составление конспекта по плану:

1. .....

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для закрепления и повторения:

1. Краткая история человечества в догосударственный период.
2. Что такое государство, его признаки и функции.
3. Когда и где возникают первые государства.
4. Какой характер носит в рабовладельческих государствах право.
5. Цель общественной жизни: в чем она. Обоснуйте свою точку зрения.
6. Что такое правовая норма. Что такое право. В какой связи право находится с понятием государство.
7. Перечислите известные вам:
- формы государственного устройства;
- формы политического режима;
- формы государственного правления;
- формы общественного строя.
8. Что такое закон и система. Дайте определение стеме права.
9. Перечислите известные вам источники права.