СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 7. Международно-правовое регулирование в области ФКиС.

 

 

Тема 6.3. Педагогическая деятельность в сфере ФКиС.

 


1. Сущность педагогической деятельности в сфере физической культуры
2. Основные виды педагогической деятельности в сфере ФКиС


 

Сущность педагогической деятельности в сфере физической культуры

 

Деятельность специалистов в области физической культуры является педагогической.

Педагогическая деятельность в сфере ФК - деятельность, содержанием которой является оздоровление, обучение, физическое воспитание и развитие обучающихся.

__________________________

- передача накопленного опыта,
- создание благоприятных условий для личностного и физического развития,
- подготовка к выполнению социальных ролей в обществе.

__________________________

Важной особенностью педагогической деятельности является педагогическое сотрудничество, предполагающее совместную деятельность педагога и обучающихся.

Основные виды педагогической деятельности в сфере ФКиС

• конструктивная
• гностическая
• обучающая
• воспитательная
• коммуникативная
• контрольно-оценочная
• собственную спортивную,
• коррекционно-оздоровительная
• деятельность по самосовершенствованию
.

Воспитательная деятельность педагога по физической культуре – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленный на формирование личности воспитанника для подготовки его к участию в общественной и культурной жизни современного общества.

Главным направлением в работе педагога по физическому воспитанию является:

1. Физкультурное воспитание - это формирование физически развитой, интеллектуальной и духовной личности на основе использования различных упражнений физической направленности.
2. Валеологическое воспитание - формирует ценностное отношения к своему здоровью и к здоровью других людей, оказывает пути самооздоровления и здорового образа жизни.
3. Олимпийское воспитание – освоение ценностей олимпийского движения.
4. Спортивное воспитание – формирование ориентации учащихся на осуществление спортивной деятельности и переосмысление опыта жизни и деятельности спортсменов высокого класса .

Все другие виды воспитания (нравственное, эстетическое, экологическое, патриотическое и пр.) осуществляются в ходе физического воспитания: в процессе изучения и выполнения физических упражнений в тренировочной и соревновательной деятельности.

Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.

Обучающая деятельность в сфере физической культуры направлена на пробуждение и развитие интереса к физической активности, приобретению знаний о различных видах спорта, о способах оздоровления своего организма при помощи физкультурно-спортивной деятельности.

Обучение осуществляется в рамках разных организационных форм:
- урок физической культуры,
- занятие в секции,
- поход и т.д.

Эти формы, как правило, имеют жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Критерием эффективности деятельности обучения является уровень усвоения знаний, умений и навыков, овладения способами решения практических спортивных задач.
Воспитательная и обучающая деятельность в сфере физической культуры тесно взаимосвязаны.

Работа педагога начинается с планирования (конструирования).

Конструктивной называют деятельность педагога по ФК по проектированию на определённый промежуток времени учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности обучающихся, процесса их оздоровления, способов развития их личности с учётом требований современного общества.

Различают длительное (перспективное) и оперативное (проводимое во время самого занятия) планирование.

Длительное и планирование выражается в составлении планов на год, полугодие или другой промежуток времени и осуществляется заранее.

Оперативное планирование представляет собой коррекцию первоначальных планов с учетом сложившихся педагогических условий. Учитель ФК или тренер всегда должен иметь несколько вариантов запасного (мысленного) плана проведения занятия с учётом наиболее вероятных изменений.

Условиями эффективного планирования деятельности в сфере физической культуры являются:
• Постановка целей обучения и воспитания.
• Отбор и распределение учебного материала согласно целям.
• Определение воспитательных задач.
• Планирование контроля за формированием двигательных умений и навыков.

Гностическая деятельность – заключается в сборе разнообразной информации об особенностях процесса и результатах педагогического труда в сфере физической культуры и спорта с целью построения эффективной профессиональной деятельности.
Организаторской называют деятельность педагога, которая предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в учебно-тренировочный процесс, создание коллектива и организацию сотрудничества воспитанников в этом коллективе. Организаторская деятельность состоит в реализации на практике проектов учителя.

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений специалиста по ФК с воспитанниками, другими педагогами, представителями общественности, родителями учащихся, спортивными коллективами и организациями.

Контрольно-оценочная деятельность направлена на выявление эффективности педагогического процесса. Контроль и оценка в физкультурно-педагогическом образовании осуществляются в большей степени для получения сравнительных результатов, выработки своеобразных общественно значимых нормативов.

Деятельность по самосовершенствованию педагога в сфере физической культуры состоит в постоянной творческой работе над собой – над своими знаниями, умениями, способностями, самочувствием. В ней он проявляет гностическую, конструктивную, оценочную и организационную формы компетентности по отношению к себе.

Все указанные виды деятельности являются обязательными в работе профессионалов различных профилей в сфере физической культуры. Их сочетание, доминирующие и зависимые виды их педагогической деятельности зависят от целей и содержания работы каждого конкретного специалиста, от требований к результатам его работы.

Вопросы для повторения и закрепления:
1. Дайте характеристику педагогической деятельности.
2. Перечислите общие задачи педагогической деятельности.
3. Какие виды деятельности включает в себя работа специалиста по физической культуре. Охарактеризуйте каждый из их.
4. В чем заключается воспитательная деятельность педагога по ФКиС.
5. Какие виды планирования педагогической деятельности вы знаете.
6. В чем заключается деятельность по самосовершенствованию



 

Учебник:
...

Глава ..
§ 1 стр. ...

Составление конспекта по плану:

1. .....