Тема 7.2. Международно-правовые акты в сфере ФКиС.
1. Международная Хартия физической культуры и спорта.
2. Спортивная Хартия Европы.
3. Европейский Манифест «Молодые люди и спорт».
4. Декларация участников европейской конференции «Спорт и местное управление».
5. Резолюция 9-й Европейской конференции министров спорта.
Международная Хартия физической культуры и спорта.
В международно-правовых документах, регулирующих вопросы спорта, тер-мин «физическая культура» не встречается. В них речь идет о физическом, эсте-тическом и нравственном воспитании и спорте. Таким образом, данный термин отражает особенность нашего национального правопонимания отношений в сфере спорта.
Наиболее важными международно-правовыми актами в сфере физического воспитания и спорта являются:
• Международная хартия физического воспитания и спорта, провозгла-шенная Генеральной конференцией ООН в Париже 21 ноября 1978 года;
• Спортивная хартия Европы, принятая 7-й конференцией министров по спорту европейских стран в г. Родосе (Греция) 15 мая 1992 года;
• Европейский манифест «Молодые люди и спорт», принятый конференцией министров по спорту европейских стран в Лиссабоне 18 мая 1995 года;
• Декларация участников европейской конференции «Спорт и местное управление», принятая в г. Годоло (Венгрия) 3 февраля 1996 года;
• Резолюция 9-й Европейской конференции министров спорта, принятая в Братиславе 31 мая 2000 года.
Международная хартия физического воспитания и спорта
Провозглашена Генеральной конференцией ООН с целью поставить разви-тие физического воспитания и спорта на службу прогрессу человечества, содей-ствовать их развитию и побуждать правительства, неправительственные компе-тентные организации, работников просвещения и отдельных лиц руководствоваться ею, распространять ее и применять.
Согласно статье 1 Хартии, занятие физической культурой и спортом –основное право каждого человека.
Статья 2 устанавливает, что физическое воспитание и спорт являются важ-ным элементом непрерывного образования в общей системе образования. Они должны развивать у каждого человека природные способности, волю, выдержку и способствовать его полному включению в общество. Непрерывность занятий фи-зической культурой и спортом должна обеспечиваться в течение всей жизни человека в рамках всеобщего, непрерывного и демократического образования. Физическое воспитание и спорт обогащают общество на разных уровнях: на уровне отдельного человека они содействуют сохранению и улучшению здоровья, разумному проведению досуга, дают человеку возможность лучше переносить неудобства современной жизни. На уровне общества они развивают спортивный дух (честная игра), который и за пределами спорта необходим для жизни общества.
Статья 3 Хартии устанавливает, что программы физического воспитания и спорта должны отвечать потребностям отдельных лиц и общества в целом. По-этому они должны разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей, а также организационных, культурных, социально-экономических и климатических условий каждой страны. Приоритет должен отдаваться группам общества, находящимся в неблагоприятном положении. Спортивно-зрелищные состязания должны оставаться на службе воспитательного спорта, высшим проявлением и примером которого они являются. Спорт должен быть свободен от коммерческого влияния, основанного на стремлении к наживе.
Статья 4 Хартии говорит о важности обеспечения спорта квалифицирован-ными кадрами с соответствующей специализацией. Высоко оценивается роль добровольных организаторов спорта.
Статья 5 Хартии уделяет внимание необходимости достаточного обеспече-ния занятий безопасным оборудованием и инвентарем, оптимальному использо-ванию спортивных сооружений и созданию государственными органами необхо-димых условий для этого.
Статья 6 Хартии посвящена необходимости научного обеспечения спортив-ной деятельности. Научные исследования послужат усилению безопасности граждан и прогрессу спорта в целом.
Статья 7 Хартии оценивает сбор, хранение и распространение информации и документации о физическом воспитании и спорте как дело первостепенной важности.
Статья 8 Хартии устанавливает, что средства массовой информации долж-ны оказывать положительное влияние на спорт. Независимо от права на свободу информации каждый работник средств массовой информации должен полностью осознавать свою ответственность в плане социального значения, гуманистической цели, моральных ценностей физического воспитания и спорта.
Статья 9 Хартии подчеркивает важность содействия государственных учре-ждений и организаций осуществлению мероприятий по физической культуре и спорту.
Статья 10 Хартии оценивает международное сотрудничество как необходи-мое условие всеобщего и сбалансированного развития физического воспитания и спорта. Государство и международные неправительственные организации должны придавать большое значение такому сотрудничеству, которое также будет содействовать всеобщему миру и дружбе, укреплению взаимного уважения, созданию благоприятного международного климата.
Спортивная Хартия Европы
В рамках Хартии понятие «спорт» означает все формы физической активно-сти, которые через эпизодическое или организованное участие направлены на выражение и совершенствование физического и умственного состояния, формирование социальных отношений или достижение результатов в соревнованиях всех уровней. Хартия дополняет этические принципы и политические директивы, изложенные в Европейской конвенции о насилии и недостойном поведении на спортивных состязаниях и, в особенности, на фут-больных матчах, а также в Конвенции по противодействию применению допинга в спорте.
Цель Хартии – оказать воздействие на правительственные органы, чтобы они со-действовали спорту как важному фактору развития человека, в том числе защищали и развивали моральную и этическую базу спорта, человеческое достоинство и безопасность, создавали спортсменам гарантии от эксплуатации с целью политической, коммерческой и финансовой наживы.
В части обеспечения спортивными сооружениями граждан по месту их жи-тельства Хартия устанавливает, что планирование их строительства должно счи-таться делом государственных органов. Планирование должно учитывать целый ряд факторов – общественных, частных, локальных – и предусматривать возмож-ности для хорошего менеджмента, безопасного и полного использования спортивных сооружений. Владельцы спортивных сооружений должны принять необходимые меры по обеспечению доступа в спортивное сооружение лиц с физическими и умственными недостатками.
Говоря об основах физической подготовленности, Хартия предусматривает необходимость соединения нравственного воспитания со спортом.
Хартия устанавливает виды и способы помощи одаренным спортсменам, рекомендует государственным органам оказывать содействие в организации и менеджменте профессиональному спорту, в создании и защите официального статуса спортсменов-профессионалов.
Трудовые ресурсы спорта должны иметь соответствующую квалификацию, а лица, связанные с руководством или методической работой в спорте, должны помнить о защите безопасности и здоровья людей, находящихся под их попече-нием.
Хартия провозглашает, что, заботясь об улучшении физического, социаль-ного и психического здоровья людей, необходимо следовать принципу экономии ресурсов планеты в рамках сбалансированного управления окружающей средой.
Европейский манифест «Молодые люди и спорт»
Манифест дополняет и расширяет принципы, изложенные в Спортивной хартии Европы. Манифест рассматривает спорт с позиций гуманизма и терпимо-сти, идеалам которых служит Совет Европы. Понятие «молодые люди» в Мани-фесте относится к лицам, не достигшим совершеннолетия согласно националь-ному законодательству.
Манифест провозглашает, что спорт должен быть доступен всем молодым людям. Физическая активность является для молодых людей естественной фор-мой движения, основанной на элементах игры.
Занятия спортом должны быть направлены на развитие физических, психических и социальных качеств, должны обучать этическим нормам справедливости и дисциплины, воспитывать уважение к себе и другим людям, обучать терпимости и ответствен-ности для жизни в демократическом обществе, воспитывать самоконтроль, пропаганди-ровать здоровый образ жизни.
Декларация участников европейской конференции «Спорт и местное управ-ление»
Декларация провозглашает принцип «спорт для всех» и определяет роль и ответственность местных властей в реализации названного принципа. Под мест-ными властями следует понимать не только органы местного самоуправления, но и региональные органы государственной власти, которые также осуществляют государственные функции управления в развитии спорта.
Содержание декларации сводится к следующим основным постулатам:
спорт – важный фактор человеческого развития, публичные фонды долж-ны оказывать ему надлежащую финансовую поддержку;
при разработке политики и ее планировании на местном, региональном и национальном уровнях спорт как фактор социокультурного развития должен полу-чить комплексный подход вкупе с такими областями, как воспитание, здоровье, социальные службы, устройство территории, защита природы, служба культуры и отдыха;
эффективная спортивная политика может быть осуществлена только при оптимальной координации деятельности всех частных и публичных органов, прямо или косвенно связанных со спортом. Под этим следует понимать взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с общественными объединениями, иными организациями, имеющими отношение к спорту;
государственные власти должны предусмотреть спортивные площадки, спортивные сооружения, отвечающие общественным нуждам и доступные для населения по ценам;
спортивные центры должны быть доступны для всех граждан, независимо от состояния их здоровья (включая инвалидов и пожилых людей). Строительство новых центров должно учитывать демографические и социально-экономические тенденции общества;
необходимо поддерживать производство оборудования;
местные власти должны поддерживать такие виды деятельности, которые позволяют всем членам семьи заниматься спортом вместе;
спортивная деятельность позволяет скрасить трудности малоимущих слоев населения, поэтому она должна развиваться государством и в районах проживания граждан с ограниченными доходами.
Финансирование спорта и управление им:
спорт является неотъемлемой частью общества и его четким экономиче-ским отражением. Спорт дает и свои экономические импульсы как фактор потреб-ления спортивных услуг и товаров, а также как фактор позволяющий создавать новые рабочие места. Он также вносит большой вклад в местное, региональное и национальное развитие;
необходимо развивать различные источники финансирования спорта. Пока в европейских странах основная часть средств поступает из государ-ственного сектора;
спорт финансируется из частных фондов и взносов от общественного сектора. Местные власти – главные партнеры финансирования спорта по месту жительства;
местные власти должны обеспечить развитие как спорта вообще, так и спорта для всех и создать условия для финансирования их по текущим расходам и по капиталовложениям;
между государственными и частными источниками финансирования сле-дует поддерживать равновесие. Частным источником можно считать также сектор самого спорта;
местные власти совместно с общественным сектором и предприятиями должны предоставить массовому спорту условия для соревнований и сами долж-ны участвовать в них;
как дополнительные источники финансирования спорта уже приняты шефство предприятий и спортивный маркетинг;
местные власти должны распределять средства таким образом, чтобы обеспечить и неимущим условия для здорового образа жизни;
местные власти должны понимать нужды спортивных ассоциаций госу-дарств.
Спорт и здоровье:
спорт играет жизненно важную роль в реадаптации и реинтеграции в об-щественную жизнь инвалидов. Местные власти должны создавать условия для занятий спортом таких категорий населения. Часть государственных средств на развитие спорта должна быть направлена на переоборудование спортивных сооружений для занятий инвалидов. Местные власти также должны принять меры к тому, чтобы подготовить спецперсонал для внедрения спорта в жизнь инвалидов;
местные власти должны поддерживать изыскания в области спортивной медицины. Они должны активно участвовать в агиткампаниях по антидопинговой пропаганде, препятствуя использованию или подстрекательству к использованию допинговых средств;
местные власти должны тесно сотрудничать с органами, ответственными за санитарное воспитание, с целью развития спорта как средства приобретения, сохранения и улучшения физического и умственного здоровья.
Резолюция 9-й Европейской конференции министров спорта
На 9-й Европейской конференции министров спорта в Братиславе в мае 2000 года нашло отражение новое понимание роли и места спорта во взаимоот-ношениях человека с окружающей средой. Было отмечено, что спорт может ока-зывать негативное воздействие на окружающую среду, что создаст критические условия для занятий спортом последующих поколений людей.
Конференция завершилась принятием заключительной резолюции «Чистый и здоровый спорт в третьем тысячелетии». Также на конференции был предложен для обсуждения проект Кодекса устойчивого развития спорта. В Кодексе сделана попытка повлиять на общественное мнение европейского сообщества для выработки новой общественной модели спорта – дружественной к окружающей среде. Отмечается заинтересованность в этом самих лиц, занимающихся спортом. В 2001 году проект Кодекса был официально принят на очередной европейской конференции министров спорта в Страсбурге, в которой участвовала и российская делегация.
Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в своей резолюции 58/5 «Спорт как средство содействия воспитанию, здоровью, развитию и миру» признала положительную ценность спорта и физического воспитания и отметила вызовы, с которыми сталкивается сегодня спортивный мир. В рамках данной резолюции Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2005 год Международным годом спорта и физического воспитания и предложила правительствам стран, входящих в Организацию Объединенных Наций, и спортивным организациям:
обеспечить включение спорта и физического воспитания в качестве важных инструментов в программы и осуществляемые политические меры в об-ласти развития, в том числе касающиеся достижения целей развития тысячеле-тия;
действовать коллективно и сформировать партнерство, основанное на солидарности и сотрудничестве;
оказывать содействие развитию спорта и физического воспитания как средства развития системы здравоохранения, образования, а также со-циального и культурного развития на локальном и национальном уровнях;
усилить сотрудничество с организациями гражданского общества.
Резолюция 58/5 и резолюция 59/10 призывают правительства, междуна-родные спортивные органы и организации, связанные со спортом, разработать и реализовать партнерские инициативы, призванные оказать поддержку проектам в области развития, направленным на достижение целей развития тысячелетия и предполагающим использование возможностей спортивного мира.
Международный год спорта и физического воспитания проводился с це-лью придания нового импульса развитию общечеловеческих ценностей с помо-щью спорта и пропаганды его развития:
– спорт и физическое воспитание играют важную роль в процессе челове-ческого развития. Уже в силу самой своей сущности, спорт и физическое воспи-тание связаны с участием, интеграцией, вовлеченностью и чувством причастно-сти. Они объединяют отдельных лиц и общины, обращаются к простым людям и помогают в преодолении культурных и этнических различий;
– спорт и физическое воспитание обеспечивают в своих рамках усвоение таких навыков, как дисциплина, уверенность в себе и лидерство, а также пропа-гандируют фундаментальные принципы, имеющие важное значение для демо-кратии, в том числе толерантность, сотрудничество и уважение;
– спорт и физическое воспитание помогают понять фундаментальную цен-ность достижения цели и то, каким образом следует относиться к таким значи-тельным для повседневной жизни событиям, как победа или поражение. Однако именно занятия по физическому воспитанию зачастую подвергаются частичному или полному сокращению в школах в случае возникновения экономических за-труднений, конфликтов или под давлением со стороны других академических дисциплин;
– касающиеся спорта инициативы, возникающие на местах, получают слишком мало поддержки со стороны правительств.
Общепризнанным является тот факт, что сфера физической культуры и спорта, особенно массовый спорт, призвана решать многие социально-экономические проблемы, такие, как объединение общества, отвлечение молоде-жи от пагубных привычек, профилактика заболеваний, повышение средней про-должительности жизни и ее качественного уровня. Поэтому, обладая неоспори-мой социальной значимостью, спортивная деятельность будет оставаться объек-том международного регулирования и сотрудничества.
13 августа 2009 года Россия присоединилась к Расширенному частичному соглашению по спорту, действующему в рамках Совета Европы. Как заявили в штаб-квартире международной организации в Страсбурге, этот шаг подтверждает статус Российской Федерации в качестве великой спортивной нации и участницы межправительственного взаимодействия в этой области. Отныне страна будет полноправно участвовать в таком партнерстве, обладая статусом крупного спон-сора. «В своей подготовке к Олимпийским зимним играм, предстоящим в 2014 го-ду в Сочи, Россия сможет теперь использовать возможности, которые открывают обмены в сфере спортивной политики, участие в разработке новых норм и осу-ществление совместных проектов с партнерскими спортивными организациями», – считают в страсбургской штаб-квартире. Расширенное частичное соглашение по спорту было заключено в Совете Европы в 2007 году. Оно предусматривает тесную координацию усилий государств с тем, чтобы способствовать «развитию спорта для всех». С учетом присоединения к документу России участниками этого комплекса договоренностей являются сегодня 32 из 47 стран, входящих в ста-рейшую европейскую политическую организацию.
Тема 3.2. Детско-юношеский спорт в зарубежных странах
1. Физкультура и спорт в странах Европы
2. Физкультура и спорт в США
3. Физкультура и спорт в Японии и Китае
В большинстве стран Западной Европы цели и задачи развития детско-юношеского спорта, физического воспитания учащейся молодежи формируются на разных уровнях: в Бельгии, Италии, Люксембурге, Португалии, Франции – на государственном, в Германии, Испании, Швейцарии – региональном или местном. Но при всех этих подходах в странах Европейского содружества (ЕС), Австрии, Швейцарии и скандинавских странах на первое место поставлены личность ребенка и молодого человека, их социальное развитие, спортивное и социально активное действие.
Большую помощь в области физической культуры и спорта оказывает Совет Европы – старейшая и крупнейшая из европейских правительственных организаций. Исходя из положений Европейской конвенции о культуре, принятой еще в 1940 году она закрепила за каждым человеком право на занятие спортом. С 1978 года в Совете Европы работает Комитет по развитию спорта. В начале 1970-х годов получило признание масштабное общеевропейское движение «Спорт для всех». Это явление было отражено в Хартии европейского спорта для всех в 1975 году в Брюсселе.
В рамках этой Хартии каждые три года на конференциях встречаются министры по спорту. В 1991 году было решено, что ближайшим приоритетом в области европейского спорта должна стать программа взаимопомощи странам Центральной и Восточной Европы. Эта деятельность отражается в обширной программе развития спорта в этих странах под названием «Спринт» (спортивная реформа, инновация, подготовка).
Программа «Спринт» состоит из двух основных элементов:
а) мобильные семинары, посвященные проблемам конкретных стран, которые служат детальному и подробному обсуждению новых принципов руководства, демократии в спорте, массового спорта и т.д.;
б) многосторонние семинары по общим вопросам.
Таким образом формируется гармоничное и равноправное европейское пространство для развития массового и детско-юношеского спорта.
Все европейские страны придерживаются единого мнения в отношении спортивных ценностей: никаких манипуляций спортсменами для достижения политических целей, всемерная поддержка идеи оздоровительного «спорта для всех», усиление значения спорта в воспитании молодежи.
В мае 1995 года в Лиссабоне на конференции европейских министров, отвечающих за спорт, был принят Европейский манифест «Молодые люди и спорт». В нем продекларировано, что предоставление обществом возможности молодым людям заниматься спортом должно привести не только к конструктивному использованию свободного времени, но и к решению таких социальных проблем, как нетерпимость, агрессивность, алкоголизм, к лечению социальных болезней общества. Выражено также стремление к поощрению новых партнерских отношений, чтобы вовлечь молодых людей в процессы самообразования, самосовершенствования и самовыражения через спорт.
С 1972 года функционирует Международная федерация школьного спорта (ИСФ). Она объединяет 61 национальную школьную организацию. Федерация поддерживает развитие контактов между школьной общественностью различных стран, организует проведение международных школьных соревнований с целью создания лучшего обоюдного взаимопонимания. Один раз в два года ИСФ проводит соревнования по футболу, гандболу, баскетболу, волейболу, кроссу и лыжным гонкам. Один раз в четыре года проводится гимназиада, в программу которой включены соревнования по традиционным видам спорта (легкой атлетике, плаванию, гимнастике), составляющим основу универсиад и Олимпийских игр.
В мае 1992 года на 7-й конференции на Родосе была принята новая Спортивная хартия Европы и резолюция по спортивному сотрудничеству. Признавая, что государственные органы должны наладить взаимное сотрудничество со спортивным движением с целью поддержки ценностей и преимуществ спорта, конференция отметила их большую работу во многих странах Европы по поддержке физкультурно-спортивного движения путем реализации специальных программ.
В Финляндии существует Ассоциация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками и молодыми матерями. Ассоциация предлагает несколько курсов: «Гимнастика для малышей» – от месячного возраста до двух лет; «Взрослый ребенок» – от 2 до 4 лет, «Волшебная гимнастика» – от 4 до 6 лет.
В Великобритании, Норвегии, Швеции, Финляндии существует свобода выбора как методов, так и содержания спортивных занятий. К составлению учебной программы привлекаются ученики старших и выпускных классов. Содержание занятий в этих случаях охватывает практически все известные виды спортивной деятельности и физические упражнения.
В последние десятилетия во многих странах Западной Европы спорт начал вытеснять физическое воспитание (школьные уроки). Во многих странах практикуются обязательные факультативные занятия спортом по выбору, с учетом склонностей учащихся, в послеобеденное, свободное от уроков время в школьных спортивных объединениях или союзах.
В Швеции насчитывается более 40 тыс. спортивных клубов (при населении около 9 млн человек). Членство в клубах открытое, доступное для всех желающих. Шведы занимаются в этих клубах целыми семьями: иногда родители выступают в роли тренеров (инструкторов), а их дети занимаются в числе их «подчиненных». Членом клуба может стать как спортсмен высшей квалификации, так и люди, использующие спорт как средство повышения физической подготовленности и одновременно как средство расширения круга общения.
В спортивных клубах занимаются 2,5 млн человек, что составляет более четверти всего населения.
Наиболее популярным видом спорта в Швеции является футбол. Здесь насчитывается 3,5 тыс. клубов и 700 тыс. футболистов-любителей. Трудно найти школьника, который бы ни разу не ударил по мячу. Популярны традиционные зимние виды спорта, прежде всего лыжи, хоккей, спортивное ориентирование, а также летние – гимнастика, легкая атлетика, гольф и др.
Все дети и молодые люди, приступившие к занятиям спортом, нуждаются в поддержке и поощрении. Здесь многое зависит от инструкторов, работающих в спортивных клубах, как правило, на добровольных началах, которых в Швеции насчитывается более 450 тыс.
В начальной и старших классах средней школы спорту и физическому воспитанию уделяется большое внимание: 2–3 и 1–3 занятия в неделю соответственно. Помимо этого, имеется обширная программа внутри- и межшкольных соревнований, подготовка к которым ведется круглый год. В стране около 1800 школьных спортивных клубов. Межшкольные соревнования проводятся на местном, региональном и общенациональном уровнях. На региональном уровне действует 23 школьных спортивных ассоциации. В общенациональном масштабе их деятельность координирует Шведская ассоциация школьного спорта.
Интересная физкультурно-оздоровительная работа проводится в Финляндии. Физическая активность и спорт для детей и молодежи – это возможность роста и развития в дружелюбной атмосфере.
Разработаны следующие принципы деятельности спортивных клубов:
– развивать соревновательный спорт для детей в соответствии с принципом, что дети – это прежде всего дети, а потом уже спортсмены, а тренеры – это прежде всего воспитатели, а потом уже тренеры;
– стимулировать детей и подростков, которые подходят для соревновательного спорта, к занятиям спортом как хобби, устраивая для них соревнования, где не требуется достижение успеха, и повышая тем самым активность детей и подростков внутри спортивного клуба;
– пытаться освободить от налогов тренеров, работающих неполный рабочий день.
К физическому воспитанию в финских школах предъявляются следующие требования:
– гарантировать, чтобы количество уроков физического воспитания не сокращалось, а увеличивать число этих занятий с помощью специальных средств;
– побуждать школы устраивать паузы физической активности в противовес неестественно длительному сидению на теоретических занятиях;
– предоставлять возможность получать положительный опыт в спорте и физической активности, особенно тем детям и подросткам, для которых занятие физкультурой в школе – единственная форма физической активности. Повышать возможности школьного физического воспитания в стимулировании интереса к физической активности и помогать детям и подросткам найти свою форму физической активности и спорта;
– всячески способствовать сочетанию воспитания здоровья и физического воспитания в общеобразовательной школе. Мотивировать профессиональные школы к усвоению целей физического воспитания, чтобы прививать ученикам привычку здорового, физически активного образа жизни, необходимого в трудовой жизни.
В Дании, Германии, Голландии, Люксембурге, Бельгии, Великобритании, Франции школам, их спортивным объединениям, как правило, предоставляются для проведения занятий принадлежащие государству крытые и открытые спортивные сооружения.
Характерным примером коренной перестройки школьного спорта является Германия. Во всех школах германских земель благодаря дифференцированному подходу к организации обязательных спортивных занятий введено от трех до четырех спортивных уроков физической культуры в неделю. В программу включено свыше десяти видов спорта. В школах Баварии их семнадцать. Многообещающий эксперимент начался в области школьного спорта в Земле Баден-Вюртемберг: за счет увеличения количества школьных спортивных клубов, установления с ними более тесного сотрудничества увеличилась численность детско-юношеских отделений. В земельных ведомствах по делам школы утверждена должность регионального советника, помогающего устанавливать контакты между школами и спортивными клубами. Региональные советники и школьные спортивные советы действуют через координаторов, работающих в органах спортивного самоуправления.
Традиционным местом, где дети и подростки занимаются спортом, является спортивный клуб. В рекомендациях по развитию физического воспитания в школах, которые опубликовали земельные министры, отвечающие за этот участок работы, федерации по видам спорта и Немецкий спортивный союз, содержится глава, посвященная сотрудничеству школы и клуба.
В документе «Вторая программа действий в интересах школьного спорта» также рассматриваются взаимоотношения школьного и клубного спорта. В качестве важных задач сотрудничества называются, в частности, поиск, отбор и содействие одаренным в спортивном отношении детям, а также «действенная помощь учащимся, отстающим в физическом развитии». В решении этих задач принимают активное участие преподаватели спорта, работающие в клубах и федерациях. По характеру спортивной деятельности возможности для занятий, предоставляемые клубными секциями, подразделяются следующим образом: 347 вариантов – занятия определенным видом спорта с соревновательной ориентацией; 260 вариантов – занятия определенным видом спорта как форма активного отдыха.
В Германии учащиеся, проявляющие интерес и способности, занимаются в школьных спортивных секциях и добровольных обществах, которые функционируют в тесном контакте со спортивными клубами.
С 1951 года ежегодно проводятся Федеральные игры молодежи, массовые соревнования среди детей школьного возраста. С 1969 года в стране начали проводиться ежегодные многоступенчатые соревнования школьных команд под названием «Молодежь тренируется для Олимпиады».
Развитием молодежного спорта в Германии занимаются многие общества, министерства, союзы, ассоциации, церковь, научные учреждения и партии. В роли спонсоров школьных соревнований зачастую выступают известные компании. Определенную роль в развитии школьного спорта играет государственный и муниципальный экономический сектор. Например, для реализации Гамбургской программы развития школьного спорта городские власти и Народный банк учредили общество содействия школьному спорту.
Под девизом «Мир ребенка – это мир движений» проводится кампания, направленная на активизацию участия детей в процессе физического воспитания.
Речь идет об усилении влияния семьи, детских садов и других учебных заведений в деле пропаганды роли движения в детском возрасте.
Разработан проект для учебных заведений и органов местной власти под названием «Партнер, охваченный движением с детства», воспитание движением как первоначальный педагогический принцип должно «насаждаться» в родительском доме и местах, где ежедневно находятся дети.
По мнению немецких специалистов, здоровое развитие ребенка тем более необходимо, что из его поля деятельности все больше исчезают движения, игры и спорт, что связано с технизацией и моторизацией повседневной жизни, а это таит в себе тяжелые негативные последствия для формирования личности ребенка. В век высоких технологий и СМИ угрожающе растет опасность утраты духовного, физического и социального опыта.
Основными центрами развития детско-юношеского спорта в Соединенных Штатах Америки являются средние школы и университеты. Развитием спорта среди детей и юношества занимаются, помимо школ, Ассоциация развлечения и использования досуга, Ассоциация молодых христиан, скаутские отряды, спортивные объединения при полиции. Для руководства межшкольным спортом существует Национальная федерация спортивных ассоциаций штатов, объединяющая свыше 20 тыс. школ.
Большой популярностью в США пользуются детские спортивные программы по видам спорта. Специальная программа занятий по физическому воспитанию «Вызов президента» разработана для детей и подростков 6–17 лет и внедряется с 1986 года. Ее цель – подготовить детей к успешному выполнению пяти упражнений и завоеванию президентской награды.
В Японии физическое образование детей и учащейся молодежи осуществляется по двум направлениям: в рамках учебной программы и во внеучебное время. Программа физического воспитания вне школьного расписания осуществляется как на занятиях в спортивных секциях, так и на других школьных мероприятиях.
Обязательные занятия в спортивных секциях организуются в средних и высших школах независимо от возраста. Посещают спортивные секции около 50% учащихся. В начальных школах работают четыре спортивные секции, в младших классах средней школы – шесть, в старших классах – одиннадцать. Кроме обязательных уроков, существуют и факультативные занятия в спортивных секциях. В этом виде деятельности принимают участие 10% учащихся начальной школы, 60% учеников младших классов и 40% учеников старших классов. В рамках факультатива школьники занимаются по 5 часов в неделю в начальной школе, по 8 часов – в младших классах средней школы и по 9 часов – в старших классах. Кроме того, школьники участвуют в соревнованиях по игровым видам спорта, которые проводятся между различными школами, в чемпионатах префектур, в соревнованиях между префектурами и в национальных чемпионатах.
В Австралии широко внедряется программа «Дети и спорт». Ее лозунг – «Использовать спорт для развития детей, а не детей для развития спорта». Эта программа субсидируется правительством. К реализации программы привлечены школы, спортивные клубы, союзы, родители.
В Китае занятиями физкультурой охвачено более 120 млн дошкольников и столько же учащихся начальной ступени. Большую роль в развитии физической культуры и спорта среди молодежи сыграло правительственное постановление под названием «Правила использования городских парков Китая». Согласно ему парки были превращены в спортплощадки для детей и молодежи. Особенно популярными стали семейные старты. С 1955 года функционирует система оценки внеклассной спортивной деятельности. Учащимся выдаются специальные свидетельства с оценкой: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Активную роль в развитии спорта играет Федерация школьного спорта Китая. Почти все школы и классы имеют сборные команды по разным видам спорта. Большой популярностью пользуются межшкольные турниры и соревнования между классами. Местные спортивные органы и общества, молодежные организации организуют межобластные и межпровинциальные турниры. Лучшие спортсмены выступают затем в национальных состязаниях школьников. Такие соревнования стали стимулом для развития спорта в школах, которые специализируются по видам спорта. Спортивная работа в этих учебных заведениях ведется с 11 млн школьников, которые тренируются от трех до пяти раз в неделю. В Китае создаются внешкольные тренировочные центры, где готовятся будущие кандидаты в сборные команды страны. В последние годы созданы связанные с этими центрами спортивные средние и высшие школы.
Учебник: Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2014. – 312 с. Глава 3 § 1 стр. 8-15
Составление конспекта по плану:
1. .....
Вопросы для закрепления и повторения:
1. Краткая история человечества в догосударственный период.
2. Что такое государство, его признаки и функции.
3. Когда и где возникают первые государства.
4. Какой характер носит в рабовладельческих государствах право.
5. Цель общественной жизни: в чем она. Обоснуйте свою точку зрения.
6. Что такое правовая норма. Что такое право. В какой связи право находится с понятием государство.
7. Перечислите известные вам:
- формы государственного устройства;
- формы политического режима;
- формы государственного правления;
- формы общественного строя.
8. Что такое закон и система. Дайте определение стеме права.
9. Перечислите известные вам источники права.