ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. Введение. Раздел 1. 1.1.Экономическое развитие в XIX – начале XX вв. Раздел 2. 2.1. Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы. Раздел 3. 3.1. Великобритания: «мастерская мира» сдаёт позиции. Раздел 4. 4.1. Османская империя и Иран: на осколках былого величия. ИСТОРИЯ РОССИИ XIX В. Россия в эпоху правления Александра I. (раздел для перехода от предыдущей программы обучения) д.1. Россия и мира на рубеже XVIII – XIX вв. Раздел 5. 5.1. Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Раздел 6. 6.1. Изменения в быту в первой половине XIX в. Раздел 7. 7.1. Предпосылки и разработка реформ в России. Раздел 8. 8.1. «Народное самодержавие» Александра III. Раздел 9. 9.1. Достижения российской науки и образования. Раздел 10. 10.1. Основные регионы империи и их роль в жизни страны. Нацио-нальные движения и национальная политика. Раздел 11. 11.1. Общественная жизнь в 1860–1890-х гг. Раздел 12. 12.1. Россия и мир на рубеже XIX–XX вв.: динамика и противоречия.
|
Тема 1.1. Экономическое развитие в XIX – начале XX вв.
В конце XVIII в. в Англии начинается промышленная революция (промышленный переворот) - переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. В XIX в. промышленный переворот распространился на все существовавшие отрасли экономики и породил множество новых. Именно тогда начал возникать нынешний, привычный нам мир. Именно тогда появляется такой строительный материал как цемент, изобретен железобетон, появляется способ изготовления листового стекла. - автомобиль, Перечень подобных «приветов» из позапрошлого столетия нашему веку можно продолжать. Именно тогда в конце XVIII - XIX вв. возникла современная промышленная цивилизация. Вслед за Великобританией на путь промышленного переворота вступили США, Бельгия и Швейцария, Франция. Вскоре к ним присоединилась Германия, а затем остальные европейские государства, в том числе Россия.
![]() Промышленная революция была связана с производством текстиля (ткани). Появлялись новые изобретения - ткацкий станок Жаккара (1801 г.) С помощью этого станка стало возможно создавать узоры на ткани (что раньше де лалось тольковручную). Это был автоматический станок с про граммным обеспечением на основе перфокарт. ![]() Однако настоящимдвигателем промышленности стали уголь, пар, чугун и главная точка их соединения — железная дорога. Изобретателем паровоза стал английский механик Стефенсон. В 1825 г. по построенной им первой в мире железной дороге длинной в 39 км курсировал изобретенный им паровоз. Этот поезд передвигался со скоростью чуть быстрее пешехода. Однако новый паровоз Стефенсона «Ракета», созданный чуть позднее, уже достиг скорости в 50 км/ч, ломая привычное представление о скорости передвижения. Эффект для экономики был в том железная дорога была технически сложным сооружением, требовавшим создания множества новых машин и технологий — паровозов, оборудования депо, новой строительной техники, добычи угля и т.д.. Всё это способствовало развитию машиностроения и прорыву в экономике.
Строительство железных дорог дало старт «транспортной революции». Вслед за Англией железнодорожные строительство начинается во Франции, США, Германии и России. К 1880 г. железнодорожная сеть в Европе и США была в целом уже построена. Время пути для пассажиров, грузов и информации сократилось в десятки раз. Самой длинной в мире железной дорогой стала русская Транссибирская магистраль (1891—1916). Вслед за революцией пара на железной дороге началось такая же революция и в движении по воде - появляются пароходы (изобретён американцем Фултоном в 1807 г.). Впервые в истории мо реплавание перестало зависеть от ветра, став намного быстрее. Если парусник пересекал Атлантический океан приблизительно за месяц, то пароход — за неделю. Огромную роль в ускорении морских перевозок сыграло строительство Суэцкого (1869) и Панамского (1914) каналов. Теперь для того, чтобы попасть из Атлантического океана в Тихий или Индийский, не требовалось огибать целые континенты. Транспортная революция многократно ускорила, упростила и удешевила перевозки товаров. Это привело к созданию единого мирового рынка. Всё больше распространялась идея свободной торговли — подразумевавшая снижение или даже полную отмену таможенных пошлин.
Первый электрический телеграф изобрёл в 1832 г. российский учёный Павел Шиллинг и независимо от него — американец Самуэль Морзе (1837), создавший знаменитую азбуку Морзе. В 1866 г. телеграфный кабель был проложен через Атлантику, он связал Европу с Индией, с Японией и Китаем, а к 1876 г. дошёл до Новой Зеландии. Практически весь мир был соединён телеграфними кабелями. Самой густой являлась телеграфная сеть в Европе и США, где в любом городе на железнодорожной станции сидел телеграфист. Скорость передачи информации выросла во много раз. Следующий шаг к победе над расстояниями был сделан благодаря изобретению «беспроволочного телеграфа» — радио русским учёным Александром Поповым в 1895 г. Однако Попов принципиально не хотел патентовать изобретение. Поэтому первым запатентовал радиоприёмник итальянец Маркони.
Одной из самых бросающихся в глаза черт экономического развития была его неравномерность. - неравномерность по странам (безоговорочное лидерство Англии, Страны Южной и Восточной Европы значительно отставали по промышленному развитию от государств западной и центральной частей континента, отрыв США от прочих стран Нового Света). Последнее ознаменовало начало второй промышленной революции.
Одно из самых важных новшеств последних десятилетий XIX в. — триумф стали. Её мировое производство росло невиданными темпами. В США производство стали выросло в 150 раз! Прежде сталь изготавливалась в очень незначительных количествах — потому, что её производство было долгим и дорогим. Однако изобретение в 1856 г. англичанином Генри Бессемером конвертерного способа вдвое удеше вило производство стали и сократило его время. Более широкое распространение получила технология, предложенная в 1864 г. французом Мартеном. Мартеновская печь позволяла лучше контролировать качество. Началась новая эпоха — эпоха массового производства стали. Начало эпохи массовой дешёвой стали имело колоссальный эффект для всей экономики, задавая новые стандарты качества и долговечности. Уже с середины 1880-х гг. произошёл переход от рельсов из чугуна на железной дороге к стальным и вместе с ним — к новому качеству прочности, скорости, безопасности. Изобретение всё новых сортов легированных сталей (сплавов), позволявших делать, например, режущие инструменты несравненно более твёрдыми и износостойкими, привело к революции в станкостроении. Наряду со сталью, у всех на устах было ещё одно ключевое слово этой эпохи — химия.
Химическая промышленность в конце XIX в. открыла эру синтетических веществ - человек начал создавать материалы, которых не существует в природе (!). В 1856 г. британец Перкин создает искусственный краситель - анилин. Появляется фармацевтическая промышленность — с конца 1890-х гг. люди стали лечиться от боли и простуды хорошо всем известным аспирином. Разрабатывались вакцины против многих опасных заболеваний. Благодаря химии появилась более дешёвая и ноская одежда с применением искусственных волокон (вискоза). В обиход вошли всевозможные изделия из пластика (целлофан), а девушки уже не представляли жизнь без продукции косметической промышленности. Большое значение для развития автомобилестроения и других отраслей имело изобретение русским химиком Кондаковым синтетического каучука (1899). Появляется целая серия новых взрывчатых веществ — тротил, динамит (1867 г., Альфред Нобель), создаётся бездымный порох - расстояние прицельной стрельбы повысилось до 1000 м.
Наряду с новыми материалами, вторая промышленная революция — это ещё и новые источники энергии. Особенно выделялся в XIX в. электричество. Однако для его полноценного использования понадобилась целая цепь изобретений. В 1866 г. Сименс разработал генератор постоянного тока. Затем были созданы трансформаторы. Но оставался вопрос: как передать электричество на большие расстояния? Решающий прорыв совершил российский инженер Доливо-Добровольский, который стал создателем техники трёхфазного тока и в 1891 г. впервые в мире осуществил его электропередачу. Однако на рубеже XX века львиная доля вырабатываемой энергии по-прежнему приходилась на пар. Начало промышленного использования еще одного источника энергии - нефти - можно датировать 1859 г., когда в США впервые была пробурена скважина с коммерческими целями. Сначала нефть использовалась в качестве смазки, а также для производства керосина, а позже — для выработки автомобильного бензина, что дало мощный толчок развитию автомобилестроения. Вторая промышленная революция — ещё и время принципиальных изменений в организации производства. Главное из них — появление монополий. Монополия — это крупное корпорация, стремившаяся монопольно (единолично) диктовать условия в отдельных отраслях и на рынках сбыта. Предприниматели создали большое количествол объединений — картелей, синдикатов и трестов, т. е.различных форм монополий. Важным социальным последствием монополизации стало ухудшение положения работников. Ограничение свободы конкуренции затронуло и торговлю. Страны Европы с конца 1870-х гг. стали переходить от свободы торговли к протекционизму — защите национального рынка путём установления высоких ввозных пошлин. Из-за этого между государствами возникали «таможенные войны». Неоднократно они вспыхивали между Россией и Германией.
В первой половине XIX в. завершился так называемый «малый ледниковый период»: эпоха длительного похолодания в Северном полушарии ушла в прошлое, что способствовало росту урожайности. Исчезновение феодальных пережитков после революций 1848—1849 гг. в Европе, отмена крепостного права в России в 1861 г. и лик видация рабства в ходе Гражданской войны в США способство вали замене подневольного труда в сельском хозяйстве трудом лично свободных людей. В деревню постепенно приходит технический прогресс. Механизация переработки сельскохозяйственных продуктов способствовали росту эффективности сельского хозяйства. Не менее важно и то, что сельском хозяйстве появляются первые искусственные удобрения (калийные и суперфосфат). В результате к началу ХХ в. урожайность пшеницы возросла в 3 раза (до 20—25 ц/га).
ИтогиПромышленная революция в первой половине XIX в. распространилась на новые отрасли и вышла за пределы Великобритании. Вторая промышленная революция изменила облик мировой экономики и резко ускорилаеё рост. Возникает ряд новых отраслей, развивается индустриализация — превращение крупной промышленности в основу экономики. На рубеже XIX и XX вв. в экономике ведущих стран мира усиливались монополистические тенденции.
Вопросы для самоконтроля: 1. Какое влияние на экономику оказала «транспортная революция»?
|