ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ.

Введение.
Начало индустриальной эпохи.

Раздел 1.
Начало индустриальной эпохи

1.1.Экономическое развитие в XIX – начале XX вв.
1.2. Изменения в общественной жизни.
1.3. «Великие идеологии».
1.4. Путём реформ: государство, парламенты, партии.
1.5. Наука и образование в XIX в.: сила, менявшая мир.
1.6. Век художественных исканий.
1.7. Международные отношения в XIX в.

Раздел 2.
Страны Европы и Америки в первой половине XIX века.

2.1. Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы.
2.2. Франция и Южная Европа: путями революций.
2.3. От Балтики до Адриатики: время раздробленности в Германии и Италии.
2.4. Центральная и Юго-Восточная Европа: империи и нации.
2.5. США: «дом, расколотый надвое».

Раздел 3.
Страны Запада в конце XIX - начале XX в.

3.1. Великобритания: «мастерская мира» сдаёт позиции.
3.2. Франция: Вторая империя и Третья республика.
3.3. Германия: от «железа и крови» к «месту под солнцем».
3.4. Италия: «запоздавшая нация».
3.5. Австро-Венгрия и Балканы: национальные противоречия и компромиссы.
3.6. США: «позолоченный век».

Раздел 4.
Азия, Африка и Латинская Америка в конце XIX - начале XX в.

4.1. Османская империя и Иран: на осколках былого величия.
4.2. Индия и Афганистан: подчинение и борьба.
4.3. Китай и Япония: разные ответы на вызовы модернизации.
4.4. Африка в XIX в.: захваты и эксплуатация.
4.5. Латинская Америка: нелёгкий груз независимости.

ИСТОРИЯ РОССИИ XIX В.

Россия в эпоху правления Александра I. (раздел для перехода от предыдущей программы обучения)

д.1. Россия и мира на рубеже XVIII – XIX вв.
д.2. Александр I: начало правления. Проекты М.М.Сперанского.
д.3. Внешняя политика России: 1801-1812 гг.
д.4. Отечественная война 1812 г.
д.5. Заграничные походы русской армии.
д.6. Внутренняя политика Александра.
д.7. Социально-экономическое развитие России 1801 – 1825 гг.

Раздел 5.
Политика правительства Николая I

5.1. Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I.
5.2. Социально-экономические мероприятия правительства Николая I.
5.3. Национальная политика и межнациональные отношения.
5.4. Кавказская война.
5.5. Внешняя политика России в 1825–1852 гг.
5.6. Крымская война (1853–1856).
5.7. Общественная жизнь России в 1830–1850-х гг.

Раздел 6.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

6.1. Изменения в быту в первой половине XIX в.
6.2. Просвещение и наука.
6.3. Литература и публицистика.
6.4. Архитектура и искусство.

Раздел 7.
Социальная и правовая модернизация при Александре II

7.1. Предпосылки и разработка реформ в России.
7.2. Крестьянская реформа 1861 г., её значение и последствия.
7.3. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.
7.4. Реформы 1860–1870-х гг.
7.5. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877–1878 гг.

Раздел 8.
Россия в 1880-1890 гг.

8.1. «Народное самодержавие» Александра III.
8.2. Перемены в экономике и социальном строе.
8.3. Внешняя политика Александра III.

Раздел 9.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

9.1. Достижения российской науки и образования.
9.2. Русская культура второй половины XIX в..
9.3. Технический прогресс и перемены в жизни народов России во второй половине XIX в.

Раздел 10.
Этнокультурный облик империи

10.1. Основные регионы империи и их роль в жизни страны. Нацио-нальные движения и национальная политика.
10.2. Взаимодействие народов и национальных культур.

Раздел 11.
Общественная жизнь и общественные движения

11.1. Общественная жизнь в 1860–1890-х гг.
11.2. Идейные течения и общественное движение.

Раздел 12.
Россия на пороге XX века

12.1. Россия и мир на рубеже XIX–XX вв.: динамика и противоречия.
12.2. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX–XX вв.
12.3. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894–1904 гг.
12.4. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904–1905 г.
12.5. Первая российская революция и политические реформы 1905–1907 гг.
12.6. Социально-экономические реформы Петра Столыпина.
12.7. Политическое развитие страны в 1907–1914 гг.
12.8. Развитие науки и народного просвещения.
12.9. Серебряный век российской культуры.

 

 

 

Тема 1.1. Экономическое развитие в XIX – начале XX вв.

 

Промышленная революция XVIII-XIX вв. изменяет мир.

 

В конце XVIII в. в Англии начинается промышленная революция (промышленный переворот) - переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. В XIX в. промышленный переворот распространился на все существовавшие отрасли экономики и породил множество новых. Именно тогда начал возникать нынешний, привычный нам мир.

Именно тогда появляется такой строительный материал как цемент, изобретен железобетон, появляется способ изготовления листового стекла.

- автомобиль,
- метро,
- автобус,
- трамвай,
- фотография,
- джинсовая ткань ...

Перечень подобных «приветов» из позапрошлого столетия нашему веку можно продолжать.

Именно тогда в конце XVIII - XIX вв. возникла современная промышленная цивилизация.

Вслед за Великобританией на путь промышленного переворота вступили США, Бельгия и Швейцария, Франция. Вскоре к ним присоединилась Германия, а затем остальные европейские государства, в том числе Россия.

 

Век угля и пара.

 

Промышленная революция была связана с производством текстиля (ткани). Появлялись новые изобретения - ткацкий станок Жаккара (1801 г.)

С помощью этого станка стало возможно создавать узоры на ткани (что раньше де лалось тольковручную). Это был автоматический станок с про граммным обеспечением на основе перфокарт.

Однако настоящимдвигателем промышленности стали уголь, пар, чугун и главная точка их соединения — железная дорога.

Изобретателем паровоза стал английский механик Стефенсон. В 1825 г. по построенной им первой в мире железной дороге длинной в 39 км курсировал изобретенный им паровоз. Этот поезд передвигался со скоростью чуть быстрее пешехода.

Однако новый паровоз Стефенсона «Ракета», созданный чуть позднее, уже достиг скорости в 50 км/ч, ломая привычное представление о скорости передвижения.

Эффект для экономики был в том железная дорога была технически сложным сооружением, требовавшим создания множества новых машин и технологий — паровозов, оборудования депо, новой строительной техники, добычи угля и т.д..

Всё это способствовало развитию машиностроения и прорыву в экономике.

 

«Транспортная революция».

 

Строительство железных дорог дало старт «транспортной революции».

Вслед за Англией железнодорожные строительство начинается во Франции, США, Германии и России.

К 1880 г. железнодорожная сеть в Европе и США была в целом уже построена. Время пути для пассажиров, грузов и информации сократилось в десятки раз.

Самой длинной в мире железной дорогой стала русская Транссибирская магистраль (1891—1916).

Вслед за революцией пара на железной дороге началось такая же революция и в движении по воде - появляются пароходы (изобретён американцем Фултоном в 1807 г.). Впервые в истории мо реплавание перестало зависеть от ветра, став намного быстрее. Если парусник пересекал Атлантический океан приблизительно за месяц, то пароход — за неделю.

Огромную роль в ускорении морских перевозок сыграло строительство Суэцкого (1869) и Панамского (1914) каналов. Теперь для того, чтобы попасть из Атлантического океана в Тихий или Индийский, не требовалось огибать целые континенты.

Транспортная революция многократно ускорила, упростила и удешевила перевозки товаров. Это привело к созданию единого мирового рынка. Всё больше распространялась идея свободной торговли — подразумевавшая снижение или даже полную отмену таможенных пошлин.

 

Связь через расстояние.

 

Первый электрический телеграф изобрёл в 1832 г. российский учёный Павел Шиллинг и независимо от него — американец Самуэль Морзе (1837), создавший знаменитую азбуку Морзе.

В 1866 г. телеграфный кабель был проложен через Атлантику, он связал Европу с Индией, с Японией и Китаем, а к 1876 г. дошёл до Новой Зеландии.

Практически весь мир был соединён телеграфними кабелями. Самой густой являлась телеграфная сеть в Европе и США, где в любом городе на железнодорожной станции сидел телеграфист.

Скорость передачи информации выросла во много раз.

Следующий шаг к победе над расстояниями был сделан благодаря изобретению «беспроволочного телеграфа» — радио русским учёным Александром Поповым в 1895 г. Однако Попов принципиально не хотел патентовать изобретение. Поэтому первым запатентовал радиоприёмник итальянец Маркони.

 

Неравномерность экономического развития.

 

Одной из самых бросающихся в глаза черт экономического развития была его неравномерность.

- неравномерность по странам (безоговорочное лидерство Англии, Страны Южной и Восточной Европы значительно отставали по промышленному развитию от государств западной и центральной частей континента, отрыв США от прочих стран Нового Света).
- неравномерность по регионам (в каждой из стран центрами развития становились отдельные области).
- неравномерность по отраслям (изначально лидером была текстильная промышленность, затем её сменили угольная промышленность и производство чугуна, а в конце XIX в. производство химической продукции, стали и электричества).

Последнее ознаменовало начало второй промышленной революции.

 

Вторая промышленная революция.

 

Одно из самых важных новшеств последних десятилетий XIX в. — триумф стали. Её мировое производство росло невиданными темпами. В США производство стали выросло в 150 раз!

Прежде сталь изготавливалась в очень незначительных количествах — потому, что её производство было долгим и дорогим. Однако изобретение в 1856 г. англичанином Генри Бессемером конвертерного способа вдвое удеше вило производство стали и сократило его время.

Более широкое распространение получила технология, предложенная в 1864 г. французом Мартеном. Мартеновская печь позволяла лучше контролировать качество.

Началась новая эпоха — эпоха массового производства стали. Начало эпохи массовой дешёвой стали имело колоссальный эффект для всей экономики, задавая новые стандарты качества и долговечности.

Уже с середины 1880-х гг. произошёл переход от рельсов из чугуна на железной дороге к стальным и вместе с ним — к новому качеству прочности, скорости, безопасности.

Изобретение всё новых сортов легированных сталей (сплавов), позволявших делать, например, режущие инструменты несравненно более твёрдыми и износостойкими, привело к революции в станкостроении.

Наряду со сталью, у всех на устах было ещё одно ключевое слово этой эпохи — химия.

 

Развитие химической промышленности.

 

Химическая промышленность в конце XIX в. открыла эру синтетических веществ - человек начал создавать материалы, которых не существует в природе (!).

В 1856 г. британец Перкин создает искусственный краситель - анилин.

Появляется фармацевтическая промышленность — с конца 1890-х гг. люди стали лечиться от боли и простуды хорошо всем известным аспирином. Разрабатывались вакцины против многих опасных заболеваний.

Благодаря химии появилась более дешёвая и ноская одежда с применением искусственных волокон (вискоза). В обиход вошли всевозможные изделия из пластика (целлофан), а девушки уже не представляли жизнь без продукции косметической промышленности.

Большое значение для развития автомобилестроения и других отраслей имело изобретение русским химиком Кондаковым синтетического каучука (1899).

Появляется целая серия новых взрывчатых веществ — тротил, динамит (1867 г., Альфред Нобель), создаётся бездымный порох - расстояние прицельной стрельбы повысилось до 1000 м.

 

Освоение новых видов энергии.

 

Наряду с новыми материалами, вторая промышленная революция — это ещё и новые источники энергии.

Особенно выделялся в XIX в. электричество. Однако для его полноценного использования понадобилась целая цепь изобретений.

В 1866 г. Сименс разработал генератор постоянного тока. Затем были созданы трансформаторы. Но оставался вопрос: как передать электричество на большие расстояния? Решающий прорыв совершил российский инженер Доливо-Добровольский, который стал создателем техники трёхфазного тока и в 1891 г. впервые в мире осуществил его электропередачу.

Однако на рубеже XX века львиная доля вырабатываемой энергии по-прежнему приходилась на пар. Начало промышленного использования еще одного источника энергии - нефти - можно датировать 1859 г., когда в США впервые была пробурена скважина с коммерческими целями.

Сначала нефть использовалась в качестве смазки, а также для производства керосина, а позже — для выработки автомобильного бензина, что дало мощный толчок развитию автомобилестроения.

Вторая промышленная революция — ещё и время принципиальных изменений в организации производства. Главное из них — появление монополий.

Монополия — это крупное корпорация, стремившаяся монопольно (единолично) диктовать условия в отдельных отраслях и на рынках сбыта.

Предприниматели создали большое количествол объединений — картелей, синдикатов и трестов, т. е.различных форм монополий.

Важным социальным последствием монополизации стало ухудшение положения работников.

Ограничение свободы конкуренции затронуло и торговлю. Страны Европы с конца 1870-х гг. стали переходить от свободы торговли к протекционизму — защите национального рынка путём установления высоких ввозных пошлин. Из-за этого между государствами возникали «таможенные войны». Неоднократно они вспыхивали между Россией и Германией.

 

Развитие сельского хозяйства.

 

В первой половине XIX в. завершился так называемый «малый ледниковый период»: эпоха длительного похолодания в Северном полушарии ушла в прошлое, что способствовало росту урожайности.

Исчезновение феодальных пережитков после революций 1848—1849 гг. в Европе, отмена крепостного права в России в 1861 г. и лик видация рабства в ходе Гражданской войны в США способство вали замене подневольного труда в сельском хозяйстве трудом лично свободных людей.

В деревню постепенно приходит технический прогресс. Механизация переработки сельскохозяйственных продуктов способствовали росту эффективности сельского хозяйства.

Не менее важно и то, что сельском хозяйстве появляются первые искусственные удобрения (калийные и суперфосфат). В результате к началу ХХ в. урожайность пшеницы возросла в 3 раза (до 20—25 ц/га).

 

Итоги

Промышленная революция в первой половине XIX в. распространилась на новые отрасли и вышла за пределы Великобритании.

Вторая промышленная революция изменила облик мировой экономики и резко ускорилаеё рост. Возникает ряд новых отраслей, развивается индустриализация — превращение крупной промышленности в основу экономики.

На рубеже XIX и XX вв. в экономике ведущих стран мира усиливались монополистические тенденции.


 

 

 


 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какое влияние на экономику оказала «транспортная революция»?
2. В чём проявлялась неравномерность промышленного развития в XIX в.?
3. К каким последствиям в экономическом развитии привёл мировой экономический кризис 1873 г.?
4. На основе данных параграфа создайте сравнительную диаграмму хронологии промышленного переворота в странах Европы и США в XIX в.
5. Используя дополнительные источники информации, составьте сравнительную таблицу преобладавших на рубеже XIX—XX вв. форм монополистических объединений в России и США.?