ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ.

Введение.
Начало индустриальной эпохи.

Раздел 1.
Начало индустриальной эпохи

1.1.Экономическое развитие в XIX – начале XX вв.
1.2. Изменения в общественной жизни.
1.3. «Великие идеологии».
1.4. Путём реформ: государство, парламенты, партии.
1.5. Наука и образование в XIX в.: сила, менявшая мир.
1.6. Век художественных исканий.
1.7. Международные отношения в XIX в.

Раздел 2.
Страны Европы и Америки в первой половине XIX века.

2.1. Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы.
2.2. Франция и Южная Европа: путями революций.
2.3. От Балтики до Адриатики: время раздробленности в Германии и Италии.
2.4. Центральная и Юго-Восточная Европа: империи и нации.
2.5. США: «дом, расколотый надвое».

Раздел 3.
Страны Запада в конце XIX - начале XX в.

3.1. Великобритания: «мастерская мира» сдаёт позиции.
3.2. Франция: Вторая империя и Третья республика.
3.3. Германия: от «железа и крови» к «месту под солнцем».
3.4. Италия: «запоздавшая нация».
3.5. Австро-Венгрия и Балканы: национальные противоречия и компромиссы.
3.6. США: «позолоченный век».

Раздел 4.
Азия, Африка и Латинская Америка в конце XIX - начале XX в.

4.1. Османская империя и Иран: на осколках былого величия.
4.2. Индия и Афганистан: подчинение и борьба.
4.3. Китай и Япония: разные ответы на вызовы модернизации.
4.4. Африка в XIX в.: захваты и эксплуатация.
4.5. Латинская Америка: нелёгкий груз независимости.

ИСТОРИЯ РОССИИ XIX В.

Россия в эпоху правления Александра I. (раздел для перехода от предыдущей программы обучения)

д.1. Россия и мира на рубеже XVIII – XIX вв.
д.2. Александр I: начало правления. Проекты М.М.Сперанского.
д.3. Внешняя политика России: 1801-1812 гг.
д.4. Отечественная война 1812 г.
д.5. Заграничные походы русской армии.
д.6. Внутренняя политика Александра.
д.7. Социально-экономическое развитие России 1801 – 1825 гг.

Раздел 5.
Политика правительства Николая I

5.1. Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I.
5.2. Социально-экономические мероприятия правительства Николая I.
5.3. Национальная политика и межнациональные отношения.
5.4. Кавказская война.
5.5. Внешняя политика России в 1825–1852 гг.
5.6. Крымская война (1853–1856).
5.7. Общественная жизнь России в 1830–1850-х гг.

Раздел 6.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

6.1. Изменения в быту в первой половине XIX в.
6.2. Просвещение и наука.
6.3. Литература и публицистика.
6.4. Архитектура и искусство.

Раздел 7.
Социальная и правовая модернизация при Александре II

7.1. Предпосылки и разработка реформ в России.
7.2. Крестьянская реформа 1861 г., её значение и последствия.
7.3. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.
7.4. Реформы 1860–1870-х гг.
7.5. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877–1878 гг.

Раздел 8.
Россия в 1880-1890 гг.

8.1. «Народное самодержавие» Александра III.
8.2. Перемены в экономике и социальном строе.
8.3. Внешняя политика Александра III.

Раздел 9.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

9.1. Достижения российской науки и образования.
9.2. Русская культура второй половины XIX в..
9.3. Технический прогресс и перемены в жизни народов России во второй половине XIX в.

Раздел 10.
Этнокультурный облик империи

10.1. Основные регионы империи и их роль в жизни страны. Нацио-нальные движения и национальная политика.
10.2. Взаимодействие народов и национальных культур.

Раздел 11.
Общественная жизнь и общественные движения

11.1. Общественная жизнь в 1860–1890-х гг.
11.2. Идейные течения и общественное движение.

Раздел 12.
Россия на пороге XX века

12.1. Россия и мир на рубеже XIX–XX вв.: динамика и противоречия.
12.2. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX–XX вв.
12.3. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894–1904 гг.
12.4. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904–1905 г.
12.5. Первая российская революция и политические реформы 1905–1907 гг.
12.6. Социально-экономические реформы Петра Столыпина.
12.7. Политическое развитие страны в 1907–1914 гг.
12.8. Развитие науки и народного просвещения.
12.9. Серебряный век российской культуры.

 

 

 

Тема 1.2. Изменения в общественной жизни.

 

Демографическая революция.

 

В XIX в. общество переживало количественные и качественные изменения.

Ранее население росло очень медленно - по причине высокой смертности и невозможности накормить всех ввиду слабости экономики. Однако уже с XIX в. население стран Европы стало резко расти (1800 г.- 188 млн чел., в 1850 г. — 266 млн, к 1900 г. - 401 млн, а к 1914 г. — 468 млн человек).

Причина такого роста в так называемом демографическом переходе: высокая рождаемость, низкая смертность.
В XX в. ситуация изменится: низкая рождаемость, низкая смертность.

Почему снизилась смертность?
1. промышленная революция (вывела экономику стран Европы на новый уровень).
2. разрушение сословий (сделали более доступным вступление в брак и создание семьи).
3. уменьшилось количество войн (в XIX в. впервые мирных лет было больше, чем военных).
4. успехи санитарии и гигиены.

 

Культура и гигиена.

 

В первой половине XIX в. антисанитария в быту (служившая питательной средой для инфекций) была чудовищной. Европейские города (Париж, Лондон и др.) отличались жутким зловонием. Реки были превращенны в канализационные каналы со всеми "вытекающими" последствями.

Основатель науки эпидемиологии - врач Джон Сноу предположил, что именно грязная вода является источником холеры, вспыхнувшей в 1854 г. Однако среди коллег Сноу поддержки не нашёл, поскольку тогда господствовала ложная теория о происхождении болезней от неких распространявшихся в воздухе «миазмов».

С последней трети XIX в. во всех государствах Запада создаются системы канализации, налаживаются регулярный вывоз мусора, уборка улиц — и инфекционные заболевания отступили. Так был сделан важный шаг к победе над холерой — главным эпидемиологическим бедствием XIX в.. Последняя вспышка холеры в Лондоне была зафиксирована в начале 1860-х гг.

По причинам недостаточной санитарии при родах в возрасте до года умирало около 25% новорожденных, а смертность женщин от так называемой «родильной горячки» достьигала 30%. Невольной причиной тому часто были сами врачи. Тогдашняя медицина почти ничего не знала об инфекциях, и врачи, зачастую даже не мывшие рук, являлись их разносчиками.

В середине XIX в. в Европе умирало 25—40% детей, а уже в 1900 г. в Германии детская смертность сократилась до 7%.

 

Общество в движении.

 

Рост численности населения приводил к тому, что увеличивалась миграция населения. Этому способствовала транспортная революция, а также процессы демократизации.

Другим последствием стал пауперизм (лат. «бедный»), т. е. массовая бедность. Улицы европейских городов и деревень заполнили нищие (в Англии в 1830-е гг. численность неимущих достигала 20%).

Быстро развивалось машинное производство - с середины XIX в. многие находили работу на фабриках.

Таким образом, демографический взрыв стал важным условием успеха промышленной революции, предложив ей огромное количество свободных рабочих рук.

Стремительно росла урбанизация Европы. Самыми быстрыми темпами росли крупные города в Англии и Германии (численность Лондона и Парижа превысила 4 млн).

Города не только увеличивались численно, но и менялись изнутри. Происходила демократизация городского пространства. Раньше город делился на замкнутые части, соответствовавшие сословной структуре общества. Теперь практически вся его территория стала доступной для всех жителей. Этому способствовало и новые коммуникации внутри города — появление широких проспектов, трамваев и, конечно же, метро.

В поисках лучшей жизни люди не только переселялись в города, но и устремлялись за океан: ежегодная иммиграция в США выросла до 260 тыс. в 1850-е гг.

 

В XIX в. сословное деление исчезало.

Теория, объяснявшее идущее на смену сословному общественное устройство, говорила о классах..

Класс — это большая группа людей, занимающих схожие позиции в экономической структуре общества.

Для классов характерно неравенство, есть более высокие и низкие ступени, т. е. общество представляет собой нечто вроде пирамиды.

Однако никаких законодательно установленных границ внутри этой мысленной пирамиды не существовало.

Социальная мобильность людей существенно выросла. Многие выходцы из рабочего класса превращались в специалистов.

Всё более схожим становилось политическое и правовое положение и условия жизни внутри того или иного класса.

Множество людей, особенно с начала ХХ в., потребляло одну и ту же массовую типовую продукцию, вплоть до кино. Ряд мыслителей на рубеже веков заговорили о начинающемся «веке масс».

 

"Рабочий вопрос".

 

Вплоть до конца XIX в. положение рабочих было крайне тяжёлым. Продолжительность рабочего дня составляла 12—16 час. На производстве наблюдался массовый травматизм и смертность. При этом рабочие страдали еще и от низкой заработной платы, плохих жилищных условий.

Новым явлением, связанным с массовым распространением наёмного труда, стала безработица.

Неудовлетворённость своим положением рабочие выражали в разных формах. Часть рабочих была уверена, что их бедственное положение связано с распространением механизмов и машин. Поэтому их протест представлял собой движение луддитов — разрушителей машин.

В 1830—1840-е гг. нередкими были восстания ткачей (во Франции и Пруссии). В качестве средства борьбы с безработицей рабочие выдвигали новое требование — «право на труд».

Преобладающей становилась новая форма социального протеста — забастовка, т. е. коллективное организованное прекращение работы как способ оказать давление на предпринимателя.

 

Изменения в повседневной жизни.

 

С конца XIX в. технические новшества буквально врываются в быт людей в виде разнообразных машин и механизмов для личного потребления.

Именно в это время были изобретены практически все бытовые приборы, которые окружают нас по сей день, — электрический утюг, пылесос, стиральная и посудомоечная машины, холодильник и кухонная плита.

Самым же важным и востребованным новшеством оказалась электрическая лампочка, запатентованная американским изобретателем Эдисоном.

Изобретённая американцем Зингером швейная машинка продавалась многими сотнями тысяч.

В середине XIX в. начинается эпоха печатных машинок.

В 1888 г. появился компактный фотоаппарат (пленочный).

В 1877 г. Эдисон изобрел фонограф - устройство, записывающее звуки, а чуть позже звуковой проигрыватель — граммофон.

Самое распространенное изобретение XIX века — велосипед. Особенную популярность он приобрёл во Франции.

В некоторых отношениях первые автомобили являлись «велосипедами с мотором». Но главный вклад в появление автомобиля внесло изобретение двигателя внутреннего сгорания (немецкий изобретатель - Николаус Отто). Немецкими инженерами Бенцем и Даймлером были в 1886 г. сконструированы первые автомобили. Вскоре стали возникать автомобильные фирмы («Рено», «Фиат» и др.).

Однако автомобили долгое время собирались поштучно, медленно и дорого. Эпоха массового автомобилестроения началась лишь в 1908 г., когда американец Генри Форд наладил конвейерное производство автомобиля «модель Т», которую благодаря стандартизации удалось сделать более дешёвой и доступной. Автомобиль Форда стоил около 400 долл.

В 1890-е гг. немец Рудольф Дизель изобрёл другой тип двигателя внутреннего сгорания - дизельный.

Активно шли работы по созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха. В 1903 г. братья Райт совершили первый продолжительный полёт на аэроплане собственной конструкции.

С 1860-х гг. появляются удобные спальные вагоны, спальные купе на двух, трёх и четырёх пассажиров.

Претерпевали изменения и средства связи и почты. Появились первые почтовые марки — проблема оплаты почтовых услуг была разрешена просто и эффективно. В начале XX в. почта доставлялась по нескольку раз в день.

Ещё эффективнее действовал телефон (изобретатель Александр Белл).

Все эти изобретения вместе с переменами в обществе рождали ощущение скорости и постоянных перемен.

 

На пути к массовому рынку.

 

Индустриализация и демократизация решающим образом влияли и на непосредственные условия существования людей.

К концу века в наиболее развитых странах практически исчезла проблема голода. Происходил переход от растительных к мясным продуктам (мясо стало доступным).

Перестал быть предметом роскоши сахар — его потребление выросло примерно в 4 раза.

Появившиеся холодильники позволяли сохранять и транспортировать продукты на большое расстоняие. (например, Лондон получал моро женое мясо из Австралии).

Изобретение в 1870 г. маргарина качественно увеличило потребление жиров бедными слоями населения.

В 1880-х гг. появляются первые супы-концентраты фирм «Магги» и «Кнорр», а в 1890-х — первые консервы.

Во второй половине XIX в. начинает складываться массовый рынок.Всё это привело к быстрому распространению принципиально новой формы торговли — универсальных магазинов.

 

Итоги

В XIX — начале XX в. традиционное аграрное общество претерпело изменения, небывалые по глубине и скорости.

В результате демографической революции и изменений социальной структуры на смену ему приходило современное индустриальное общество.

Происходившее с последних десятилетий XIX в. ускорение процессов индустриализации и демократизации общественной жизни привело к значительным переменам не только в социальной структуре, но и в повседневной жизни обычного человека.


 

 

 


 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое демографическая революция? Каковы её причины и социальные последствия?
2. Какие социальные причины влияли на урбанизацию? За счёт чего увеличивалось население городов?
3. Вспомните, развитие каких отраслей было основным для второй промышленной революции, и соотнесите их с теми новшествами в быту.
4. Почему главной социальной проблемой конца XIX — начала XX в. был рабочий вопрос?
5. Используя дополнительные источники информации, сравните рост численности населения России и ведущих европейских стран в начале, середине и конце