ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ.

Введение.
Начало индустриальной эпохи.

Раздел 1.
Начало индустриальной эпохи

1.1.Экономическое развитие в XIX – начале XX вв.
1.2. Изменения в общественной жизни.
1.3. «Великие идеологии».
1.4. Путём реформ: государство, парламенты, партии.
1.5. Наука и образование в XIX в.: сила, менявшая мир.
1.6. Век художественных исканий.
1.7. Международные отношения в XIX в.

Раздел 2.
Страны Европы и Америки в первой половине XIX века.

2.1. Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы.
2.2. Франция и Южная Европа: путями революций.
2.3. От Балтики до Адриатики: время раздробленности в Германии и Италии.
2.4. Центральная и Юго-Восточная Европа: империи и нации.
2.5. США: «дом, расколотый надвое».

Раздел 3.
Страны Запада в конце XIX - начале XX в.

3.1. Великобритания: «мастерская мира» сдаёт позиции.
3.2. Франция: Вторая империя и Третья республика.
3.3. Германия: от «железа и крови» к «месту под солнцем».
3.4. Италия: «запоздавшая нация».
3.5. Австро-Венгрия и Балканы: национальные противоречия и компромиссы.
3.6. США: «позолоченный век».

Раздел 4.
Азия, Африка и Латинская Америка в конце XIX - начале XX в.

4.1. Османская империя и Иран: на осколках былого величия.
4.2. Индия и Афганистан: подчинение и борьба.
4.3. Китай и Япония: разные ответы на вызовы модернизации.
4.4. Африка в XIX в.: захваты и эксплуатация.
4.5. Латинская Америка: нелёгкий груз независимости.

ИСТОРИЯ РОССИИ XIX В.

Россия в эпоху правления Александра I. (раздел для перехода от предыдущей программы обучения)

д.1. Россия и мира на рубеже XVIII – XIX вв.
д.2. Александр I: начало правления. Проекты М.М.Сперанского.
д.3. Внешняя политика России: 1801-1812 гг.
д.4. Отечественная война 1812 г.
д.5. Заграничные походы русской армии.
д.6. Внутренняя политика Александра.
д.7. Социально-экономическое развитие России 1801 – 1825 гг.

Раздел 5.
Политика правительства Николая I

5.1. Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I.
5.2. Социально-экономические мероприятия правительства Николая I.
5.3. Национальная политика и межнациональные отношения.
5.4. Кавказская война.
5.5. Внешняя политика России в 1825–1852 гг.
5.6. Крымская война (1853–1856).
5.7. Общественная жизнь России в 1830–1850-х гг.

Раздел 6.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

6.1. Изменения в быту в первой половине XIX в.
6.2. Просвещение и наука.
6.3. Литература и публицистика.
6.4. Архитектура и искусство.

Раздел 7.
Социальная и правовая модернизация при Александре II

7.1. Предпосылки и разработка реформ в России.
7.2. Крестьянская реформа 1861 г., её значение и последствия.
7.3. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.
7.4. Реформы 1860–1870-х гг.
7.5. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877–1878 гг.

Раздел 8.
Россия в 1880-1890 гг.

8.1. «Народное самодержавие» Александра III.
8.2. Перемены в экономике и социальном строе.
8.3. Внешняя политика Александра III.

Раздел 9.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

9.1. Достижения российской науки и образования.
9.2. Русская культура второй половины XIX в..
9.3. Технический прогресс и перемены в жизни народов России во второй половине XIX в.

Раздел 10.
Этнокультурный облик империи

10.1. Основные регионы империи и их роль в жизни страны. Нацио-нальные движения и национальная политика.
10.2. Взаимодействие народов и национальных культур.

Раздел 11.
Общественная жизнь и общественные движения

11.1. Общественная жизнь в 1860–1890-х гг.
11.2. Идейные течения и общественное движение.

Раздел 12.
Россия на пороге XX века

12.1. Россия и мир на рубеже XIX–XX вв.: динамика и противоречия.
12.2. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX–XX вв.
12.3. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894–1904 гг.
12.4. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904–1905 г.
12.5. Первая российская революция и политические реформы 1905–1907 гг.
12.6. Социально-экономические реформы Петра Столыпина.
12.7. Политическое развитие страны в 1907–1914 гг.
12.8. Развитие науки и народного просвещения.
12.9. Серебряный век российской культуры.

 

 

 

Тема 2.1. Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы.

 

Англия - «мастерская мира».

 

В начале XIX в. Англия — это первая страна, где начался промышленный переворот.

Кроме того, Англия получила большие экономические выгоды от победы над Францией. Конкуренция Франции на время исчезла, и Великобритания господствовала на рынках сбыта.

Особую роль в международной торговле играл уникальный для того времени английский товар — машинное оборудование (экспорт машин возрос в 6 раз). Экономический рост в Англии начался по мере перехода от текстильной промышленности к металлургической и машиностроению. Огромную роль здесь сыграло строительство железных дорог (к середине века их длина ссотавила 6 тыс. км и обеспечили настоящий экономический бум). В свою очередь, развитие металлургии и увеличение производства паровых машин стимулировали рост спроса на каменный уголь. На долю английских шахт приходилось 90% мирового производства угля.

В остальной Европе промышленный переворот только начинался, а в Англии к середине XIX в. он уже фактически закончился:
- машины стали производиться заводским способом,
- тяжёлая промышленность превращалась в ведущую отрасль экономики.

Англия производила половину мировой промышленной продукции, действительно став настоящей «мастерской мира».

 

Богатые и бедные.

 

Великобритания в XIX в. переживает демографическую революцию.
- 1811 г. — 18 млн человек,
- 1851 г. — 27 млн.

Быстрыми темпами росли города. Население Лондона достигло 2,5 млн человек.

Однако за промышленные успехи приходилось платить высокую социальную цену. Крестьяне разорялись, страну поразила массовая бедность населения (пауперизм). Люди вынуждены были уходить на поиски работы. Большинство шло на фабрики, работая по 16 часов в день и соглашаясь на любые условия. В результате численность рабочих быстро возрастала.

Положение английских рабочих было самым тяжёлым в Европе. Они жили на окраинах городов без воды и света в домах, к которым приходилось буквально пробираться через кучи мусора. Заработка едва хватало, чтобы прокормиться.

Ведущее положение в английском обществе занимала земельная аристократия, с которой постепенно сливалась крупная финансовая и промышленная буржуазия.

Социальное неравенство в Англии было чудовищным, и к тому же оно всячески подчёркивалось, выставлялось напоказ. Различия были настолько велики, что современники говорили о «двух нациях» внутри одного народа.

 

Политическое развитие Великобритании.

 

В 1801 г. Королевство Великобритания, возникшее в результате объединения Англии и Шотландии, было преобразовано в Соединённое Королевство Великобритании и Ирландии.

Ирландский парламент был распущен, его депутаты стали членами английского парламента.

Главным государственным символом отныне стал «Юнион Джек».

Королевская власть была ограничена парламентом. Исполнительные функции в большей степени были сосредоточены в руках правительства, ответственного перед парламентом. Гарантировались гражданские права (свобода слова и собраний, неприкосновенность личности).

С приходом к власти королевы Виктории (1837—1901) и началом Викторианской эпохи престиж монархии вновь возрос.

Глпаная политическая сила Великобритании - земельная аристократия, представленная в парламенте партией тори (консерваторов).

Оппозиционная ей партия мелких и средних собственников - виги (либералы).

 

Изменения в избирательной системе.

 

По мере развития промышленной революции, старая избирательная система Англии перестала соответствовать действительности:
- выросшие города не имели избирательных округов, а опустевшие деревни превратились в «гнилые местечки», как их тогда называли, т. е. в «карманные» округа местной знати.

Пример:

Один из избирательных округов состоял из трёх домов и семи избирателей, но от этого округа избирался депутат в английский Парламент, а вот промышленный район Манчестер с тысячами жителей по закону не имел возможности избирать депутатов!

Борьба за расширение права голоса и за парламентскую реформу стала одной из главных внутриполитических проблем.

Одним из методов борьбы стала подача петиций. Власти первоначально реагировали на протесты насилием. Однако ясным становилось то, что одними репрессиями проблему решить невозможно. Свою роль сыграла Июльская революция 1830 г. во Франции, показавшая необходимость своевременных уступок.

В 1830 году к власти после долгого перерыва пришла партия вигов, склонная к либеральным реформам.

В 1832 г. правительство вигов провело реформу против «гнилых местечек». Представители от городского населения получили новые места в парламенте, хотя высокий имущественный ценз давал право голоса лишь средней и крупной буржуазии.

Избирательные округа были распределены таким образом, что аграрный юг страны по-прежнему имел преимущество перед промышленным севером, а англичане — перед другими народами Великобритании.

Право избирать имел каждый пятый англичанин, каждый восьмой шотландец, каждый двадцатый ирландец. Реформа незначительно увеличила количество избирателей, однако правящие верхи осознали необходимость уступок.

 

Реформы 1820—1840х гг.

 

Изменения в экономике и социальной структуре рождали потребность и в других преобразованиях.

- с 1836 г. вводилась государственная регистрация рождения, брака и смерти.
- ирландцы получили избирательные права.

Тем не менее национальные и религиозные ограничения в Ирландии сохранялись. Ирландцы продолжали требовать автономии, а возникшее в 1850-е гг. движение фениев выступало за полную независимость страны. Ирландский вопрос на долгие годы стал одной из самых сложных внутренних проблем Великобритании.

Насущной необходимостью являлось обеспечение свободы предпринимательства и торговли. В 1846 г. «хлебные законы», препятствовавшие свободной торговле, наконец, были отменены. В 1849 г. были также отменены Навигационные акты.

В парламенте активно обсуждался рабочий вопрос. В середине 1820-х гг. были отменены ограничения на деятельность рабочих организаций. Это открывало дорогу для создания профсоюзов.

В 1833 г. парламент принял первый закон об охране труда (отныне детей можно было брать на работу только с 9 лет с занятостью не более 9 часов в день, а до 18 лет — не более 12 часов).

В 1847 г. принят фабричный закон, ограничивавший рабочий день в текстильной промышленности для женщин и подростков 10 часами.

В 1830-е гг. вокруг вигов складывалась Либеральная партия, а вокруг тори — Консервативная. Так двухпартийная система в Англии получила дальнейшее развитие.

 

Чартистское движение.

 

Тяжёлое положение толкало рабочих на борьбу, но её отличительной чертой в Англии были мирные методы. Исключение составляли лишь луддиты, которые в 1810-х гг. ломали машины, считая их причиной всех бед.

Основной метод борьбы рабочих - борьба за участие рабочих в парламенте для принятия выгодных для них законов и создание профсоюзов для защиты их экономических прав.

Рабочие были глубоко разочарованы результатами избирательной реформы, поскольку остались за порогом парламента. Тогда они решили добиваться расширения избирательного права самостоятельно.

Под руководством Уильяма Ловетта в 1836 г. возникло движение чартизм (от англ. chart - «хартия, грамота»). Чартисты выступали за улучшение положения рабочих. Главным требованием программы чартистов, было всеобщее избирательное право.

Тем не менее с некоторым улучшением положения рабочих после принятия законов о труде чартистское движение пошло на спад. Всё большее влияние стало приобретать профсоюзное движение.

Постепенно с усложнением труда (миашины) появился слой квалифицированных рабочих с хорошей зарплатой. Занимая промежуточное положение между основной частью рабочих и предпринимателями, он способствовал смягчению конфликтов и выбору легальных форм рабочего движения.

 

Итоги

Будучи первой страной, где началась промышленная революция, Великобритания в первой половине XIX в. превратилась в признанного мирового экономического лидера.

Однако по этой же причине ей раньше других пришлось столкнуться с рабочим вопросом. В разрешении политических конфликтов преобладал эволюционный реформаторский путь.


 

 

 


 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие факторы способствовали развитию экономики Великобритании? Как менялась структура английского общества?
2. Почему началась парламентская реформа 1832 г.? Какие реформы способствовали развитию капиталистического предпринимательства?
3. Каковы особенности рабочего движения в Англии?
4. Используя дополнительные источники информации, подготовьте презентацию на тему «История английских рельсов в России». Выясните, на каких дорогах и как долго они использовались. Когда произошёл отказ от английских рельсов и о чём он свидетельствовал? Перечислите источники, которые были вами использованы в процессе работы.
5. Подготовьте сообщение о национальном флаге Великобритании. Из каких частей он состоит, что символизирует каждая из них? Почему флаг был создан именно в таком виде и какую он имел функцию?