ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ.

Раздел 1.
Начало индустриальной эпохи.

1.1.Экономическое развитие в XIX – начале XX вв.
1.2. Изменения в общественной жизни.
1.3. Формы правления и политическое устройство государств.
1.4. Основные политические идеологии.
1.5. Образование, наука и художественное искусство.
1.6. Повседневная жизнь и мировосприятие людей XIX века.
1.7. Международные отношения в XVIII веке: страны Востока.
1.8. Обобщение: начало индустриальной эпохи.

Раздел 2.
Страны Европы и США в первой половине XIX века.

2.1. Франция: Наполеон Бонапарт и провозглашение империи. Наполеоновские войны.
2.2. Франция в первой половине XIX века.
2.3. Великобритания: экономическое лидерство и реформы.
2.4. Средиземноморье: от Испании до Греции.
2.5. Германия в первой половине XIX века.
2.6. Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX века.
2.7. США до середины XIX века.
2.8. Обобщение: Европа и США в первой половине XIX века.

Раздел 3.
Азия, Африка и Латинская Америка в XIX – начале XX в.

3.1. Страны Азии в XIX – начале XX века.
3.2. Страны Африки в XIX - начале XX века.
3.3. Страны Латинской Америки в XIX – начале XX века.
3.4. Обобщение: Азия, Африка и Латинская Америка в XIX – начале XX века.

Раздел 4.
Страны Европы и США во второй половине XIX – начале XX века.

4.1. Великобритания до Первой мировой войны.
4.2. Франция: Вторая империя и Третья республика.
4.3. Германия на пути к европейскому лидерству.
4.4. Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны.
4.5. Италия: время реформ и колониальных захватов.
4.6. США в середине XIX века.
4.7. Международные отношения в XIX – начале XX века.
4.8. Обобщение: Страны Европы и США во второй половине XIX – начале XX в.

ИСТОРИЯ РОССИИ XIX В.

Раздел 5.
Россия в эпоху правления Александра I.

5.1. Россия и мир на рубеже XVIII – XIX вв.
5.2. Александр I: начало правления. Проекты М.М.Сперанского.
5.3. Внешняя политика России: 1801-1812 гг.
5.4. Отечественная война 1812 г.
5.5. Заграничные походы русской армии.
5.6. Внутренняя политика Александра.
5.7. Социально-экономическое развитие России 1801 – 1825 гг.
5.8. Обобщение: Россия в эпоху правления Александра I.

Раздел 6.
Правление Николая I.

6.1. Внутренняя политика Николая I.
6.2. Социально-экономическое развитие России 1825 – 1855 гг.
6.3. Общественное движение в 30-40 гг. XIX века. Спор славянофилов и западников.
6.4. Внешняя политика Николая I.
6.5. Культура России первой половины XIX века.
6.6. Обобщение: правление Николая I.

Раздел 7.
Россия в правление Александра II.

7.1. Начало правления Александра II. Курс на реформы.
7.2. Реформы 1820 – 1870 гг.
7.3. Общественное движение в период правления Александра II.
7.4. Внешняя политика Александра II.
7.5. Обобщение: Россия в правление Александра II.

Раздел 8.
Россия в 1880-1890 гг.

8.1. Александр III и курс контрреформ.
8.2. Общественное движение в 1880-1890 гг.
8.3. Внешняя политика Александра III.
8.4. Обобщение: правление Александра III.

Раздел 9.
Кризис империи в начале XX века.

9.1. Россия и мир на рубеже XIX – XX вв.
9.2. Социально-экономическое развитие России к началу XX века.
9.3. Внутренняя политика Николая II 1894-1904 гг.
9.4. Русско-японская война 1904-1905 гг.
9.5. Первая российская революция и реформы Столыпина.
9.6. Политическое развитие страны в 1907-1914 гг.
9.7. Обобщение: кризис империи в начале XX века.
9.8. Итоговое повторение.

 

 

 

Тема 6.3.
Общественное движение в 30-40 гг. XIX века. Спор славянофилов и западников.

 


Основные направления направление общественной мысли России.

Общественная мысль второй четверти XIX в. находилась в активном поиске, пытаясь осознать и определить смыслы и направление общественного развития России.

После событий декабря 1825 г. российское общество было взбудоражено. Наиболее критически настроенной по отношению к власти и государственному строю была учащаяся молодежь и студенты.

Борясь с вольнодумием и протестами молодежи, власти издают указ, согласно которому было запрещено принимать в гимназии и университеты крестьян и неблагонадежных людей.

В университетах были усилены меры контроля. Однако, власти не могли закрыть учебные заведения – стране были нужны образованные кадры.

Государство было крайне заинтересовано в такой системе образования, которая бы позволила:
- выпускать образованных людей, необходимых стране
- обучать и воспитывать так, чтобы избежать зарождения у молодежи революционных идей и взглядов.

В 1830 - 1850-е гг. Россия находилась в состоянии осмысления перехода от аграрного общества к индустриальному. Главным вопросом общественной жизни стало обсуждение пути будущего развития страны. Понимались эти пути развития страны по-разному. Можно выделить три направления мысли:
• консервативное
• либеральное
• радикальное

читать полностью ...


 

 

 


 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие особенности общественного движения 1830-1850-х гг. вы считаете главными?
2. Объясните суть теории «официальной народности»
3. Перечислите важнейшие идеи славянофилов.
4. Перечислите важнейшие идеи западников.
5. В чем заключались принципиальные различия позиций западников и славянофилов?
6. Каковы были главные идеи социалистов-утопистов?