ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ.

Введение.
Начало индустриальной эпохи.

Раздел 1.
Начало индустриальной эпохи

1.1.Экономическое развитие в XIX – начале XX вв.
1.2. Изменения в общественной жизни.
1.3. «Великие идеологии».
1.4. Путём реформ: государство, парламенты, партии.
1.5. Наука и образование в XIX в.: сила, менявшая мир.
1.6. Век художественных исканий.
1.7. Международные отношения в XIX в.

Раздел 2.
Страны Европы и Америки в первой половине XIX века.

2.1. Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы.
2.2. Франция и Южная Европа: путями революций.
2.3. От Балтики до Адриатики: время раздробленности в Германии и Италии.
2.4. Центральная и Юго-Восточная Европа: империи и нации.
2.5. США: «дом, расколотый надвое».

Раздел 3.
Страны Запада в конце XIX - начале XX в.

3.1. Великобритания: «мастерская мира» сдаёт позиции.
3.2. Франция: Вторая империя и Третья республика.
3.3. Германия: от «железа и крови» к «месту под солнцем».
3.4. Италия: «запоздавшая нация».
3.5. Австро-Венгрия и Балканы: национальные противоречия и компромиссы.
3.6. США: «позолоченный век».

Раздел 4.
Азия, Африка и Латинская Америка в конце XIX - начале XX в.

4.1. Османская империя и Иран: на осколках былого величия.
4.2. Индия и Афганистан: подчинение и борьба.
4.3. Китай и Япония: разные ответы на вызовы модернизации.
4.4. Африка в XIX в.: захваты и эксплуатация.
4.5. Латинская Америка: нелёгкий груз независимости.

ИСТОРИЯ РОССИИ XIX В.

Россия в эпоху правления Александра I. (раздел для перехода от предыдущей программы обучения)

д.1. Россия и мира на рубеже XVIII – XIX вв.
д.2. Александр I: начало правления. Проекты М.М.Сперанского.
д.3. Внешняя политика России: 1801-1812 гг.
д.4. Отечественная война 1812 г.
д.5. Заграничные походы русской армии.
д.6. Внутренняя политика Александра.
д.7. Социально-экономическое развитие России 1801 – 1825 гг.

Раздел 5.
Политика правительства Николая I

5.1. Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I.
5.2. Социально-экономические мероприятия правительства Николая I.
5.3. Национальная политика и межнациональные отношения.
5.4. Кавказская война.
5.5. Внешняя политика России в 1825–1852 гг.
5.6. Крымская война (1853–1856).
5.7. Общественная жизнь России в 1830–1850-х гг.

Раздел 6.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

6.1. Изменения в быту в первой половине XIX в.
6.2. Просвещение и наука.
6.3. Литература и публицистика.
6.4. Архитектура и искусство.

Раздел 7.
Социальная и правовая модернизация при Александре II

7.1. Предпосылки и разработка реформ в России.
7.2. Крестьянская реформа 1861 г., её значение и последствия.
7.3. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.
7.4. Реформы 1860–1870-х гг.
7.5. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877–1878 гг.

Раздел 8.
Россия в 1880-1890 гг.

8.1. «Народное самодержавие» Александра III.
8.2. Перемены в экономике и социальном строе.
8.3. Внешняя политика Александра III.

Раздел 9.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

9.1. Достижения российской науки и образования.
9.2. Русская культура второй половины XIX в..
9.3. Технический прогресс и перемены в жизни народов России во второй половине XIX в.

Раздел 10.
Этнокультурный облик империи

10.1. Основные регионы империи и их роль в жизни страны. Нацио-нальные движения и национальная политика.
10.2. Взаимодействие народов и национальных культур.

Раздел 11.
Общественная жизнь и общественные движения

11.1. Общественная жизнь в 1860–1890-х гг.
11.2. Идейные течения и общественное движение.

Раздел 12.
Россия на пороге XX века

12.1. Россия и мир на рубеже XIX–XX вв.: динамика и противоречия.
12.2. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX–XX вв.
12.3. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894–1904 гг.
12.4. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904–1905 г.
12.5. Первая российская революция и политические реформы 1905–1907 гг.
12.6. Социально-экономические реформы Петра Столыпина.
12.7. Политическое развитие страны в 1907–1914 гг.
12.8. Развитие науки и народного просвещения.
12.9. Серебряный век российской культуры.

 

 

 

Тема Доп.2. Александр I: начало правления. Проекты Михаила Сперанского.

• Негласный комитет
• Государственный Совет
• Сенат
• Исправник
• "вольные хлебопашцы"

 

 

 

Александр I Благословенный

 

В марте 1801 г. на российский престол вступил новый император — Александр I Павлович (1801 – 1825)

Воспитанием будущего императора занималась бабушка - Екатерина Великая, которая хотела видеть наследником не своего сына - Павла I, а внука - Александра.

В результате она постаралась, чтобы мальчик с родителями почти не общался. Александр испытывал постоянное напряжение из-за враждебной атмосферы в семье, члены которой ненавидели друг друга.

Наследник рос умным, но при этом был очень ленивым и самолюбивым. Личность императора вызывала противоречие суждения современников.

Одним из воспитателей Александра был швейцарец Лага́рп, широко образованный человек. Он много говорил с молодым человеком об отрицательных сторонах крепостного права, о пользе конституции и управления страной на основе законов, а не желаний правителя, выступал за предоставление населению гражданских свобод.

Александр I оказался на престоле в результате заговора в ночь с 11 на 12 марта 1801 г., в ходе которого был убит его отец - император Павел I.

Став императором Российской империи в сентябре 1801 года в возрасте 24 лет, Александр I был полон желания обновить страну, улучшить в ней многое.

Вокруг молодого государя быстро сложился круг молодых друзейединомышленников (негласный комитет):
• Виктор Кочубей
• Николай Новосильцев
• Павел Строганов
• Адам Чарторыйский

На заседаниях комитета обсуждались проекты реформ. Первыми шагами молодого императора стали:


• амнистия нескольким тысячам осужденных при Павле I
• свобода всех видов торговли
• разрешение частных типографий
• чтение запрещенной литературы
• льготы и привилегии дворянскому сословию
• улучшено содержание заключённых
• открыты границы и др.

Заседания Негласного комитета продолжались с 1801 до 1802 г. Главным результатом деятельности Негласного комитета должно было стать ограничение самодержавия.

С этим был согласен и сам государь. Но вначале решено было провести реформы управления страной.

1. Был создан законосовещательный орган при императоре – Государственный Совет.
2. Для обсуждения общих вопросов управления - учреждён Комитет министров.
3. Система коллегий была преобразована в 8 министерств (военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, народного просвещения, коммерции).

Во главе каждого министерства стоял министр, имевший широкие полномочия, но и нёсший личную ответственность за принимаемые им решения. Министерствам подчинялись органы власти на местах (например МВД подчинялись главы губерний - губернаторы, им, в свою очередь, подчинялись главы уездов - исправники, а им подчинялись полицейские служащие). Так было устроено централизованное управление огромной страной.

Александр заложил основы единой системы образования. Во главе образовательной системы стояло Министерство Просвещения во главе с Петром Завадо́вским (фаворит Екатерины II).

Страна делилась на 6 учебных округов, каждый со своим университетом. Университеты получили значительную автономию (госфинансирование, бесплатное обучение, выборы ректора и профессоров, выбор программы обучения и методов обучения, свобода научной деятельности).

- Губернские гимназии – для детей всех сословий (обучение 7 лет)
- Уездные училища – обучение 3 года
- Приходские школы – для всех, в т.ч. крепостных крестьян
- Царскосельский Александровский Лицей – для одаренных детей дворян (выпускники – будущие элитные чиновники госслужбы; срок обучения – 6 лет)

 

Политика в отношении крестьян.

 

Основой экономики страны по-прежнему было сельское хозяйство, опиравшееся на крепостное право. Вопрос освобождения крестьян был наиболее болезненный.

Ни крепостные крестьяне, ни помещики дворяне - не были заинтересованы во внедрении техники передовых технологий. Имея хотя и малый, но регулярный доход в виде разного рода крестьянских податей, помещики не нуждались в повышении эффективности своих хозяйств. Увеличивать свои доходы они предпочитали путем усиления давления на крестьян (т. е. простого увеличения оброка или барщины), а это вело к упадку крестьянских хозяйств.

Александр с самых первых дней своего правления желал ликвидировать крепостное право. Однако всё его окружение от наставника Лагарпа до единомышленников из Негласного комитета отговаривали его от поспешности и непродуманности такого решения. В результате было решено в крестьянском вопросе двигаться постепенно.

Что было сделано:
• Запрещена передача государственных крестьян в частные руки
• Право для государственных крестьян, мещан и купцов приобретать ненаселенные земли
• Эксперимент по ликвидации крепостного права в Прибалтийских губерниях
• Запрет телесных наказаний для крестьян Прибалтийских губерний
• Право для крестьян передавать землю по наследству
• Право для крестьян торговать, получать кредит, брать подряды

Одним из самых важных решений Александра I стал указ от 20 февраля 1803 г. о «вольных хлебопашцах». Указ разрешил помещикам отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп. Это был первый в истории России закон, дававший возможность освобождения крестьян от крепостной зависимости (за XIX в. было освобождено 50 тыс. крестьян - 0,5 %).

 

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского.

 

Дальнейшие попытки продолжить реформы по ограничению самодержавной власти будут связаны с именем Михаила Михайловича Сперанского.

Михаил Сперанский родился в семье сельского священника. После окончания высшего духовного учебного заведения он работал учителем. С 1802 г. перешёл на службу в Министерство внутренних дел, где был замечен и оценен Александром.

С 1807 г. Сперанский был статс-секретарём императора, а с 1808 г. — заместителем министра юстиции. Александр поручил ему подготовить проект реформ и в 1809 г. Сперанский представил проект по созданию органов управления, которые помогли бы императору управлять огромной страной. Он предлагал:
1. Ввести разделения властей: законодательная власть — Государственная Дума; исполнительная власть — Комитет министров; судебная власть — Сенат.
2. Создать Государственный Совет с законосовещательными полномочиями.
3. Установить три основных сословия общества:
• дворянство
• купцы, мещане, государственные крестьяне
• крепостные крестьяне, слуги, рабочие.
4. Политические права предоставить только первым двум сословиям, а третьему - дать гражданские права и возможность по мере накопления собственности перейти во второе сословие. Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавной власти царя и ликвидации крепостного права. Император одобрил проект Сперанского.

1 января 1810 г. был учреждён Государственный совет. Отныне устанавливалась чёткая процедура подготовки и принятия законов. Все проекты законов должны были обязательно обсуждаться Государственным советом. Совет оценивал не только содержание законов, но и саму необходимость их принятия.

В 1811 г. Александр ознакомил с планом государственного преобразования придворных и высших сановников. Сановники посчитали, что подобные реформы подорвут основы государства.

Попытки Александра предоставить крепостным гражданские права также вызывали резкий протест дворянства. Александр был вынужден прекратить осуществление реформ. Государь более не мог сдерживать волну критики и принял решение об отставке Сперанского. В марте 1812 г. Сперанский был отправлен в ссылку в Пермь.

 

Итоги

...


 

 

 


 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какими личными качествами обладал император Александр?
2. Каково было главное назначение Негласного комитета?
3. Дайте характеристику первых преобразований Александра I. Какие из них вы считаете главными? Почему?
4. Составьте в тетради схему организации государственной власти после реформ Александра I
5. Почему проект М. М Сперанского не был реализован в полной мере?