ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. Введение. Раздел 1. 1.1.Экономическое развитие в XIX – начале XX вв. Раздел 2. 2.1. Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы. Раздел 3. 3.1. Великобритания: «мастерская мира» сдаёт позиции. Раздел 4. 4.1. Османская империя и Иран: на осколках былого величия. ИСТОРИЯ РОССИИ XIX В. Россия в эпоху правления Александра I. (раздел для перехода от предыдущей программы обучения) д.1. Россия и мира на рубеже XVIII – XIX вв. Раздел 5. 5.1. Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Раздел 6. 6.1. Изменения в быту в первой половине XIX в. Раздел 7. 7.1. Предпосылки и разработка реформ в России. Раздел 8. 8.1. «Народное самодержавие» Александра III. Раздел 9. 9.1. Достижения российской науки и образования. Раздел 10. 10.1. Основные регионы империи и их роль в жизни страны. Нацио-нальные движения и национальная политика. Раздел 11. 11.1. Общественная жизнь в 1860–1890-х гг. Раздел 12. 12.1. Россия и мир на рубеже XIX–XX вв.: динамика и противоречия.
|
Тема Доп.2. Александр I: начало правления. Проекты Михаила Сперанского.
![]() В марте 1801 г. на российский престол вступил новый император — Александр I Павлович (1801 – 1825) Воспитанием будущего императора занималась бабушка - Екатерина Великая, которая хотела видеть наследником не своего сына - Павла I, а внука - Александра. В результате она постаралась, чтобы мальчик с родителями почти не общался. Александр испытывал постоянное напряжение из-за враждебной атмосферы в семье, члены которой ненавидели друг друга. Наследник рос умным, но при этом был очень ленивым и самолюбивым. Личность императора вызывала противоречие суждения современников. Одним из воспитателей Александра был швейцарец Лага́рп, широко образованный человек. Он много говорил с молодым человеком об отрицательных сторонах крепостного права, о пользе конституции и управления страной на основе законов, а не желаний правителя, выступал за предоставление населению гражданских свобод. Александр I оказался на престоле в результате заговора в ночь с 11 на 12 марта 1801 г., в ходе которого был убит его отец - император Павел I. Став императором Российской империи в сентябре 1801 года в возрасте 24 лет, Александр I был полон желания обновить страну, улучшить в ней многое. Вокруг молодого государя быстро сложился круг молодых друзейединомышленников (негласный комитет): ![]() На заседаниях комитета обсуждались проекты реформ. Первыми шагами молодого императора стали:
Заседания Негласного комитета продолжались с 1801 до 1802 г. Главным результатом деятельности Негласного комитета должно было стать ограничение самодержавия. С этим был согласен и сам государь. Но вначале решено было провести реформы управления страной. 1. Был создан законосовещательный орган при императоре – Государственный Совет. Во главе каждого министерства стоял министр, имевший широкие полномочия, но и нёсший личную ответственность за принимаемые им решения. Министерствам подчинялись органы власти на местах (например МВД подчинялись главы губерний - губернаторы, им, в свою очередь, подчинялись главы уездов - исправники, а им подчинялись полицейские служащие). Так было устроено централизованное управление огромной страной. Александр заложил основы единой системы образования. Во главе образовательной системы стояло Министерство Просвещения во главе с Петром Завадо́вским (фаворит Екатерины II). Страна делилась на 6 учебных округов, каждый со своим университетом. Университеты получили значительную автономию (госфинансирование, бесплатное обучение, выборы ректора и профессоров, выбор программы обучения и методов обучения, свобода научной деятельности). - Губернские гимназии – для детей всех сословий (обучение 7 лет)- Уездные училища – обучение 3 года - Приходские школы – для всех, в т.ч. крепостных крестьян - Царскосельский Александровский Лицей – для одаренных детей дворян (выпускники – будущие элитные чиновники госслужбы; срок обучения – 6 лет)
Основой экономики страны по-прежнему было сельское хозяйство, опиравшееся на крепостное право. Вопрос освобождения крестьян был наиболее болезненный. Ни крепостные крестьяне, ни помещики дворяне - не были заинтересованы во внедрении техники передовых технологий. Имея хотя и малый, но регулярный доход в виде разного рода крестьянских податей, помещики не нуждались в повышении эффективности своих хозяйств. Увеличивать свои доходы они предпочитали путем усиления давления на крестьян (т. е. простого увеличения оброка или барщины), а это вело к упадку крестьянских хозяйств. Александр с самых первых дней своего правления желал ликвидировать крепостное право. Однако всё его окружение от наставника Лагарпа до единомышленников из Негласного комитета отговаривали его от поспешности и непродуманности такого решения. В результате было решено в крестьянском вопросе двигаться постепенно. Что было сделано: Одним из самых важных решений Александра I стал указ от 20 февраля 1803 г. о «вольных хлебопашцах». Указ разрешил помещикам отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп. Это был первый в истории России закон, дававший возможность освобождения крестьян от крепостной зависимости (за XIX в. было освобождено 50 тыс. крестьян - 0,5 %).
![]() Дальнейшие попытки продолжить реформы по ограничению самодержавной власти будут связаны с именем Михаила Михайловича Сперанского. Михаил Сперанский родился в семье сельского священника. После окончания высшего духовного учебного заведения он работал учителем. С 1802 г. перешёл на службу в Министерство внутренних дел, где был замечен и оценен Александром. С 1807 г. Сперанский был статс-секретарём императора, а с 1808 г. — заместителем министра юстиции. Александр поручил ему подготовить проект реформ и в 1809 г. Сперанский представил проект по созданию органов управления, которые помогли бы императору управлять огромной страной. Он предлагал: 1 января 1810 г. был учреждён Государственный совет. Отныне устанавливалась чёткая процедура подготовки и принятия законов. Все проекты законов должны были обязательно обсуждаться Государственным советом. Совет оценивал не только содержание законов, но и саму необходимость их принятия. В 1811 г. Александр ознакомил с планом государственного преобразования придворных и высших сановников. Сановники посчитали, что подобные реформы подорвут основы государства. Попытки Александра предоставить крепостным гражданские права также вызывали резкий протест дворянства. Александр был вынужден прекратить осуществление реформ. Государь более не мог сдерживать волну критики и принял решение об отставке Сперанского. В марте 1812 г. Сперанский был отправлен в ссылку в Пермь.
Итоги...
Вопросы для самоконтроля: 1. Какими личными качествами обладал император Александр?
|


.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)


.jpg)