ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. Введение. Раздел 1. 1.1.Экономическое развитие в XIX – начале XX вв. Раздел 2. 2.1. Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы. Раздел 3. 3.1. Великобритания: «мастерская мира» сдаёт позиции. Раздел 4. 4.1. Османская империя и Иран: на осколках былого величия. ИСТОРИЯ РОССИИ XIX В. Россия в эпоху правления Александра I. (раздел для перехода от предыдущей программы обучения) д.1. Россия и мира на рубеже XVIII – XIX вв. Раздел 5. 5.1. Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Раздел 6. 6.1. Изменения в быту в первой половине XIX в. Раздел 7. 7.1. Предпосылки и разработка реформ в России. Раздел 8. 8.1. «Народное самодержавие» Александра III. Раздел 9. 9.1. Достижения российской науки и образования. Раздел 10. 10.1. Основные регионы империи и их роль в жизни страны. Нацио-нальные движения и национальная политика. Раздел 11. 11.1. Общественная жизнь в 1860–1890-х гг. Раздел 12. 12.1. Россия и мир на рубеже XIX–XX вв.: динамика и противоречия.
|
Тема 1.6. Век художественных исканий.
Существовавшие ранее художественные стили - барокко и классицизм - определяли развитие всей культуры. Характерная же черта XIX в. — смешение стилей. Жизнь и общество очень быстро менялись — и творческие люди не моглит не реагировать на это. Развитие образования, распространение грамотности - способствовали тому, что достижения культуры становились доступными для всё более широкого круга людей. На рубеже XIX и XX вв. появляется художественный стиль - модернизм. Модернизм — это стиль в искусстве, характеризующийся разрушением устоявшихся представлений, традиционных идей, форм ижанров. Поиск новых способов восприятия и отражения действительности. Понятия, которые входят в понятийный комплекс модернизма: - Авангардизм (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм). ![]() ![]() ![]()
В конце XIX века начинается эпоха массовой культуры. Её отличительными чертами стали упрощённость, широкое распространение, коммерческая выгода. Наблюдается постепенное угасание традиционной народной культуры. Она медленно уходит в прошлое, по мере того как из-за урбанизации сокращался сельский мир. «Низы» городов XIX в. были уже грамотны, но малообразованны. Именно на «низы» ориентировалась массовая культура с её упрощённым видением мира. Эта культура была призвана развлекать. Она создавала произведения, которые можно было продавать большому количеству потребителей.
![]() Классицизм вошёл в культуру XIX в. в качестве наследия предыдущего столетия Просвещения. Особенно долго он сохранялся в архитектуре и изобразительном искусстве. Академии художеств по всей Европе воспитывали целые поколения художников на канонах классицизма. В основе классицизма лежал рационализм, вера в то, что мир устроен разумно, а все его недостатки могут быть исправлены силой человеческого разума. Разумно — значит ясно, стройно, гармонично. Классицизм стремился к идеальным пропорциям и формам, часто равняясь на античные образцы. В начале XIX в. классицизм принял форму ампира, т. е. имперского стиля, распространившегося в Европе под влиянием Наполеона I. ![]() Ампир был призван подчёркивать силу и военную мощь государства. Примером может служить арка Каррузель в Париже. Живопись также уделяла особое внимание требованиям правильной композиции и античным мотивам. В музыке господствовала ясность форм и совершенство композиции. Венцом нескольких веков музыкального развития являлись творения венских классиков — Гайдна, Моцарта и Бетховена. Классицизм верил в человека и старался воспитать в нём чувство прекрасного. Но, как говорил французский писатель Стендаль, изображая тела, искусство классицизма не было способно передать душу. И именно душа стала главной темой для романтизма.
![]() ![]() В отличие от классицизма, романтизм был порождением XIX века. Обращаясь к личности человека, романтики заново открыли мир человеческих чувств. Центральной фигурой литературы был романтический герой. Он бросает вызов обществу. Таков, например, Чайльд-Гарольд в произведении Байрона. Яркими представителями романтизма являлись также Виктор Гюго, Адам Мицкевич и др. Художники отражали самые разные грани романтического видения мира. Картина ведущего представителя французского и европейского романтизма Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» стала наиболее полным отражением бунтарских и героических мотивов французского романтизма. ![]() ![]() ![]() В архитектуре влияние романтизма проявилось в популярности готического стиля. Особенно популярной неоготика стала в Англии, где возникли такие её шедевры, как здание парламента (Чарльз Берри) и мост Тауэр-бридж (Хорас Джонс). В 1831 г. Виктор Гюго написал знаменитый роман «Собор Парижской Богоматери», одной из целей которого было привлечь внимание к пришедшему в упадок зданию и спасти этот и другие средневековые соборы. Стремясь передать их тончайшие оттенки, композиторы обратились к небольшим музыкальным формам — ноктюрнам, этюдам, экспромтам, непревзойдёнными мастерами которых были Шуберт, Лист, Шопен. Другую сторону романтизма — бурную, героическую — отражали оперы, основой для которых часто служили произведения писателей-романтиков. Крупнейшей фигурой мирового оперного искусства являлся итальянский композитор Джузеппе Верди, оставивший нам такие шедевры, как «Риголетто», «Трубадур» и «Травиата».
В отличие от романтизма, который избегал действительности, реализм стремился ее показать. Именно в творчестве реалистов демократизация искусства проявилась ярче всего. Бедность, тяжёлый труд, социальные пороки — все эти темы, слишком «низкие» для классицизма и слишком прозаические для романтизма, оказались в центре их произведений. ![]() Реалисты часто выступали как критики современного им общества. Чарльз Диккенс в романе «Домби и сын», Оноре де Бальзак в «Гобсеке» - изображали поглощённых жаждой наживы дельцов, не знающих жалости и сострадания. Классицизм надеялся улучшить человека и общество, показывая им идеал, т. е. то, какими они должны стать. Реалисты же шли противоположным путём, но всё с той же надеждой на лучшее: демонстрируя общественные пороки и болезни, они заставляли людей задуматься об их излечении. Тема взаимоотношений личности и общества стала одной из главных и у писателей реализма. Художники-реалисты отказывались и от идеализации человека в духе классицизма, и от фантазий романтизма.
![]() Весной 1874 г. на одной из художественных выставок в Париже был выставлен пейзаж «Впечатление. Восход солнца». Работу публика не приняла, осмеяв ее как неумелую и наивную мазню. Но именно эта работа дала название новому художественному движению - импрессионизму (англ. - impression - впечатление). Художники-импрессионисты Эдуард Мане, Клод Моне, Эдгар Дега, Огюст Ренуар и другие изображали мгновения, летучие впечатления, перемены настроения. Тем самым они передавали ощущение постоянно менявшегося мира. Импрессионисты не были бунтарями, восставшими против академического искусства, но противопоставляли себя академизму. Сюжеты их творчества - обычная жизнь и ни на что не похожая техника живописи. В работах импрессионистов вместо обычного и реального — приходит единичное, уникальное, рождённое «случайностью взгляда». И вот что особенно важно: техника живописи импрессионистов нарушала предметность отображаемого объекта — его цвет зачастую оказывался не таким, каким он был на самом деле. Это был первый шаг на пути к абстрактному искусству.
![]() Сиюминутного впечатления, как у импрессионистов, этим художникам было уже недостаточно. Фигуры на картинах Гогена — из реального мира, они вполне узнаваемы, но их формы упрощены: так художник стремился подчеркнуть не видимое, а суть предмета. ![]() Следующий шаг сделал Сезанн. Меняется само понимание живописи, в её центре уже не предмет, а видение этого предмета художником. Теперь было совершенно не важно, существует ли сходство между рисунком и той реальностью, которую он отображает. Художники - постимпрессионисты Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Поль Сезанн. ![]() Предметность продолжала уходить из живописи и в последующие времена. Появившиеся в начале ХХ в. экспрессионисты (от лат. «выражение») стали изменять не только цвет, но и форму изображаемого предмета. Грубые штрихи и яркие цветовые контрасты служили средством выражения субъективных ощущений. Революционным движением в живописи являлся кубизм, основоположником которого был Пабло Пикассо. Художники-кубисты отказались от классических принципов перспективы и композиции, располагая рядом далёкие и близкие предметы, позволяя им налагаться и взаимопроникать друг в друга. Логическим завершением всех этих процессов стало появление полностью беспредметной, или абстрактной живописи. ![]() В 1910—1911 гг. русский художник Василий Кандинский пишет первые совершенно беспредметные произведения. Тем самым радикальным образом менялся сам взгляд на проблему соотношения искусства и реальности. Искусство отныне не отражало действительность, а создавало свою собственную реальность.
К концу XIX века реализм в литературе как единая школа столкнулся с кризисом. Одни писатели и художники стали стремиться довести до идеала реалистичность своих произведений, другие, наоборот, от неё отходили. ![]() Первые создали направление натурализма, стремившегося к фотографически точному её отображению. Представителями этого направления в литературе были француз Эмиль Золя, немецкие писатели - Томас Манн и Генрих Манн, американец Теодор Драйзер. Другая часть литературы шла по пути, очень похожему на тот, по которому развивалось изобразительное искусство, — она уходила от предметности. Ярче всего подобный подход проявился в символизме. Поэты-символисты предпочитали иметь дело со скрытыми в ней идеями и с собственным «я». Именно в творчестве символистов ярче всего проявилось декадентство (упадничество) — собирательное название для звучавших в обществе и литературе настроений пессимизма, меланхолии, ощущения упадка. Разительным контрастом к подобным настроениям выступала литература неоромантизма и футуризма. Неоромантизм дал нам приключенческие романы —«Острова сокровищ» шотландца Роберта Стивенсона, отважных бойцов Джека Лондона, Маугли Ридъярда Киплинга, Шерлока Холмса Артура Конан Дойла. Их героями были сильные личности всегда готовые к борьбе. Особенно мощно мотивы силы, борьбы, насилия звучали в творчестве футуристов (от лат. «будущее»). Футуризм распространился в Италиии имел последователей в России (Владимир Маяковский и др.).
Музыка, как и другие виды искусства, всё больше уходила от правил. Клод Дебюсси, крупнейший представитель музыкального импрессионизма, создавал целые картины, буквально «написанные» музыкой, используя отдельное созвучие, как художники-импрессионисты — яркий мазок. Большое влияние на творчество Дебюсси оказали русские композиторы — он был насквозь "пропитан" Мусоргским. Однако ведущим направлением в музыке оставался романтизм. В творчестве немца Рихарда Вагнера, автора оперного цикла «Кольцо нибелунга», реализовывалась идея «совокупного произведения искусства», которая подразумевала синтез музыки, поэзии и театрального действия. На рубеже веков опера испытала на себе влияние натурализма: как и в литературе, композиторы пытались показать подлинную действительность — бедность, страдания, яркий мир чувств простых людей. Таковы оперы итальянцев Джакомо Пуччини («Тóска», «Богема») и Руджеро Леонкавалло «Пая́цы».
![]() Все творцы хотели творить новое искусство. Так возник стиль модерн. Это был новый индустриальный мир. Огромные города с толпами народа, дымящие фабрики, исчезающие леса. Художники-модернисты хотели вернуть уходящую красоту. Классический пример — парижское метро, оформленное Гимаром. Один из символов технического прогресса превращался в художественный объект, приобретал эстетическую ценность. Всё что угодно — дом, стул, лампа, ложка - должно быть красивым — это один из основных подходов стиля модерн. Для модерна в романских странах были характерны причудливо изогнутые линии. Выдающийся испанский архитектор Антонио Гауди говорил: «Прямая — это линия людей, а кривая — Господа».
Россия была вовлечена в европейский культурный оборот, как никогда ранее. Самый яркий пример — начавшиеся с 1908 г. знаменитые Русские сезоны Сергея Дягилева, производившие настоящий фурор в Париже. К выставкам, концертам, балетным и оперным постановкам был привлечён не только цвет русской культуры (композитор Игорь Стравинский, «лучший бас ХХ века» Федор Шаляпин, легенда классического балета Анна Павлова и др.), но и выдающиеся деятели искусства со всей Европы — художники Пабло Пикассо и Анри Матисс, композиторы Морис Равель и Клод Дебюсси. Тесными были связи русских театральных и музыкальных деятелей со знаменитой французской кутюрье Коко Шанель. Невероятным успехом по всей Европе пользовалась русская литература. Русская классика считалась в Европе «прорывной», русские писатели (Л. Толстой, И. Тургенев, Ф. Достоевский, А. Чехов) буквально «взламывали» психологический мир европейца. Русские писатели были одновременно европейцами и носителями другой культуры, другой системы ценностей.
ИтогиКультура XIX в. отличалась быстрой сменой художественных форм, происходившей под влиянием стремительных изменений в обществе. К концу века наметился сдвиг от устоявшихся канонов к субъективизму авторов. Резко усилился международный культурный обмен, неотъемлемой частью которого являлась Россия.
Вопросы для самоконтроля: 1. Есть ли связь между новыми явлениями в культуре и изменениями в экономике и политической жизни?
|