ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ.

Введение.
Начало индустриальной эпохи.

Раздел 1.
Начало индустриальной эпохи

1.1.Экономическое развитие в XIX – начале XX вв.
1.2. Изменения в общественной жизни.
1.3. «Великие идеологии».
1.4. Путём реформ: государство, парламенты, партии.
1.5. Наука и образование в XIX в.: сила, менявшая мир.
1.6. Век художественных исканий.
1.7. Международные отношения в XIX в.

Раздел 2.
Страны Европы и Америки в первой половине XIX века.

2.1. Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы.
2.2. Франция и Южная Европа: путями революций.
2.3. От Балтики до Адриатики: время раздробленности в Германии и Италии.
2.4. Центральная и Юго-Восточная Европа: империи и нации.
2.5. США: «дом, расколотый надвое».

Раздел 3.
Страны Запада в конце XIX - начале XX в.

3.1. Великобритания: «мастерская мира» сдаёт позиции.
3.2. Франция: Вторая империя и Третья республика.
3.3. Германия: от «железа и крови» к «месту под солнцем».
3.4. Италия: «запоздавшая нация».
3.5. Австро-Венгрия и Балканы: национальные противоречия и компромиссы.
3.6. США: «позолоченный век».

Раздел 4.
Азия, Африка и Латинская Америка в конце XIX - начале XX в.

4.1. Османская империя и Иран: на осколках былого величия.
4.2. Индия и Афганистан: подчинение и борьба.
4.3. Китай и Япония: разные ответы на вызовы модернизации.
4.4. Африка в XIX в.: захваты и эксплуатация.
4.5. Латинская Америка: нелёгкий груз независимости.

ИСТОРИЯ РОССИИ XIX В.

Россия в эпоху правления Александра I. (раздел для перехода от предыдущей программы обучения)

д.1. Россия и мира на рубеже XVIII – XIX вв.
д.2. Александр I: начало правления. Проекты М.М.Сперанского.
д.3. Внешняя политика России: 1801-1812 гг.
д.4. Отечественная война 1812 г.
д.5. Заграничные походы русской армии.
д.6. Внутренняя политика Александра.
д.7. Социально-экономическое развитие России 1801 – 1825 гг.

Раздел 5.
Политика правительства Николая I

5.1. Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I.
5.2. Социально-экономические мероприятия правительства Николая I.
5.3. Национальная политика и межнациональные отношения.
5.4. Кавказская война.
5.5. Внешняя политика России в 1825–1852 гг.
5.6. Крымская война (1853–1856).
5.7. Общественная жизнь России в 1830–1850-х гг.

Раздел 6.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

6.1. Изменения в быту в первой половине XIX в.
6.2. Просвещение и наука.
6.3. Литература и публицистика.
6.4. Архитектура и искусство.

Раздел 7.
Социальная и правовая модернизация при Александре II

7.1. Предпосылки и разработка реформ в России.
7.2. Крестьянская реформа 1861 г., её значение и последствия.
7.3. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.
7.4. Реформы 1860–1870-х гг.
7.5. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877–1878 гг.

Раздел 8.
Россия в 1880-1890 гг.

8.1. «Народное самодержавие» Александра III.
8.2. Перемены в экономике и социальном строе.
8.3. Внешняя политика Александра III.

Раздел 9.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

9.1. Достижения российской науки и образования.
9.2. Русская культура второй половины XIX в..
9.3. Технический прогресс и перемены в жизни народов России во второй половине XIX в.

Раздел 10.
Этнокультурный облик империи

10.1. Основные регионы империи и их роль в жизни страны. Нацио-нальные движения и национальная политика.
10.2. Взаимодействие народов и национальных культур.

Раздел 11.
Общественная жизнь и общественные движения

11.1. Общественная жизнь в 1860–1890-х гг.
11.2. Идейные течения и общественное движение.

Раздел 12.
Россия на пороге XX века

12.1. Россия и мир на рубеже XIX–XX вв.: динамика и противоречия.
12.2. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX–XX вв.
12.3. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894–1904 гг.
12.4. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904–1905 г.
12.5. Первая российская революция и политические реформы 1905–1907 гг.
12.6. Социально-экономические реформы Петра Столыпина.
12.7. Политическое развитие страны в 1907–1914 гг.
12.8. Развитие науки и народного просвещения.
12.9. Серебряный век российской культуры.

 

 

 

Тема 1.4. Путём реформ: государство, парламенты, партии.

 

Что такое демократизация?

 

Демократия в переводе с греческого означает «власть народа». В основе этого понятия — возможность для человека высказать свою позицию, наделение его избирательными правами.

До середины XIX в. в Европе избирательными правами были наделены дворяне и буржуазия. Обе группы стремились не допустить остальные слои населения до участия в выборах. В качестве «фильтра» чаще всего использовался имущественный ценз, дававший избирательные права только богатым.

На протяжении всего XIX в. шла борьба за демократизацию избирательного права: чтобы каждый человек имел право голоса.

Одним из серьёзных недостатков всех избирательных систем было отсутствие права голоса у женщин. Считалось, что женщины не могли быть избирателями, поскольку их дело не политика, а домашнее хозяйство. Но женщины боролись за свои права, повсеместно возникали организации суфражисток (от фр. «право голоса»).

Впервые женщины получили право голоса в США (1869).

Демократия — это форма правления, при которой власть принадлежит народу, который осуществляет её через избранных представителей. Предполагает участие граждан в принятии решений о важных вопросах общества через выборы, референдумы, обсуждение и принятие законов, а также участие в политических партиях и организациях.

Упрощенно - это узаконенная власть меньшинства над большинством.

 

Парламенты и конституции.

 

Слово "парламент" происхордит от французского "parle" - говорить. Иными словами - парламент - это право и место, где позволено высказывать своё суждение по разным государственным вопросам. Так появилось понятие парламентаризма.

Парламентаризм — система государственного устройства, при которой государством управляет парламент, а также чётко разграничены функции законодательных и исполнительных властей.

Развитие парламентаризма стало одним из наиболее важных проявлений демократизации.

Парламент являлся представительным органом, так как в нём собирались представители населения страны. Парламент решает 3 главных задачи:
- принятие законов,
- утверждения бюджета,
- контроль над правительством.

Принятие законов и бюджета страны не вызывало у властей проблем, поскольку им было понятно, что общество легче примет даже непопулярные законы и налоги, если соответствующие решения будут делом рук его избранных представителей.

Но вот с третьей задачей парламента было значительно сложнее, поскольку речь шла о реальной власти. Во многих государствах требование подчинения правительства парламенту, являлось одним из главных во внутриполитической борьбе.

Чаще всего парламент состоял из двух палат. Нижняя палата избиралась непосредственно населением. В верхнюю входили представители из высших слоёв общества. Верхняя палата часто обладала правом вето (запрета) на решения нижней палаты. Сторонники демократизации добивались выборности членов верхней палаты и сокращения её полномочий.

Права парламентов и граждан закреплялись в конституциях — основных законах страны.

Конституция (от лат. constitutio — «устройство, установление») — особый нормативно- правовой акт страны, имеющий высшую юридическую силу.

Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства. Определяет рамки деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

XIX век стал веком конституций. Иногда их принятие становилось следствием революций, иногда монархи сами даровали своим подданным конституции.

В конце XIX в. в Европе практически не осталось монархов с неограниченной властью, хотя вплоть до начала Первой мировой войны преобладавшей формой правления оставалась монархия.

В Западном же полушарии, напротив, практически повсеместно установился республиканский строй.

В парламентских республиках главную роль в управлении государством играл парламент, а в президентских — президент.

 

Новая роль государства.

 

Благодаря процессам демократизации общество получило больше возможностей контролировать власть. Однако в последние десятилетия XIX в. яснее обозначилась и противоположная тенденция — контроль над обществом со стороны государства.

Одна из главных задач государства — поддержание внутреннего порядка. Раньше контроль осуществлялся в основном репрессивными методами (тюрьма, публичная казнь, подавление с помощью армии). Теперьже общество контролировалось с помощью широкого полицейского аппарата и государственной бюрократии (чиновников).

В конце XIX в. государство начинает вмешиваться непосредственно в жизнь общества, в социальную сферу — туда, где раньше ведущая роль принадлежала церкви.

Во многих странах государство постепенно вытесняет её из системы образования и берёт начальную школу под свой полный контроль, а также вводит обязательный гражданский брак и развивает семейное законодательство.

Важным проявлением стали действия государства в рабочем вопросе. Первое социальное законодательство было принято по инициативе германского канцлера Отто фон Бисмарка в 1880-х гг. Оно устанавливало страхование от несчастных случаев, меры поддержки в случае болезни и пенсии по старости.

В начале XX в. к политике социального реформизма в той или иной степени постепенно переходит уже значительная часть стран Европы и США.

 

Политические партии.

 

«Партия — это организованное общественное мнение» - в этом высказывании заключена суть того, для чего нужны партии.

Свобода слова - это хорошо. Но этого мало для политики. Отдельные голоса, как правило, никто не слышит. Поэтому политические партии - отражение интересов больших групп людей. Партийная принадлежность сплачивает различных людей и превращает их голоса в политическую программу.

Партии выражают интересы определённых групп общества и являются конкурентами в борьбе за власть. Исторически в США и Англии утвердилась двухпартийная система, в большинстве других стран — многопартийная.

Расширение избирательного права сделало возможным появление массовых партий. К ним относились партии социал-демократической направленности, ориентировавшиеся на рабочий класс и стремившиеся включить в свои ряды как можнобольше рабочих.

 

Либералы или консерваторы.

 

Либералам не удалось создать народные, массовые партии в конце XIX в. А вот конкуренты либералов и слева (рабочие партии), и справа (консервативные) выиграли после расширения избирательных прав населения стран Европы в начале XX в., получая на выборах больше голосов.

Либералы не могли предложить избирателям привлекательной программы. Но некоторые представители либерального лагеря всё же искали новые пути.

Сторонники «социального либерализма» допускали вмешательство государства в экономику и социальные отношения. В Великобритании приверженцам подобных взглядов во главе с Дэвидом Ллойд - Джорджем удалось провести в начале XX в. одну из самых масштабных серий реформ в духе социального реформизма.

Консерваторы этой эпохи также отличались от прежних. Теперь они боролись за консервативные ценности уже внутри сложившейся системы. Кроме того, под их влиянием находилось по-прежнему многочисленное сельское население..

Однако в целом одним из главных факторов политической жизни Европы постепенно становится рост организованного рабочего движения.

 

Рост рабочего движения.

 

«Освобождение рабочего класса должно быть делом самого рабочего класса» - такое мнение К. Маркса разделялось многими, однако пути борьбы рабочих за свои права виделись по-разному.

Рабочее движение имело две основные формы:
- борьбу профсоюзов за улучшение экономического положения рабочих
- создание рабочих партий с более широкими, в том числе политическими, задачами.

Можно выделить три основных типа рабочего движения.
1. «англосаксонский» тип рабочего движения (Англия, США) (склонность к реформам, отказ от революционных и марксистских идей).
2. «романский» тип рабочего движения (Франция, Испания, Италия) (характерен анархо-синдикализм Жака Сореля; анархо-синдикалисты провозглашали отказ от политической борьбы; поэтому центрами движения должны стать не политические партии, а профсоюзы (фр. «синдикаты»).
3. «германский» тип рабочего движения (Германия, Нидерланды, Скандинавские страны) (приверженность марксизму).

Именно в Германии в 1863 г. возникла крупнейшая социалистическая партия, с 1890 г. принявшая название «Социал-демократическая партия Германии» (СДПГ). Она станет образцом, а затем и главным союзником российской социал-демократической партии - РСДРП. Немецкие социал-демократы объявят создание в 1889 г. Второго Интернационала, призванного объединить рабочие партии всего мира для совместной борьбы.

К концу XIX в. марксизм разделился на два направления.
- Революционный марксизм (сторонники этого течения продолжали считать, что мир стоит на пороге социалистических революций).
- Ревизионисты (ревизия - проверка на соответствие времени; немецкий идеолог Бернштейн вопреки утверждению Маркса, что рабочий класс будет постоянно нищать, предположил, что положение рабочих постепенно улучшается и представители рабочих партий попадут в парламенты, где смогут вести борьбу за права рабочих мирным демократическим путём. Он предположил, что социализм в состоянии победить не путём революции, а с помощью постепенных реформ).

Помимо партий, важную роль в защите интересов рабочих играли профсоюзы, которые также серьёзным образом менялись. Теперь профсоюзы всё чаще прибегали к стачкам (забастовкам). Однако профсоюзное движение не отличалось единством.

В 1900 г. в Великобритании была основана Лейбористская (рабочая) политическая партия.

 

Итоги

Введение конституций, развитие парламентаризма и расширение личных гражданских прав стали главным следствием процесса демократизации во второй половине XIX — начале XX в.

Благодаря более чёткому организационному оформлению и изменению характера деятельности партий участвовать в политической жизни получили возможность широкие массы людей.


 

 

 


 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие проявления демократизации во второй половине XIX в. вы можете назвать?
2. Перечислите формы правления, существовавшие в XIX — начале XX в. Какие из них вы считаете наиболее демократическими и почему?
лись за расширение избирательного права? 3. В чём заключалась роль парламентов в политической жизни? Почему люди боролись за расширение избирательного права?
4. Каким образом видоизменились задачи государства в XIX в.?