ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ.

Введение.
Начало индустриальной эпохи.

Раздел 1.
Начало индустриальной эпохи

1.1.Экономическое развитие в XIX – начале XX вв.
1.2. Изменения в общественной жизни.
1.3. «Великие идеологии».
1.4. Путём реформ: государство, парламенты, партии.
1.5. Наука и образование в XIX в.: сила, менявшая мир.
1.6. Век художественных исканий.
1.7. Международные отношения в XIX в.

Раздел 2.
Страны Европы и Америки в первой половине XIX века.

2.1. Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы.
2.2. Франция и Южная Европа: путями революций.
2.3. От Балтики до Адриатики: время раздробленности в Германии и Италии.
2.4. Центральная и Юго-Восточная Европа: империи и нации.
2.5. США: «дом, расколотый надвое».

Раздел 3.
Страны Запада в конце XIX - начале XX в.

3.1. Великобритания: «мастерская мира» сдаёт позиции.
3.2. Франция: Вторая империя и Третья республика.
3.3. Германия: от «железа и крови» к «месту под солнцем».
3.4. Италия: «запоздавшая нация».
3.5. Австро-Венгрия и Балканы: национальные противоречия и компромиссы.
3.6. США: «позолоченный век».

Раздел 4.
Азия, Африка и Латинская Америка в конце XIX - начале XX в.

4.1. Османская империя и Иран: на осколках былого величия.
4.2. Индия и Афганистан: подчинение и борьба.
4.3. Китай и Япония: разные ответы на вызовы модернизации.
4.4. Африка в XIX в.: захваты и эксплуатация.
4.5. Латинская Америка: нелёгкий груз независимости.

ИСТОРИЯ РОССИИ XIX В.

Россия в эпоху правления Александра I. (раздел для перехода от предыдущей программы обучения)

д.1. Россия и мира на рубеже XVIII – XIX вв.
д.2. Александр I: начало правления. Проекты М.М.Сперанского.
д.3. Внешняя политика России: 1801-1812 гг.
д.4. Отечественная война 1812 г.
д.5. Заграничные походы русской армии.
д.6. Внутренняя политика Александра.
д.7. Социально-экономическое развитие России 1801 – 1825 гг.

Раздел 5.
Политика правительства Николая I

5.1. Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I.
5.2. Социально-экономические мероприятия правительства Николая I.
5.3. Национальная политика и межнациональные отношения.
5.4. Кавказская война.
5.5. Внешняя политика России в 1825–1852 гг.
5.6. Крымская война (1853–1856).
5.7. Общественная жизнь России в 1830–1850-х гг.

Раздел 6.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

6.1. Изменения в быту в первой половине XIX в.
6.2. Просвещение и наука.
6.3. Литература и публицистика.
6.4. Архитектура и искусство.

Раздел 7.
Социальная и правовая модернизация при Александре II

7.1. Предпосылки и разработка реформ в России.
7.2. Крестьянская реформа 1861 г., её значение и последствия.
7.3. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.
7.4. Реформы 1860–1870-х гг.
7.5. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877–1878 гг.

Раздел 8.
Россия в 1880-1890 гг.

8.1. «Народное самодержавие» Александра III.
8.2. Перемены в экономике и социальном строе.
8.3. Внешняя политика Александра III.

Раздел 9.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

9.1. Достижения российской науки и образования.
9.2. Русская культура второй половины XIX в..
9.3. Технический прогресс и перемены в жизни народов России во второй половине XIX в.

Раздел 10.
Этнокультурный облик империи

10.1. Основные регионы империи и их роль в жизни страны. Нацио-нальные движения и национальная политика.
10.2. Взаимодействие народов и национальных культур.

Раздел 11.
Общественная жизнь и общественные движения

11.1. Общественная жизнь в 1860–1890-х гг.
11.2. Идейные течения и общественное движение.

Раздел 12.
Россия на пороге XX века

12.1. Россия и мир на рубеже XIX–XX вв.: динамика и противоречия.
12.2. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX–XX вв.
12.3. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894–1904 гг.
12.4. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904–1905 г.
12.5. Первая российская революция и политические реформы 1905–1907 гг.
12.6. Социально-экономические реформы Петра Столыпина.
12.7. Политическое развитие страны в 1907–1914 гг.
12.8. Развитие науки и народного просвещения.
12.9. Серебряный век российской культуры.

 

 

 

Тема 1.3. "Великие идеологии"

 

Появление идеологий.

 

Старый порядок в обществе и государстве уходил в прошлое, и люди задумывались о том, что должно прийти ему на смену. Отдельные идеи предполагаемого общественного устройства превращались в идеологии.

Идеология — это система идей, взглядов, убеждений и ценностей, которая объясняет и оправдывает социальное, политическое или экономическое устройство общества..

Идеологии часто делят на левые и правые.

На одном из заседаний французского Учредительного собрания в 1789 г. сторонники короля сели справа от председателя, а противники расположились слева от него.

С тех пор правыми называли монархические и консервативные силы, а левымиреспубликанские и демократические.

Либералы находились в центре политического спектра, правее их — консерваторы, левее — демократы, а затем — социал-демократы.

Но внутри этих направлений также выделялись правые и левые течения. Например, правые либералы были близки консерваторам, а левые — демократам.

 

Либерализм.

 

Согласно либерализму (от лат. «свободный»), общество состоит из отдельных личностей, которые рождаются свободными и равными и действуют исходя из собственного блага.

Согласно такому взгляду на действительность, каждый человек обладает свободой выбора и действия — работать или не работать, обогащаться или бедствовать. Для блага общества следует устранить все препятствия для личной предприимчивости и обеспечить свободу конкуренции во всех сферах жизни общества.

В экономике либералы выступали за свободный рынок и отказ от вмешательства государства в дела частных предпринимателей. Единственным регулятором экономики должна быть т.н. «невидимая рука» рынка — закон спроса и предложения (эколномист Адам Смит).

В политике либералы отстаивали права личности, считая, что всё, что не запрещено законом, разрешено. Главным противником либералы считали абсолютистское государство.

Конституция, по мнению либералов, должна была обеспечить всем личные гражданские свободы, а также контроль над властью через выборный парламент и принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную).

Право голоса либералы предлагали предоставлять не всем, а лишь обеспеченным и образованным. Либералы считали, что только собственность делает человека способным к пользованию политическими правами.

В этом заключалось отличие либералов от демократов, которые тоже были сторонниками общественных и личных свобод, но выступали за всеобщее избирательное право.

 

Консерватизм.

 

Консерватизм (от лат. «сохранять») — политическая, социальная концепция, направленная на сохранение традиций, поддержание стабильности общества и эволюционное развитие без резких изменений.

Идеология консерватизма появилась как ответ на вызов французской революции 1789 г. и либерализма.

Консерваторы исходили из совершенно иных представлений о человеке и обществе нежели либералы. Они считали, что человек по своей природе слаб и грешен, он не сможет воспользоваться свободой, поскольку его разум слаб и недостаточен.

Принципу свободы консерваторы противопоставляли принцип порядка и важность традиции. В погоне за прибылью (то, что либералы считали благом для человека) люди преступают мораль (сильный не считается со слабым).

Идеология консерватизма не была единой. Некоторые консерваторы действительно не хотели ничего менять. Другие же придерживались девиза«Реформировать, сохраняя».

Значительную часть важных реформ во второй половине XIX в. провели именно консерваторы.

Общим у либералов и консерваторов было то, что они являлись противниками революций. Консерваторы выступали за сохранение традиционных ценностей — религии, семьи, против либерального «духа наживы».

 

Социализм и анархизм.

 

Сторонники социалистической идеологии исходили из того, что общество устроено несправедливо, и хотели полностью его изменить.

Социализм (от лат. «общественный») — это политическая и социальная концепция, основанная на принципах равенства, социальной справедливости и коллективного управления средствами производства.

Социалисты были были убеждены, что небольшой по численности класс капиталистов эксплуатирует и угнетает большинство населения.

Если либералы делали упор на лозунге "Свобода", то социалисты обращались к лозунгу "Равенство". Социалисты мечтали об обществе социальной справедливости, в котором не будет ни богатых, ни бедных.

Социализм получил наибольшее развитие во Франции. Идейными вдохновителями этого учения были:

  • Шарль Фурье (1772—1837) - предлагал организовать производственные объединения — фаланги.Фалангисты должны были трудиться. Доходы распределялись бы таким образом, чтобы уменьшить имущественное неравенство.
  • Анри де Сен-Симон (1760—1825) - требовал обязательного труда для всех. Доходы, не связанные с трудом, считал паразитическими.
  • Роберт Оуэн (1771—1858) - видел корень всех бед в частной собственности.
  • Близким к социализму идейным направлением был анархизм.

    Анархизм (от греч. «безвластие») — политическая и социальная концепция, основывающаяся на идее свободы и уничтожения всех типов принуждения и подавления.

    Он включал несколько течений. Одни являлись сторонниками революции, другие — сторонниками реформ. Общим для всех было отрицание всякого насилия над личностью.

    Анархисты выступали за устранение эксплуатации человека человеком, а также против любой государственной власти.

    Идейными вдохновителями этого учения были:
  • Пьер Жозеф Прудон (1809—1865).
  • Михаил Бакунин (1814—1876).
  • Петр Кропоткин (1842—1921).

  •  

    Марксизм.

     

    Разрабатывавшие социалистическую теорию Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820—1895) свой вариант социализма назвали «научным» в отличие от прежнего — «утопического» (утопия - от греч. ou — «нет» и topos — «место»). Это новое учение получило название "марксизм"

    Марксизм — философское, экономическое и социально-политическое учение, призывающее трудящихся (пролетариат) к класовой борьбе за свои интересы против собственников (буржуазии).

    Главная цель классовой борьбы — построение коммунистического общества, в котором средства производства (земля, заводы, станки, имущество и т.п.) являются совместным владением трудящихся, труд - всеобщим, свободным и творческим, государство, границы, насилие - отсутствуют. Это устраняет классовые противоречия и делает общественное развитие гармоничным.

    В своем главном труде "Капитал" Маркс показал, что капитализм - это система эксплуатации человека человеком.

    Маркс выделил два основных класса в обществе:
    - Буржуазия (капиталисты) - владельцы средств производства.
    - Пролетариат (рабочий класс) - наемные работники, не имеющие собственности.

    Между этими классами существует непримиримое противоречие интересов, которое порождает классовую борьбу.

    Эта борьба является главной движущей силой исторического развития, которая в конечном итоге приведет к свержению капитализма и установлению бесклассового общества - коммунизма.

    Согласно марксизма, каждая эпоха в истории человечества (рабовладение, феодализм, капитализм) характеризуется противоречием между старым (традиционным) и болееновым способом производства. Более прогрессивный способ производства побеждает, и происходит переход к новой эпохе (от рабовладельческого строя к феодальному, от феодального к капиталистическому).

    Переход от одной формации к другой происходит в ходе революций.

     

    Маркс считал, что на смену буржуазным революциям (которых к тому времени уже немало произошло в Европе) должны прийти пролетарские (социалистические). В результате такой революции будет установлена диктатура пролетариата, который и обеспечит переход к коммунизму.

    Для совершения революции пролетарии всех стран должны создавать революционные партии и объединять свои усилия. Сама же пролетарская революция должна произойти в одной из «передовых» странах, скорее всего в Англии.

    От теории Маркс и Энгельс перешли к практике.

    В 1864 г. был создан Первый Интернационал - международная организация, целью которой было сплочение рабочих разных стран для осуществления мировой революции.

    В Первый Интернационал входило около 200 человек из 13 стран. Из-за идейных разногласий I Интернационал в 1876 г. распался.

     

    Националистические идеологии.

     

    Наряду с другими идеями, в образованной среде европейцев формировалась инациональная идея.

    Сложилось устойчивое представление, что жители одной страны или даже разных стран (если они говорят на одном языке) составляют одно целое — нацию.

    Появилось и стало разрабатываться учение о национальномсознании, т. е. ощущение особой национальной принадлежности. Эта идея быстро распространялась среди населения стран Европы.

    Сила и популярность национальной идеи заключалась именно в том, что она выступила в роли объединяющей идеологии.

    Каждая национальная идеология создавала привлекательный образ собственной нации. Однако одновременно проявились и негативные черты национальной идеи. Собственная нация представлялась лучше других, ей приписывались какие-то особые качества и даже претензии на превос ходство.

    Националиизм - политические идеология и практика, основанные на представлении о нации и её интересах как высших ценностях. В зависимости от понимания, что такое нация, национализм имеет две основные формы – гражданский и государственный.

    Гражданский национализм - направлен на объединение граждан, а также на государственную экспансию (мессионизм) или, наоборот, на изоляционизм. Этот вид национализма направлен на служение и любовь к Родине, уважение к стране и прошлому. Он стремится к распространению правовых норм и морально-культурных ценностей общества.

    Государственный национализм (патриотизм) - служит одним из средств обеспечения власти и сохранения целостности государства. В условиях войн и внутренних кризисов государственный национализм обретает крайние формы шовинизма и экспансионизма. В экономической области национализм предполагает автаркию (самодостаточность).

    Этнический национализм - предполагает, что нация имеет исключительное право на обладание властью и ресурсами государства. Может быть от имени этнического большинства населения (шовинизм), и от имени меньшинств (сепаратизм).

    Этнический национализм направлен на достижение преимуществ для представителей одной национальности во власти и доступа к ресурсам (национал-социализм, фашизм).

    Крайние формы проявлений национализма (мессионизм, экспансионизм, шовинизм, сепаратизм, фашизм и неофашизм) осуждаются и преследуются международным правом.

     

    Итоги

    В ответ на быстрые изменения в политике и обществе в XIX в. появляются идеологии, каждая из которых объясняла общественное устройство с определённых позиций, отражая интересы тех или иных групп населения.


     

     

     


     

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Почему в XIX в. возникла потребность в политических идеологиях? Какие функции они выполняли?
    2. Какие экономические и политические требования выдвигали либералы? Из каких принципов они при этом исходили?
    3. Почему в XIX в. возникла потребность в политических идеологиях? Какие функции они выполняли?
    4. Чем было вызвано появление социалистических учений? Что означает лозунг К. Маркса: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»?
    5. Почему национальная идея распространилась именно в XIX в.?