Тема 1.5.Наука и образование в XIX в.: сила, менявшая мир.
Неграмотность отступает.
...
«Борьба за школу».
...
«Век чтения».
...
Почему XIX в. называют «веком науки»?
...
«Ведущая черта нашего столетия — его историческое сознание».
...
Переворот в науках.
...
Как познать этот мир?
...
Итоги
В XIX — начале ХХ в. установление государственного контроля над школами позволило достичь выдающихся успехов в распространении грамотности.
В ряде наук были сделаны революционные открытия.
Рождавшие оптимизм колоссальные успехи науки и материального производства, с одной стороны, непонимание слишком быстро менявшегося мира и неуверенность в будущем — с другой, влияли на общественные настроения этой эпохи.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что повлияло на распространение грамотности в XIX в.?
2. Благодаря каким факторам люди стали больше читать?
3. Какие выдающиеся открытия русских учёных в области химии и биологии вы знаете?
4. Как складывалась новая научная картина мира? В чём её отличия от старой?
5. Как были связаны рост грамотности и политическая демократизация? Каким образом они могли влиять друг на друга?
6. Девизом научной революции XVI—XVII вв. были слова Ф. Бэкона «знание — сила». Подумайте, какие новые стороны знания как силы проявились в XIX в.
7. Составьте таблицу основных открытий, которые, на ваш взгляд, изменили картину мира.