ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ.

Введение.
Начало индустриальной эпохи.

Раздел 1.
Начало индустриальной эпохи

1.1.Экономическое развитие в XIX – начале XX вв.
1.2. Изменения в общественной жизни.
1.3. «Великие идеологии».
1.4. Путём реформ: государство, парламенты, партии.
1.5. Наука и образование в XIX в.: сила, менявшая мир.
1.6. Век художественных исканий.
1.7. Международные отношения в XIX в.

Раздел 2.
Страны Европы и Америки в первой половине XIX века.

2.1. Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы.
2.2. Франция и Южная Европа: путями революций.
2.3. От Балтики до Адриатики: время раздробленности в Германии и Италии.
2.4. Центральная и Юго-Восточная Европа: империи и нации.
2.5. США: «дом, расколотый надвое».

Раздел 3.
Страны Запада в конце XIX - начале XX в.

3.1. Великобритания: «мастерская мира» сдаёт позиции.
3.2. Франция: Вторая империя и Третья республика.
3.3. Германия: от «железа и крови» к «месту под солнцем».
3.4. Италия: «запоздавшая нация».
3.5. Австро-Венгрия и Балканы: национальные противоречия и компромиссы.
3.6. США: «позолоченный век».

Раздел 4.
Азия, Африка и Латинская Америка в конце XIX - начале XX в.

4.1. Османская империя и Иран: на осколках былого величия.
4.2. Индия и Афганистан: подчинение и борьба.
4.3. Китай и Япония: разные ответы на вызовы модернизации.
4.4. Африка в XIX в.: захваты и эксплуатация.
4.5. Латинская Америка: нелёгкий груз независимости.

ИСТОРИЯ РОССИИ XIX В.

Россия в эпоху правления Александра I. (раздел для перехода от предыдущей программы обучения)

д.1. Россия и мира на рубеже XVIII – XIX вв.
д.2. Александр I: начало правления. Проекты М.М.Сперанского.
д.3. Внешняя политика России: 1801-1812 гг.
д.4. Отечественная война 1812 г.
д.5. Заграничные походы русской армии.
д.6. Внутренняя политика Александра.
д.7. Социально-экономическое развитие России 1801 – 1825 гг.

Раздел 5.
Политика правительства Николая I

5.1. Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I.
5.2. Социально-экономические мероприятия правительства Николая I.
5.3. Национальная политика и межнациональные отношения.
5.4. Кавказская война.
5.5. Внешняя политика России в 1825–1852 гг.
5.6. Крымская война (1853–1856).
5.7. Общественная жизнь России в 1830–1850-х гг.

Раздел 6.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

6.1. Изменения в быту в первой половине XIX в.
6.2. Просвещение и наука.
6.3. Литература и публицистика.
6.4. Архитектура и искусство.

Раздел 7.
Социальная и правовая модернизация при Александре II

7.1. Предпосылки и разработка реформ в России.
7.2. Крестьянская реформа 1861 г., её значение и последствия.
7.3. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.
7.4. Реформы 1860–1870-х гг.
7.5. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877–1878 гг.

Раздел 8.
Россия в 1880-1890 гг.

8.1. «Народное самодержавие» Александра III.
8.2. Перемены в экономике и социальном строе.
8.3. Внешняя политика Александра III.

Раздел 9.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

9.1. Достижения российской науки и образования.
9.2. Русская культура второй половины XIX в..
9.3. Технический прогресс и перемены в жизни народов России во второй половине XIX в.

Раздел 10.
Этнокультурный облик империи

10.1. Основные регионы империи и их роль в жизни страны. Нацио-нальные движения и национальная политика.
10.2. Взаимодействие народов и национальных культур.

Раздел 11.
Общественная жизнь и общественные движения

11.1. Общественная жизнь в 1860–1890-х гг.
11.2. Идейные течения и общественное движение.

Раздел 12.
Россия на пороге XX века

12.1. Россия и мир на рубеже XIX–XX вв.: динамика и противоречия.
12.2. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX–XX вв.
12.3. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894–1904 гг.
12.4. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904–1905 г.
12.5. Первая российская революция и политические реформы 1905–1907 гг.
12.6. Социально-экономические реформы Петра Столыпина.
12.7. Политическое развитие страны в 1907–1914 гг.
12.8. Развитие науки и народного просвещения.
12.9. Серебряный век российской культуры.

 

 

 

Тема 1.5. Наука и образование в XIX в.: сила, менявшая мир.

 

Неграмотность отступает: век образования и информации.

 

Одним из главных завоеваний XIX в. стало распространение начального образования и сокращение неграмотности во многих странах Европы и в США.

Рост грамотности был очень неравномерным. Он резко ускорился лишь с последних десятилетий XIX в. Тем не менее, в Англии, Германии и Нидерландах к 1910 г. грамотность достигла 100%.
- Франция - 87%
- Италия - 62%
- Испания 50%
- Португалия — 25%.

Быстрыми темпами шло распространение грамотности в США.

В целом речь шла о по-настоящему эпохальном процессе — весь мир постепенно вставал на путь массовой грамотности, а страны Запада продвинулись по нему уже очень далеко.

Вопрос школьного образования перешёл под контроль государства. Активно шла демократизация школьного образования, т.е. в одном классе оказывались дворяне и мещане, богатые и бедные.

Основное внимание государство уделяло начальной школе как самой близкой народу: она повсеместно становилась светской, обязательной и бесплатной.

Основным противником государства в школьном вопросе выступала церковь, особенно католическая, многие века контролировавшая процесс образования. Самый ожесточённый характер эта борьба носила во Франции. Но в итоге принцип светского образования одержал победу.

Государственные школы стали социальным лифтом для малоимущих и малограмотных. При этом многие образованные люди старались учить детей в частных или в католических школах: уровень преподавания в них был заметно выше, чем в государственных.

 

Благодаря распространению грамотности в XIX в. произошла «читательская революция»: чтение приобрело массовый характер, распространилось на все слои общества.

Чтение стало более доступным, в том числе потому, что теперь было не обязательно покупать дорогие книги. Большинство новых романов печаталось в виде приложений к газетам и журналам или издавалось отдельными выпусками в виде тоненьких книжечек. Именно так, например, распространялись романы Диккенса.

Чтение стало популярной формой досуга и важным источником информации. Центральное место заняли газеты. XIX столетие — золотой век прессы. Это в значительной степени было связано с ослаблением цензуры.

В континентальной Европе ситуация с цензурой была иной. В полной свободе прессы монархии видели угрозу своей власти.

 

XIX столетие - «век науки».

 

Наука никогда раньше не играла такой огромной роли в объяснении окружающего мира, как в XIX столетии. Она стала важной частью общественной жизни.

Наука стала более профессиональной, активно шёл процесс её дифференциации, т. е. чёткого выделения отдельных наук и их отраслей. Именно в XIX в. такие термины, как «биология», «физика», стали использоваться в качестве наименования конкретных научных дисциплин.

Наука становилась всё более прикладной (используемой в быту). Так, огромное практическое значение имели открытия, связанные с электричеством.

О таких людях, как англичанин Майкл Фарадей (1791—1867), обычно говорят «гениальный самоучка».

Систематического образования не получил. Но его не зря называют «отцом электричества». Он дал ответы на два важнейших вопроса: откуда получить электричество и как его исполь зовать.

Открытие явления электромагнитной индукции (1831) указало путь к созданию генераторов тока;

Фарадею принадлежала и первая модель электромотора.

Перечень его открытий очень обширен. Понятия «электролит», «ион», «электрод», «катод» и «анод» ввёл именно он.

 

Дело Фарадея продолжил другой английский физик, создатель классической электродинамики Джеймс Максвелл, открывший электромагнитные волны и электромагнитные поля.

В будущем эти открытия легли в основу изобретения радио и способствовали открытию рентгеновских лучей.

В химии исследования немца Либиха привели к появлению искусственных удобрений, что способствовало повышению урожайности в сельском хозяйстве, а изобретённый им хлороформ избавил людей от страданий во время операций.

Работы француза Луи Пастера положили начало микробиологии, способствовали развитию медицины и пищевой промышленности.

 

Настоящий переворот не только в биологии, но и в общественном сознании произвела эволюционная теория Чарльза Дарвина (1809—1882).

Его знаменитая работа «Происхождение видов» 1859 г. и её главный тезис о естественном отборе в корне меняли существовавшие представления об окружающей живой природе.

В 1871 г. последовала работа «Происхождение человека», и вовсе произведшая эффект разорвавшейся бомбы. Её обсуждали повсеместно, причём многие принимали в штыки.

Дарвин был человеком верующим, однако включение человека в бесконечную цепь живых существ подвергало сомнению христианское учение о божественном происхождении людей.

Возник социал-дарвинизм — перенесение открытых Дарвином законов борьбы за существование и выживания сильнейшего на человеческую мораль и общество.

На рубеже веков рождалась современная биология. Микробиология вступила в свой золотой век, связанный с именами Роберта Коха, Ильи Мечникова и многих других.

Были открыты и изучены возбудители опаснейших болезней — туберкулёза и холеры.

Выдающимся достижением стало открытие вирусов, сделанное российским учёным Дмитрием Ивановским.

По-настоящему революционным прорывом стало появление генетики. Австрийский монах Георг Мендель ещё в 1866 г. заложил основы учения о наследственности, однако оно начало активно развиватьсялишь с 1900 г., когда законы Менделя были заново открыты и установлено главное: признаки наследуются от родительских организмов по определённым правилам. Возникла хромосомная теория наследственности, согласно которой именно заключённые в ядре клетки хромосомы являются носителями генов, отвечающих за передачу свойств и признаков организмов.

Русский учёный Николай Лунин в 1880 г. — доказал существование витаминов.

Особую роль в XIX столетии приобрела историческая наука.

Она объясняла прошлое и указывала цели в будущем. Постепенно история, не ограничиваясь простым пересказом событий прошлого, становилась научной дисциплиной. Родилось требование объективности в истории: тщательно работая с источниками, следовало показать, «как это, собственно, было».

В середине XIX в. исторический горизонт отодвинулся на несколько тысяч лет. Оказалось, что род человеческий существует уже десятки тысяч лет. Во Франции зарождается археология палеолита.

Ведущим философским направлением в первой половине XIX в. стала школа классической немецкой философии, лидером которой являлся Георг Гегель.

Немецкая классическая философия оказала колоссальное влияние на изменение общественных настроений.

Гегель впервые не просто рассказал об историческом процессе, а объяснил его природу и движущие силы.

Он считал историю результатом развития «мирового духа», в основе которого лежит борьба противоположных идей. Эта борьба и приводит к закономерной смене исторических эпох, причём своей вершины историческое развитие достигает в германском духе.

Успехи естественных наук оказывали сильное влияние на гуманитарные науки. Всё более прочные позиции приобретал позитивизм (от лат. «положительный»), основоположник которого француз Огюст Конт требовал отказаться от обобщений в пользу точного установления фактов для достижения подлинного («позитивного») знания.

 

Научный переворот. Можно ли познать мир?

 

Классическая наука XVII — ХIХ в. исходила из того, что всякая научная дисциплина отделена от другой. К началу ХХ в. возникла неклассическая наука,требовавшая рассматривать всякое явление средствами разных наук.

Двигаясь навстречу друг другу, химия и физика открыли микромир, мир элементарных частиц.

Немецкий физик Рентген в 1895 г. открыл существование невидимых глазом Х-лучей — одно из трёх ключевых открытий, давших старт революции в физике рубежа XIX—XX вв.

Практически сразу последовали два других: в 1896 г. француз Беккерель открыл радиоактивность (изучение которой продолжили супруги Кюри), а в 1897 г. Джозеф Томсон открыл существование электронов. Тем самым был опровергнут тезис о неделимости атома.

«Отец ядерной физики» Резерфорд в 1911 г. открыл атомное ядро и, совместно с Нильсом Бором, предложил «планетарную модель» атома. Одновременно Макс Планк заложил основы квантовой физики.

Результатом этой научной революции стала новая физическая картина мира, гораздо более сложная, чем классическая ньютоновская.

Альберт Эйнштейн доказал, что пространство не абсолютно, добавив к трём физическим измерениям четвёртое — время.

Созданная им теория относительности имела поистине эпохальный характер.

Благодаря этим открытиям наука совершила грандиозный скачок вперёд, но одновременно становилась всё менее понятной непосвящённому.

Мир в целом структурировался заново, из новых единиц, не из классических массы и силы, объектов и организмов, а из электромагнитных волн, атомов, генов и хромосом.

Главный вывод, который мог сделать для себя обычный человек, — мир чрезвычайно сложен, и он не такой, каким нам кажется. Задачей философии и других гуманитарных наук стало всё это осмыслить.

Все произошедшие научные открытия XIX - начала XX вв. с небывалой остротой поставили вечный философский вопрос о постигаемости мира. Познание — это акт не только разума, но и чувства, ведь человек не только думает, он также чувствует и желает.

Самым ярким и популярным философом рубежа веков был немец Фридрих Ницше.

Главной темой его размышлений был кризис культуры, которой угрожала серость, принесённая массовой культурой с её поклонением потреблению и комфорту.

Ницше выступал против всего, что превращало людей в массу. Челочеческим "массам" Ницше противопоставлял идею так называемого сверхчеловека, которого, как он предполагал, необходимо воспитывать и в себе и в других. В дальнейшем его идеи (в Германии) приобрели националистическую трактовку.

Исследования психологии, появившейся в последние десятилетия XIX в., уже не могли позволить человеку считаться в полной мере разумным существом (деление сознания человека на "оно", "я" и "сверх-я" - разбивало цельную личность на части).

Другая новая наука — социология, рассматривала человека в качестве лишь в качестве единицы какой-либо социальной группы.

Всё бо́льшую популярность приобретала идея о непредсказуемости истории, об отсутствии в ней общих закономерностей, что наносило удар по центральной идее XIX в. — идее прогресса и оптимизма в отношении буду щего.

В 1871 г. Николай Данилевский выдвинул теорию существования в истории «культурно-исторических типов» (цивилизаций). Каждый "тип" - это шаблон для той или иной человеческой цивилизации. Они находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой (так же как и биологические виды). Цивилизщации рождаются, живут и умирают.

Данилевский выделял 10 таких типов (цивилизаций). Качественно новым, перспективным с точки зрения истории типом он считал «славянский тип», наиболее полно выраженный в русском народе.

 

Итоги

В XIX — начале ХХ в. установление государственного контроля над школами позволило достичь выдающихся успехов в распространении грамотности.

В ряде наук были сделаны революционные открытия.

Рождавшие оптимизм колоссальные успехи науки и материального производства, с одной стороны, непонимание слишком быстро менявшегося мира и неуверенность в будущем — с другой, влияли на общественные настроения этой эпохи.


 

 

 


 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что повлияло на распространение грамотности в XIX в.?
2. Благодаря каким факторам люди стали больше читать?
3. Какие выдающиеся открытия русских учёных в области химии и биологии вы знаете?
4. Как складывалась новая научная картина мира? В чём её отличия от старой?
5. Как были связаны рост грамотности и политическая демократизация? Каким образом они могли влиять друг на друга?
6. Девизом научной революции XVI—XVII вв. были слова Ф. Бэкона «знание — сила». Подумайте, какие новые стороны знания как силы проявились в XIX в.
7. Составьте таблицу основных открытий, которые, на ваш взгляд, изменили картину мира.

Ученый
Год
Открытие
Значение