ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. Введение. Раздел 1. 1.1.Экономическое развитие в XIX – начале XX вв. Раздел 2. 2.1. Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы. Раздел 3. 3.1. Великобритания: «мастерская мира» сдаёт позиции. Раздел 4. 4.1. Османская империя и Иран: на осколках былого величия. ИСТОРИЯ РОССИИ XIX В. Россия в эпоху правления Александра I. (раздел для перехода от предыдущей программы обучения) д.1. Россия и мира на рубеже XVIII – XIX вв. Раздел 5. 5.1. Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Раздел 6. 6.1. Изменения в быту в первой половине XIX в. Раздел 7. 7.1. Предпосылки и разработка реформ в России. Раздел 8. 8.1. «Народное самодержавие» Александра III. Раздел 9. 9.1. Достижения российской науки и образования. Раздел 10. 10.1. Основные регионы империи и их роль в жизни страны. Нацио-нальные движения и национальная политика. Раздел 11. 11.1. Общественная жизнь в 1860–1890-х гг. Раздел 12. 12.1. Россия и мир на рубеже XIX–XX вв.: динамика и противоречия.
|
Тема Доп.6. Внутренняя политика Александра.
Победив Наполеона и изгнав захватчиков, страна ждала перемен. Крестьяне надеялись на ослабление крепостного права. Однако мнения различных слоев населения о необходимых переменах разделились. Александр I решил, что готовить реформы лучше узким кругом лиц, не афишируя их и не информируя до поры до времени общество. Российская империя являлась многонациональным государством. В XIX в. в состав России помимо польских территорий, были присоединены земли, населённые финнами и шведами. Особый статус имела также Прибалтика. Россия продвигалась и на Кавказе. В Северном Причерноморье поселились болгары, греки, сербы, гагаузы, а также немцы. При осуществлении реформ требовалось учитывать особенности разных регионов, проводить взвешенную национальную политику в отношении каждого народа.
После войны по решению Венского конгресса 1815 г. Россия получила почти все территории бывшего польского государства. Они получили название Царство Польское. Именно здесь Александр I решил провести «испытание» некоторых преобразований. Царство Польское получило Конституцию: Конституция гарантировала неприкосновенность личности, свободу печати, обязывала использовать польский язык в государственных учреждениях, назначать на государственные, судебные и военные посты только поляков.
Великое княжество Финляндское, вошедшее в состав России в 1809 г., получило широкую автономию в рамках империи. Финляндия была наделена большой самостоятельностью:
Прибалтийские народы жили в трёх западных губерниях России — Эстляндской, Лифляндской и Курляндской. В 1804 г. все прибалтийские крестьяне признавались прикреплёнными к земле, а не к помещику, запрещалась их продажа без земли. Крестьяне объявлялись владельцами своих наделов, они могли передавать участки земли по наследству. Этот закон оказался невыгоден для прибалтийских дворян, потерявших часть своих земель, и в 1816—1819 гг. здесь была отменена крепостная зависимость крестьян от помещиков — крестьяне получили личную свободу, но теряли все права на свои земельные наделы. Собственниками земли объявлялись помещики, крестьяне же могли лишь арендовать землю у помещиков.
Численность населения Сибири постепенно росла: в середине XIX в. здесь проживало около 600 тыс. Все нерусские народы Сибири именовались в то время термином инородцы. С целью упорядочить управление этих территорий в 1822 г. был принят Устав об управлении инородцев. Коренные народы делились на три разряда — бродячие, кочевые и оседлые. Оседлые инородцы (татары, алтайцы, ханты, манси и др.) полностью были приравнены в своих правах к государственным крестьянам. Бродячие инородцы (ненцы, коряки, юкагиры и др.) управлялись родо-племенными князьями. Кочевые инородцы (буряты, якуты, эвенки, хакасы и др.) состав-ляли деление на улусы и стойбища.
В процессе разработки проектов реформ, Александр I стал замечать сопротивление им со стороны большинства дворян. По печальному опыту своего отца он понимал, чем это может ему грозить. Одновременно во всей Европе нарастало революционное движение, вызывавшее у государя опасение за судьбу страны. В связи с этими факторами, Александр начал сворачивать свои реформаторские планы. Более того, началось обратное движение: В 1817 году Министерство народного просвещения было преобразовано государем в Министерство духовных дел и народного просвещения. Это объяснялось тем, что в этот период Александром завладела идея «религиозности». В учебных заведениях значительно увеличили количество часов, отводимых на религиозное обучение. Однако и в этом начинании государь тоже разочаровался, так как не видел его результатов в обществе. В 1824 г. Министерство духовных дел и народного просвещения было расформировано.
ИтогиГлавной причиной неудач реформ была противоречивость их об-щего замысла — сочетать либеральные реформы с сохранением крепостного строя; сочетать конституцию — с самодержавием, освобождение крестьян — с рабовладельческими интересами дворян.
Вопросы для самоконтроля: 1. Какое влияние оказала Отечественная война 1812 г. на власть и общество?
|


.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)