ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 1914-1945 гг.

Раздел 1.
Мир накануне и в годы Первой мировой войны.

1.1. Мир накануне Первой Мировой войны.
1.2. Первая мировая война. 1914—1918 гг.

Раздел 2.
Мир в 1918—1938 гг.

2.1. Распад империй и образование новых национальных государств в Европе
2.2. Версальско-Вашингтонская система международных отношений.
2.3. Страны Европы и Северной Америки в 1920-е гг.
2.4. Итальянский фашизм. Авторитарные режимы в Европе.
2.5. Великая депрессия. Преобразования Франклина Рузвельта в США.
2.6. Германский нацизм. Нарастание агрессии в мире.
2.7. Рост международной напряженности в 1930-х гг. Гражданская война в Испании.
2.8. Страны Азии, Африки и Латинской Америки в 1918-1930-е гг.
2.9. Международные отношения в 1930-е гг.
2.10. Развитие науки и культуры в 1918-1930-х гг.

Раздел 3.
Вторая Мировая война 1939-1945 гг.

3.1. Начальный период Второй Мировой войны.
3.2. 1941 год. Начало Великой Отечественной войны и война на Тихом океане.
3.3. Коренной перелом во Второй Мировой войне.
3.4. Разгром Германии, Японии и их союзников.


ИСТОРИЯ РОССИИ. 1914-1945 гг.

Раздел 4.
Россия в годы Первой Мировой войны и Великой российской ре-волюции 1914-1922 гг.

4.1.Россия и мир накануне Первой Мировой войны
4.2.Российская армия на фронтах Первой Мировой войны
4.3.Власть, экономика и общество в годы Первой Мировой войны. Нарастание революционных настроений.
4.4.Великая российская революция: Февраль 1917 г.
4.5.Великая российская революция: Октябрь 1917 г.
4.6.Первые революционные преобразования большевиков
4.7.Экономическая политика советской власти. «Военный коммунизм».
4.8.Гражданская война: истоки и основные участники
4.9.На фронтах Гражданской войны
4.10.Революция и Гражданская война на национальных окраинах
4.11.Идеология и культуры в годы Гражданской войны

Раздел 5.
Советский Союз в 1920-1930-е гг.

5.1. Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к НЭПу
5.2. Экономическое и социальное развитие в годы НЭПа
5.3. Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.
5.4. Политическое развитие СССР в 1920-е гг.
5.5. Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг.
5.6. Культура советского общества 1920-е гг.
5.7. «Великий перелом». Индустриализация в СССР.
5.8. Коллективизация сельского хозяйства.
5.9. Политическая система и национальная политика СССР в 1930-е гг.
5.10. Культура советского общества 1930-е гг.
5.11. Советское искусство 1930-х гг.
5.12. Русское зарубежье и его роль в развитии мировой культуры.
5.13. СССР и мировое сообщество в 1929-1939 гг.
5.14. СССР накануне Великой Отечественной войны

Раздел 6.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

6.1. Начало Великой Отечественной войны.
6.2. Битва за Москву и блокада Ленинграда.
6.3. Фронт за линией фронта.
6.4. Единство фронта и тыла.
6.5. Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе войны.
6.6. Курская битва. Завершение коренного перелома в ходе войны.
6.7. «Десять сталинских ударов» и изгнание врага с территории СССР.
6.8. Наука и культура в годы войны.
6.9. Освобождение народов Европы. Победа СССР в Великой Отечественной войне.
6.10. Окончание Второй Мировой войны. Итоги и уроки.
6.11. Итоговое занятие.

 

 

Тема 4.11. Идеология и культуры в годы Гражданской войны.

• Пролеткульт
• Рабфак
• Ликбез
• Мешочничество


 

 

 

Перемены в идеологии.

 

Непосредственно накануне прихода к власти В. Ленин и его сторонники довольно идеалистично представляли себе будущее государственное устройство России. Они полагали, что на смену буржуазному государству придёт государство-коммуна в форме Советской республики. В ней будет уничтожен чиновничье-бюрократический аппарат, а функции управления будут осуществлять выборные руководители. На смену регулярной армии придёт всеобщее вооружение народа. В перспективе должно произойти полное «отмирание государства». Однако после прихода к власти взгляды Ленина претерпели изменения. Стало очевидно, что мгновенный переход к новому обществу невозможен. Ленин заявил, что построение социализма является длительным постепенным процессом, который будет продолжаться в течение целой исторической эпохи. В условиях враждебного окружения формой государственного устройства становится диктатура пролетариата в союзе с беднейшим крестьянством, а вся полнота политической власти принадлежит коммунистической партии. Неотъемлемыми частями государственного механизма становились кадровая армия, разветвлённый управленческий аппарат и органы государственной безопасности. В декабре 1919 г. был издан Декрет о ликвидации безграмотности. Затем были созданы Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности («Ликбез») и общество «Долой неграмотность! ». Лозунгом момента стало: «Грамотный — обучи неграмотного! » Проводились мобилизации грамотных «на культурный фронт». По вечерам школьники обучали взрослых — иногда своих родителей и даже бабушек и дедушек чтению, письму и счёту. В 1920—1940 гг. грамоте было обучено около 60 млн взрослых. Большое значение новая власть придавала пропаганде своих идейных установок и политических задач через систему массового образования.

 

Политика новой власти в области образования и науки.

 

Среди основных врагов социалистической революции В. Ленин называл неграмотность. Сразу после взятия большевиками власти была создана Государственная комиссия по просвещению, председателем которой был назначен А. Луначарский. В 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В его основе лежали передовые идеи русских и зарубежных педагогов: поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважение к личности ребёнка, внедрялись элементы самоуправления. Устанавливался принцип бесплатного обучения, для просвещения сельского населения открывались избы-читальни. При этом в борьбе с наследием старого гимназического образования были и перехлёсты: отменялись учебники, сидение за партами, домашние задания, отметки и экзамены. Впоследствии все эти элементы в процесс обучения были возвращены. Преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. При университетах и институтах были созданы рабочие факультеты (рабфаки). К 1925 г. выпускники рабфаков, направляемые на учёбу по партийным и комсомольским путёвкам, составляли половину всех абитуриентов. Государство обеспечивало их стипендиями и общежитиями. Так началось формирование советской интеллигенции. Большевики стремились привлечь к сотрудничеству учёных царской России, особенно тех, кто имел мировое признание. Приоритет отдавался работам, которые способствовали бы укреплению обороны и росту экономики. Учёным обеспечивали относительно сносные по сравнению с другими слоями населения условия жизни и работы. Многие известные учёные считали своим патриотическим долгом работать на благо Родины, хотя и не были сторонниками коммунистической идеи. Плодотворно трудились основоположник теории самолётостроения Н. Жуковский, создатель геохимии и биохимии В. Вернадский, химик Н. Зелинский, биохимик А. Бах, отец космонавтики К. Циолковский, лауреат Нобелевской премии физиолог И. Павлов, биолог и генетик И. Мичурин, биолог К. Тимирязев и др. В 1917 г. Императорская (Петербургская) Академия наук была преобразована в Российскую академию наук (с 1925 г. — в Академию наук СССР), которая стала учреждением, координирующим всю научную деятельность в Советском Союзе. В 1918 г. была основана Социалистическая академия общественных наук. Она была призвана стать мировым центром социалистической мысли. В 1921 г. был создан Институт красной профессуры, который готовил кадры для работы в сфере идеологии.

 

Власть и интеллигенция.

 

В расцвете творческих сил встретили пролетарскую революцию многие деятели культуры Серебряного века. Далеко не все они приняли советскую власть. Многие отбыли в эмиграцию за границу. К середине 1920-х гг. эмигрировало большое число писателей, поэтов, композиторов, певцов, музыкантов, художников: И. Бунин, А. Куприн, А. Глазунов, С. Прокофьев, С. Рахманинов, Ф. Шаляпин, И. Репин, В. Кандинский, М. Шагал и др. Критическую позицию по отношению к реалиям большевистской власти первоначально занимал и М. Горький, что нашло отражение в его цикле статей «Несвоевременные мысли». В 1921 г. он выехал за границу, обосновался в Италии, но не терял связь с Советской Россией. Для целого ряда выдающихся деятелей культуры, таких как А. Ахматова, М. Волошин, М. Пришвин, М. Булгаков, отношения с новой властью складывались непросто. Тем не менее они остались на Родине. При этом искусство переставало быть элитарным. Революция дала мощный импульс культурному развитию, создала возможность участия в культурной жизни самых широких слоёв населения. Многие деятели искусства восторженно отнеслись к революционным переменам. Это нашло отражение в стихах В. Маяковского («Ода революции», «Левый марш») и А. Блока («Двенадцать»), в картинах К. Петрова-Водкина («1918 год в Петрограде») и Б. Кустодиева («Большевик»), в первом советском спектакле «Мистерия-буфф» по пьесе Маяковского в постановке В. Мейерхольда. В сфере культуры набирали силу новые тенденции и явления, их «разброс» отражал идейное многообразие первых революционных лет. Громко заявил о себе созданный в 1917 г. Пролеткульт — радикальная литературно-художественная и культурно-просветительская организация. Проповедуя идею «чистой пролетарской культуры», её руководители призывали выбросить «на свалку истории » культурные достижения и традиции прошлого. Они создавали художественные студии и клубы, которые объединяли склонных к творчеству пролетариев. В поэзии соперничало несколько школ. Большую популярность приобрели произведения футуристов. Значительные изменения произошли в области изобразительного искусства. Строительство нового общества формулировало запрос на яркие формы агитации за коммунистическое будущее. Расцветает искусство плаката, появляются талантливые мастера этого жанра — В. Дени («Деникинская банда», «Кулак-мироед»), Д. Моор («Ты записался добровольцем?», «Помоги!»). Серьёзное внимание уделялось монументальному искусству, которое новая власть также рассматривала как одну из форм пропаганды и агитации. В апреле 1918 г. Ленин подписал декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции ». В результате были демонтированы многие памятники, представлявшие историческую и художественную ценность.В соответствии с большевистским планом монументальной пропаганды был составлен список революционных деятелей, монументы которым следовало установить в первоочередном порядке. Первым был сооружён памятник А. Радищеву в Петрограде (скульптор Л. Шервуд) в сентябре 1918 г.

 

Отношение к Русской православной церкви.

 

Большевики ставили перед собой цель воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе, в котором, как считалось, нет места религиозным предрассудкам. Однако борьба с религией была обусловлена не только материалистической и атеистической идеологией, стремлением к секуляризации общественной жизни, но и желанием устранить конкурента в духовной жизни общества. В декабре 1917 г. был издан декрет о передаче всех церковных учебных заведений в ведение Народного комиссариата просвещения, а также декрет о гражданском браке, в котором церковный брак объявлялся частным делом граждан. В январе 1918 г. было принято решение о реквизиции помещений Александро-Невской лавры в Петрограде для нужд Народного комиссариата государственного призрения. Это вызвало возмущение духовенства и прихожан. Пролилась кровь. В январе 1918 г.был ограблен и убит один из самых авторитетных иерархов митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Патриарх Тихон ответил на политику новой власти посланием, в котором предал гонителей верующих анафеме. Спустя несколько дней был издан Декрет от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Этот декрет послужил основанием для волны массового закрытия храмов и монастырей по всей территории РСФСР. Их имущество и предметы культа конфисковывались «для революционных нужд». Священнослужителей арестовывали, отправляли на принудительные работы. Они были лишены избирательных прав, облагались самыми высокими налогами, их дети лишались возможности получить специальное или высшее образование. В 1918 г. к первой годовщине Октября патриарх обратился к Совнаркому с посланием, в котором упрекал новую власть в том, что она ввергла народ «в небывалое по жестокости братоубийство». Противостояние между советской властью и православной церковью развивалось на фоне разгоравшегося пожара Гражданской войны. Патриарх Тихон старался оставаться над схваткой, ни разу не выступив с безусловной поддержкой Белого движения. В 1919 г. в своём послании православному духовенству он подчеркнул, что «Церковь не связывает себя ни с каким определённым образом правления», и призывал духовенство не участвовать в политической борьбе, подчиняться советской власти, поскольку она «не противоречит вере и благочестию». В то же время большевики продолжили наступление на православную церковь, сосредоточив внимание на разоблачении «народных предрассудков» и «церковного обмана». Набирала обороты начавшаяся в 1918 г. кампания по вскрытию почитаемых верующими мощей святых. Вскрытию подверглись, в частности, раки с мощами Сергия Радонежского и Александра Невского. 29 июля 1920 г. СНК РСФСР принял решение «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе», согласно которому все вскрытые мощи подлежали передаче в музеи или захоронению. Продолжилась и кампания по прекращению деятельности монастырей. В апреле 1920 г. была закрыта Троице-Сергиева лавра. В 1922 г. началось изъятие церковных ценностей в храмах и монастырях.

 

Повседневная жизнь.

 

Гражданская война внесла суровые коррективы в жизнь людей. Смыслом существования для всех стало выживание, а словами-символами повседневности как в городе, так и в деревне — «голод» и «еда». Продовольствия катастрофически не хватало. Чтобы не умереть с голоду, люди занимались кустарными промыслами, торговали на чёрном рынке всем, что представляло хотя бы минимальнуюценность, употребляли в пищу самые простые, нередко плохого качества, а то и вовсе испорченные продукты. «Мысли о еде приобретали навязчивый характер», — писал современник. С начала 1918 г. большевики вынуждены были вернуться к карточной системе распределения продуктов. При этом население было разделено на трудовое и нетрудовое (к последнему относились «бывшие эксплуататоры» и лица свободных профессий). Самые большие пайки получали военные и медики, работавшие в районах эпидемий. За ними шли рабочие наиболее важных промышленных предприятий, нефтяники и шахтёры, железнодорожники и водники. Распределение продуктов было крайне неравномерным. Рабочим военных заводов выдавали в месяц 24 фунта муки, 1—4 фунта крупы, 1—2 фунта сахара, 3—6 фунтов мяса. «Нетрудовые элементы» получали продукты только после удовлетворения нужд трудящихся — от 50 до 250 г хлеба в день. Дома в городах не отапливались. Чтобы обогреть промёрзшие комнаты, применялись небольшие железные печки, которые из-за высокого расхода дров называли буржуйками. Поскольку дров не хватало, их зачастую топили мебелью и книгами из разрушенных усадеб и квартир прежних владельцев.

 

Общественные настроения.

 

Крестьяне в результате революции смогли осуществить свои вековые чаяния о земле. Большевики, поглощённые политической борьбой и разрухой в городе, не имели возможности существенно повлиять на состояние дел в деревне. Большинство крестьян были довольны сложившейся ситуацией, сторонились политической борьбы и пользовались возможностью нажиться на продовольственном кризисе. Однако чрезвычайные меры по сбору продовольствия и массовая мобилизация в Красную Армию волей-неволей втягивали крестьян в орбиту политической жизни. Чрезвычайный налог, насильственное изъятие продовольствия, продразвёрстка, мобилизация лошадей, зачастую сопровождавшиеся произволом продотрядов и злоупотреблениями местных властей, вызвали резкое недовольство. Масла в огонь подливала антирелигиозная политика. Советскую Россию захлестнула волна крестьянских волнений. В ряде районов крестьянство превратилось в главную опору антибольшевистских движений. Белых в деревнях встречали колокольным звоном и хлебом-солью. Но эта эйфория обычно длилась недолго. Буквально через несколько месяцев крестьяне обращали свой гнев уже на белых. Виной тому стала их земельная политика, реквизиции, грабежи и насилие. Недовольство вызывала и мобилизация в белые армии, от которой крестьяне массово уклонялись. В ответ следовали жестокие репрессии — расстрелы, повешения. В 1919 г. в результате прагматичной политики большевиков и разочарования действиями белых в сознании крестьянства происходит перелом. Большинство начинает поддерживать советскую власть.Главной опорой большевиков стали рабочие крупных промышленных центров, прежде всего Петрограда и Москвы. Однако часть главным образом высококвалифицированных рабочих достаточно быстро стала разочаровываться в новой власти. Основной причиной стало снижение уровня жизни, вызванное резким сокращением производства и массовой безработицей. Тем не менее массовых протестов это не вызвало. Исключением стало восстание рабочих Воткинска и Ижевска в августе—ноябре 1918 г., проходившее под лозунгом «За Советы без большевиков». Повстанцы создали народную армию, которая вступила в боевые действия против Красной Армии. После подавления восстания это формирование воевало против большевиков в составе Ижевской и Воткинской дивизий Русской армии адмирала Колчака. Белые в отношении рабочих повели себя недальновидно, подозревая буквально каждого в симпатиях к большевикам. Любая попытка завязать диалог о зарплате, об условиях труда и правах рабочих воспринималась как неповиновение, которое немедленнопресекалось самыми жёсткими методами. От работников предприятий требовали железной дисциплины и беспрекословного подчинения. Первоначальные симпатии к Колчаку в рабочей среде Урала быстро рассеялись. Правительство Деникина отменило все законодательные акты Временного правительства по рабочему вопросу, как и узаконенный большевиками 8-часовой рабочий день. Владельцы предприятий были восстановлены в правах. Любая попытка рабочих выступить в защиту своих экономических интересов, даже в самой мирной форме, воспринималась как большевистская вылазка. Всё это объективно способствовало росту в рабочей среде симпатий к советской власти. Часть политически активной либеральной интеллигенции бежала на юг и примкнула к Белому движению. Но и большинство оставшихся, включая значительную часть школьных учителей, были настроены антисоветски, принимали участие в забастовках и других антиправительственных выступлениях. Исключительно чувствительной стала кампания саботажа государственных чиновников в конце 1917 — начале 1918 г. На какое-то время работа госаппарата была парализована, что подтолкнуло большевиков к созданию новых органов власти и государственных учреждений. Однако уже непродолжительное время спустя многие бывшие чиновники и офицеры, представители интеллигенции активно пошли на службу новой власти. Следует сказать, что среди них было немало людей, искренне веривших в правильность действий большевиков. Однако большинство руководствовалось иными причинами. Громадное психологическое воздействие оказывало ощущение бытовой незащищённости. Люди были поглощены задачей элементарного выживания. В этих условиях становилось не до политики. С 1918 г. в интеллигентской среде начала усиливаться тенденция на сотрудничество с новой властью. Популярным стало мнение, что именно большевики сумели обуздать анархию, совладали с массами и насадили дисциплину, заставили считаться с собой крестьянство, восстановили централизованное управление и создали практически из ничего армию. Советская власть стала воприниматься как наименьшее зло: лучше диктатура пролетариата, чем возврат к старому или диктатура генералов и распад страны. Всё больше в интеллигентской среде большевизм вопринимался как сила, очищающая Россию и всю европейскую цивилизацию от скверны прошлого, от упадничества и деградации. «Жизнь их проходила между реальностью, подлежащей осуждению, и принципом, требующим оправдания существующего, — писала об интеллигенции Н. Мандельштам. — Они то закрывали глаза на действительность, чтобы беспрепятственно подбирать для неё оправдания, то, снова открыв их, познавали существующее. Многие из них всю жизнь ждали революцию, но, увидев её будни, испугались и отвернулись».

 

Внешнее положение Советской России в конце Гражданской войны.

 

Победив в России, социалистическая революция была подавлена в других европейских странах. Мысль о дальнейшем содействии революционному движению по всему миру большевиками не отвергалась, но с течением времени уступала суровой необходимости укреплять собственную безопасность, используя международное коммунистическое движение в качестве одного из факторов защиты от внешней угрозы. Среди эмигрантов было много образованных людей, которые основали большие русские общины в Берлине, Праге, Париже, Нью-Йорке и других городах, внесли весомый вклад в экономику и культуру Европы и Америки. Советская же страна лежала в развалинах, её экономика рухнула. На внешнеполитической арене Россия более не рассматривалась как великая держава. Первая мировая и Гражданская войны окончились для России территориальными потерями. Стали самостоятельными государствами Финляндия, Польша, Прибалтика. Были отторгнуты земли Западной Украины и Западной Белоруссии, Бессарабия, часть Армении. Ответственность за российскую смуту несут все стороны: белые, красные, интервенты. Последние сделали немало, чтобы Гражданская война приняла максимально ожесточённый характер. И после войны западные страны не теряли надежду, что советское государство вскоре развалится — теперь уже под грузом экономической разрухи. И тогда его можно будет вновь оккупировать, разделив на сферы интересов ведущих держав. Советская Россия (с 1922 г. — СССР) продолжала чувствовать себя в положении «осаждённой крепости». Кажущийся парадокс Гражданской войны состоит в том, что именно большевикам-интернационалистам удалось сохранить государственность, суверенитет и, хотя в усечённом виде, целостность России. Белые генералы, на словах отстаивая национальные интересы страны, вольно или невольно подчинились жёсткому диктату западных держав, которые преследовали исключительно собственные интересы. Не случайно на Парижскую мирную конференцию 1919—1920 гг., которая подвела итоги Первой мировой войны, не были приглашены не только большевики, но и представители белых правительств. С победой красных в Гражданской войне в Советской России было воссоздано российское цивилизационное пространство.

 

Итоги

В годы Гражданской войны идеологические ориентиры партии большевиков трансформировались. Идею государства-коммуны сменила концепция государства диктатуры пролетариата во главе с коммунистической партией.

Образование, наука и культура в новом обществе должны были решать не только социальные, но и политические задачи. Религия и церковь рассматривались как пережитки старого строя, подлежащие постепенной ликвидации.

Основным содержанием повседневной жизни большинства населения страны в годы Гражданской войны стала необходимость выживания в необычайно тяжёлых условиях разрушения привычного жизненного уклада, потери близких, отсутствия или дефицита жилья и питания. В этой тяжёлой ситуации политика большевиков сочетала жёсткость, прагматизм и умение работать с основными группами населения.

В результате, несмотря на все трудности, большая часть рабочих, крестьянства и интеллигенции встала на сторону большевиков. Гражданская война завершилась сохранением России как единого государства, ставшего ядром последующего объединения большинства народов бывшей империи. Но война закрепила заложенную ещё в предыдущее время традицию решать политические и социальные проблемы с опорой на силу.

Лидеры ведущих западных держав рассматривали Советскую Россию в качестве изгоя. Несмотря на проигрыш белых, полноценными победителями в Гражданской войне нельзя назвать ни одну из сторон. Огромный ущерб был нанесён всему российскому обществу.

 

 

 

 


 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие мероприятия большевиков в области культуры можно назвать революционными? Назовите не менее трёх таких мероприятий.
2. Что такое пролетарская культура? Решением каких задач занимался Пролеткульт?
3. В чём, на ваш взгляд, заключались противоречия культурной политики большевиков в послереволюционный период? Сформулируйте не менее трёх противоречий.
4. Используя дополнительные источники информации, изучите деятельность Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности. Какие цели преследовали большевики, борясь с неграмотностью?