ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 1914-1945 гг. Раздел 1. 1.1. Мир накануне Первой Мировой войны. Раздел 2. 2.1. Распад империй и образование новых национальных государств в Европе Раздел 3. 3.1. Начальный период Второй Мировой войны. ИСТОРИЯ РОССИИ. 1914-1945 гг. Раздел 4. 4.1.Россия и мир накануне Первой Мировой войны Раздел 5. 5.1. Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к НЭПу Раздел 6. 6.1. Начало Великой Отечественной войны.
|
Тема 2.10. Развитие науки и культуры в 1918-1930-х гг.
Развитие промышленности во второй половине ХIХ - начале ХХ в. принято называть второй промышленной революцией или технологической революцией. Главная особенность - внедрение в производство достижений науки. ![]() Наибольшее значение имели:
ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ ![]() Принцип выработки электроэнергии был открыт Фарадеем в конце 1820 -х гг. В 1869 г. была изобретена динамо-машина. Были разработаны способы передачи электроэнергии по проводам. Дальнейшее усовершенствование электрогенераторов и электродвигателей было связано с работами Николы Теслы. ![]() Электрификация стала основой технического прогресса. ![]() Электроэнергию стали использовать и на транспорте (трамваи, поезда). При помощи электричества стали производить сталь, алюминий. Русский учёный Александр Лодыгин изобрёл лампу накаливания, усовершенгствованную американецем Томасом Эдисоном. Американец Александр Белл в 1876 г. создал телефон. Открытие Герцем радиоволн привело к созданию русским Александром Поповым радио в 1895 г. Немец Рентген открыл X-лучи, позволяющие видеть внутреннее строение предметов. ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ![]() Создание ДВС связано с именами Этьена Ленуара, Николауса Отто и Рудольфа Дизеля. В 1880-е гг. были построены первые автомобили. Открытия в химии способствовали развитию нефтепереработки. В 1903 г. поднялся в воздух первый самолёт - изобретение американцев братьев Райт. В 1913 г. произведены первые российские самолёты конструкции Игоря Сикорского. ![]() Значительную роль в успехах авиации сыграли исследования Николая Жуковского, создателя аэродинамики. В 1920—1930-е гг. началось массовое производство машин и механизмов, работающих на электричестве или ДВС. В промышленности всё чаще использовали автоматические станки, началось регулярное пассажирское авиасообщение, стало широко распространяться радио. ТЕЛЕВИДЕНИЕ И БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ ![]() Прорыв в деле создания телевидения был совершён после изобретения Владимиром Зворыкиным в 1931 г. передающей телевизионной трубки (иконоскоп). Появляются всё более совершенные образцы новых видов домашней бытовой техники: холодильники, стиральные машины, электрические утюги, тостеры и т. д.
ОТКРЫТИЯ В ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКЕ Важнейшие научные исследования проводились в тот период в сфере физики, химии, биологии, медицины и т. д. В начале XX в. активно изучали структуру атома, открыли кванты, начали разработку квантовой механики. ![]() Стремление к познанию мира привело к открытию первых элементарных частиц, из которых состоит атом: электрона (1897), протона (1919), нейтрона (1932). В 1905 г. появилась специальная теория относительности, а в 1916 г. — общая теория относительности Альберта Эйнштейна. Учёный изменил представления о пространстве и времени и, показав их относительность, поставил человечество перед лицом принципиально новых проблем — ядерных и космических. Химия вплотную подошла к созданию искусственных материалов с заданными свойствами. Были созданы: искусственный шёлк и синтетический каучук, азотные удобрения. ![]() В медицине больших успехов достигли микробиология и фармакология. В 1922 г. впервые успешно был применён инсулин. Огромное значение имело открытие Александром Флемингом в 1929 г. первого антибиотика — пенициллина.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ![]() Американский инженер Тейлор предложил повысить эффективность производства, максимально сузив функции отдельного работника. Весь процесс изготовления какого-либо изделия он разбил на отдельные простейшие стадии и операции. Внедрение такого метода позволяло сократить издержки на обучение рабочих и резко повышало производительность труда. Теорию Тейлора стал широко использовать на своих автомобильных заводах Генри Форд. Форд также решил не экономить на рабочих, а напротив, повысил им зарплаты, компенсируя этим однообразный и рутинный труд на конвейере. Рост продаж резко повысил прибыли Форда.
![]() В 1883 г. американц Максим изобрёл скорострельный пулемёт, работавший от энергии выстрела. Автоматическое стрелковое оружие, созданное конструкторами разных стран, к середине ХХ в. стало основой вооружения солдат всех армий мира. С середины ХIХ в. в разных странах, в том числе в России, начали строить подводные лодки, которые стали мощным средством борьбы с надводными судами. Мощный толчок для развития военной техники дала Первая мировая война. Впервые самолеты применила Болгария во время Первой Балканской войны. Первоначально самолёты наряду с аэростатами служили только средством разведки, а также корректировки артиллерийского огня. Затем на них стали подвешивать бомбы для ударов по сухопутным войскам. Начались бои между самолётами. ![]() Установить пулемёты на них первоначально не могли, поскольку огонь из них нужно было вести через вращающийся винт. В августе 1914 г.русский пилот Пётр Нестеров первым в истории применил воздушный таран. С конца 1914 г. пулемёт стали совмещать с главной осью самолёта. Небо стало ареной ожесточённых воздушных боёв. За годы Первой мировой войны удалось увеличить мощность двигателей, скорость и потолок полётов, грузоподъёмность летательных аппаратов. Совершенствование авиации продолжалось и в период между двумя мировыми войнами. На смену машинам из дерева и тканей пришли самолёты из алюминия. ![]() Создавались всё более мощные моторы разных типов, разрабатывались всё более совершенные навигационные приборы. Стали возможны межконтинентальные перелёты. В годы Первой мировой войны было создано и применено первое оружие массового поражения — химическое оружие. В России развернули массовое производство угольных противогазов конструкции химика Зелинского, что значительно снизило потери русской армии от химического оружия. Появление в 1916 г. танков и новых видов артиллерии усилило огневую и ударную мощь наступающих войск.
Рубеж XIX—XX вв. в Европе - время революционных изменений в культуре и искусстве, в том числе время появления новых художественных течений. Так, наряду с символизмом и модерном, формировавшимися с конца XIX в., в искусстве появляется модернизм. Модернизм — общее название художественных направлений, представители которых отказывались от реалистических традиций изображения действительности. В стилевом измерении началом модернизма считают французский импрессионизм, а итогом — абстрактный экспрессионизм. ![]() Наступила эпоха роскоши, частой смены моды, которую диктовали производители дорогостоящей одежды, дорогих продуктов. Но большинство жителей Запада могло позволить себе только очень скромную жизнь. В то же время экономические успехи облегчили решение многих острых проблем. Развернулось массовое жилищное строительство. Это дало толчок развитию архитектуры. Архитектура начала XX в. так же находилась под воздействием модернизма (функциональность, орнаментальность, цветочный декор). Особенно показательны произведения испанца Гауди (собор Саграда Фамилия в Барселоне). Модернизм обусловил формирование конструктивизма и функционализма в архитектуре, стремящихся к простоте и лёгкости сооружений. Выдающийся французский архитектор Ле Корбюзье развивал принцип функционализма, в соответствии с которым всё в здании должно служить конкретным нуждам человека. Спроектированные архитектором дома, общественные здания и даже церкви предоставляют человеку как можно больше пространства. На крышах домов архитектор размещал сады. Линии его зданий, если это требовалось, причудливо изгибались.
Наряду с архитектурой серьёзное воздействие на изобразительное искусство модернизма оказал театр и, прежде всего, такие жанры, как опера и балет. Для живописи модернизма характерны плоскостность и орнаментальность. В 1920-е гг. расцветает возникшее на грани веков течение, получившее название авангардизм. ![]() ![]() Авангардисты, отказываясь от традиционных норм искусства, стремились найти его новые формы, соответствующие духу технического прогресса и последних достижений науки. Авангардизм породил множество разнообразных направлений. Широкую известность получила живопись Василия Кандинского, Казимира Малевича. ![]() Абстракционисты, увлечённые промышленной революцией, создавали образы людей и природы в виде геометрических фигур и вообще были готовы отказаться от изображения реальности, сведя её к квадратным линиям и кубическим формам (кубизм). Выдающимся кубистом был Пабло Пикассо. Другим успешно развивавшимся авангардистским течением был сюрреализм. В его основе лежал принцип отказа от традиционной логики и обращение к психологическим идеям о подсознании. Художник-сюрреалист Сальвадор Дали широко использовал в своём творчестве метод искривления пространства.
В первой половине XX в. модернизм в литературе проявляется в произведениях: роман Джеймса Джойса «Улисс» (1922), в творчестве Марселя Пруста, Франца Кафки. В середине 1920-х гг. в поле литературы входит новое понятие «магический реализм» (Хорхе Борхес, Габриэль Маркес и др.). Во многих литературных произведениях этого периода звучала острая критика капиталистического образа жизни. Пьеса немецкого драматурга Бертольда Брехта «Трёхгрошовая опера» показывала «дно», изнанку процветающих городов. К теме нравственного разложения западного общества обратился и американский писатель Теодор Драйзер. В романе «Американская трагедия» он прослеживал путь среднего американца к преступлению и наказанию. Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк главной темой творчества избрал величайшее потрясение в жизни своего «потерянного поколения» — бессмысленную кровавую бойню Первой мировой войны («На Западном фронте без перемен»). Об этом же писали американец Эрнест Хемингуэй в романе «Прощай, оружие!» и др.
![]() История кино началась в декабре 1895 г. В Париже на бульваре Капуцинок состоялся первый публичный киносеанс. Его организовали братья Люмьер, которые запатентовали первый киноаппарат и назвали его «кинематограф». Первые сцены: «Выход рабочих с фабрики», «Завтрак младенца», «Игра в покер», «Прибытие поезда». Однако зрелищем кино становится, начиная с творчества француза Жоржа Мельеса в 1896—1913 гг. («Фауст и Маргарита», «Золушка», «Жанна д’Арк», «Путешествие на Луну» и др.). ![]() Звуковым кино становится в 1927 г. («Певец джаза»). Для придания цвета кинопленка раскрашивалась вручну до 1930-х гг., когда появится цветная плёнка. После Первой мировой войны кинематограф превратился в общедоступное развлечение. Звук сделал кино более действенным, позволил использовать его для пропаганды. Лидером по количеству снимаемых фильмов стал Голливуд — американская «фабрика грёз». Большинство американских фильмов заканчивались хеппи-эндом — счастливым концом. Зрители шли в кинотеатры, чтобы отвлечься от повседневных проблем и трудностей. Более реалистичными были картины великого кинорежиссёра и актёра Чарли Чаплина. Его лучшие фильмы были немыми, но блестящая игра актёров, заставляла миллионы людей рыдать над судьбой бедняков, борющихся за свой шанс на счастье. В СССР выдающимися кинорежиссёрами становятся Сергей Эйзенштейн, Василий Пудовкин, Александр Довженко, Григорий Александров. Фильм Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» о революции 1905 г. был признан лучшим фильмом всех времён и народов критиками, кинорежиссёрами и публикой.
Западноевропейская музыкальная культура в конце ХIХ — начале XX в. испытывает влияние романтизма. Однако формировались и новые направления. В итальянской опере под влиянием произведений Эмиля Золя в конце XIX — начале XX в. развивается веризм (от итал. vero — истинный, правдивый). Импрессионизм появляется в музыке в конце 1890-х гг. Однако новый этап в развитии западноевропейской музыки связан с экспрессионизмом (от франц. expression — выражение). В 1920—1930-е гг. на смену экспрессионизму приходит неоклассицизм, что обусловлено желанием композиторов вернуться к ясности мышления, гармонии и фактуры музыкального произведения. В целом музыкальная культура Старого и Нового Света демонстрировала в первой половине XX в. многообразие национальных традиций, в том числе за счёт обращения к фольклору, джазу, который обрёл популярность.
Фашистские режимы широко использовали культуру для распространения своих идей. Сфера культуры попала под полный контроль государства. Часть деятелей культуры оказалась в эмиграции, другие стали сотрудничать с режимом. В гитлеровской Германии Министерство народного просвещения и пропаганды во главе с Йозефом Геббельсом пощрялась проза, вошедшая в историю немецкой литературы под названием «Кровь и почва», романы и повести на исторические темы. Немецкое киноискусство было полностью поставлено под контроль государства. Документальные фильмы «Победа веры» (1933), «Триумф воли» (1935) воспевали Гитлера, идеи нацизма. В фильме «Олимпия» (1936—1938) (об Олимпийских играх в Берлине) просматривалось стремление отразить становление «нового общества» и порождённого им «сверхчеловека». ![]() Третий рейх выдвинул новых архитекторов, ставших основателями особого «имперского стиля». Одним из примеров этой архитектуры служит комплекс сооружений Имперского комплекса съездов нацистской партии в Нюрнберге. В Италии Муссолини провозгласил лозунг возрождения величия Римской империи. В стремлении подражать античной архитектуре создавались обширные проспекты и парадные площади для проведения шествий и манифестаций. Официальными направлениями архитектуры стали неоклассицизм и символизм.
Появление массового общества привело к рождению массового спорта. В школах, университетах появился предмет «Физическая культура». Спорт считался важным условием формирование нового, более совершенного человека, о чём в начале ХХ в. много говорили мыслители того времени. ![]() Кроме того, о развитии спорта среди молодёжи заботились военные, считая это важным условием подготовки будущих солдат. Любители спорта объединялись в добровольные общества, создавались спортивные команды, стали проводиться соревнования по разным видам спорта, в том числе международные. В 1891 г. прошёл первый чемпионат Европы по лёгкой атлетике. Многие полагали, что спортивные соревнования между представителями разных стран могут заменять вооружённые столкновения между ними. Рост интереса к истории породил идею возрождения Олимпийских игр. В 1894 г. по инициативе видного французского общественного деятеля барона Пьера де Кубертена в Париже прошёл Международный атлетический конгресс, на котором было решено возродить Олимпийские игры. Они должны были проводиться каждые 4 года. Был создан Международный олимпийский комитет (МОК). Первые игры состоялись в 1896 г. в Афинах. В них участвовал 241 спортсмен из 14 стран в 9 видах спорта. Вторые игры, в которых впервые участвовали и женщины, прошли в 1900 г. в Париже. С 1924 г. стали проводить отдельные летние и зимние Олимпийские игры. В 1908 г. был принят особый документ о целях олимпийского движения, позже названный Олимпийской хартией. В нём говорилось: «Олимпизм стремится к созданию образа жизни, основанного на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам… Целью олимпизма является становление спорта на службу гармоничного развития человека, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства». На VIII Олимпийских играх в Париже в 1924 г. появился олимпийский девиз «Быстрее, выше, сильнее!».
ИтогиНаучные открытия привели к кардинальному изменению представления людей об окружающем мире. Новая техника оказала огромное влияние на образ жизни. В сфере культуры в первой половине ХХ в. также происходили грандиозные перемены.
Вопросы для самоконтроля: 1. Как технологическая революция повлияла на изменение роли науки в жизни общества? Приведите конкретные примеры. Каковы были её важнейшие достижения?
|