СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Тема 5.7. Элементы психики и сознания

 


1. Элементы психики человека
2. Категории и понятия


 

Элементы психики человека

С высшими животными человека роднит наличие психики – совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятие, эмоции, память и т.п.). А отличает от животных наличие сознания – высшей формы психики.

Одним из первых, кто описал сложную структуру психики был австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Созданные им принципы психоанализа объясняют некоторые загадки животного поведения человека, тайны его подсознания.

В структуре личности Фрейд выделил три компонента: «Оно» (подсознание), «Я» (сознание) и «Сверх-Я» (сверхсознание).

Подсознание («Оно») включает:

— биологические потребности (сексуальные желания, потребность в пище, воде, воздухе, тепле, движении и т.д.);

— вытесненные желания (затаенная обида, компрометирующие поступки, нереализовавшиеся мечты, безответная любовь, и т.п.).

Подсознание – это и социальное дно личности, сточная канава, куда сливаются все неудачно прожитые мгновения, и кладовая природных запасов души, инстинктивной психологической энергии. Подсознанием правит принцип удовольствия, с которым человек всегда борется, заставляя себя делать то, что не нравится.

Сознание, или «Я» («Эго») – компонент личности, управляющий нашими контактами с внешним миром. В процессе воспитания человек приучается ограничивать себя. Включается принцип реальности. Он вынуждает нас слушаться рассудка, логических аргументов, извлекать из всего выгоду, манипулировать обстоятельствами и людьми, всё подвергать критике и сомнению, скрывать мысли и чувства от окружающих. Этот принцип делает нас не только бездушными и прагматичными, но и предприимчивыми, расчетливыми, способными добиваться успеха, решать сложные задачи.

Сверхсознание («Сверх-Я») – это закрепившиеся в человеке культурные нормы (правила, требования, запреты, законы), среда обитания нравственных чувств.

Русский социолог П.Сорокин относил к сверхсознанию только нравственные законы, которые являются абсолютными и вечными, в отличии от законов логики и социальных норм, которыми руководствуется наше «Я», являющиеся относительными и временными. Нравственное совершенствование – восхождение вверх, к Богу, Любви к ближнему, Состраданию, Совести, Милосердию, Чувству Вины, Долга и др.

— Инстинкты и рефлексы (от мигания, чихания, кашля до добывания пищи, самосохранения, заботы о детях и др.; это сфера жизни, которая не контролируется и полностью задана природой).

— Потребности (подробнее о них – в следующем пункте).

— Привычки (например, закрывать за собой дверь, чистить зубы и др.; они как инстинкты и потребности действуют автоматически, неосознанно, но приобретаются путем тренировки).

— Мотивы (побудители действия, причины поведения; например, мотивами учебной деятельности могут быть интерес, поступление в вуз и др.).

— Чувства: ощущения (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус); эмоции (обида, радость, страх и др.); социальные чувства (любовь, уважение, сострадание, др.).

— Рассудок (способность мышления, позволяющая оперировать понятиями, классифицировать факты и явления, сравнивать их, обобщать, выделять главное, приводить знания в систему).

— Разум (способность мышления, позволяющая творчески преобразовывать действительность, создавать новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем познания).

— Дух (высшее психическое свойство личности, объединяющее в себе мышление (рассудок и разум) и социальные чувства (доброта, любовь, сострадание, отзывчивость и др.), а также совесть, веру в Бога и др.).

Все три высшие этажи психики: рассудок, разум, дух – выражают с разных сторон одно и то же – сознание – способность отражать, воспроизводить действительность.

 

• Инстинкты и рефлексы – то, что совершенно нами не контролируется и полностью задано природой.

• Потребности – ощущаемое, переживаемое состояние организма или психики, сопровождаемое дискомфортом и не имеющее субъективного смысла.

• Привычки – установленная схема (стереотип) поведения в определённых ситуациях, приобретённые нами способы удовлетворения потребности и реагировать на инстинкты; результат научения и обучения, чаще всего сознательного и целенаправленного, реже – стихийного.

Привычки бывают: временные и постоянные, индивидуальные и коллективные.

Элементы человеческой психики и сознания

• Мотивы – осмысленные побудители действия; разумно объяснённая причина поведения.

• Чувства – чувственное составляющее нашего сознания.

Комбинацию чувств называют темпераментом.

• Темперамент – тип психического склада индивида.

• Рассудок – способность к дедукции и индукции.

• Разум – умение находить оригинальное решение в неожиданной ситуации.

• Дух – внутреннее развитие человека.

Элементы человеческой психики и сознания

Все перечисленные выше элементы внутреннего мира человека образуют сложные конфигурации. Одной из таких конфигурацией выступает деятельность.

• Деятельность – внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием.

Элементы человеческой психики и сознания

Структура деятельности

субъекты (человек, группа лиц, организации, институты)

- их потребности и интересы, определяющие мотивы деятельности

- цели, как идеальные прообразы потребных предметов

- средства

- объект (на что направлены усилия субъекта)

- сама деятельность (сама деятельность + поведение

 



 

Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2014. – 312 с.

Глава 3
§ 9 стр. 58-65

Составление конспекта по плану:

1. Неоклассическая экономическая теория.
2. Кейнсианство.
3. Монетаризм.
4. Институционализм.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для закрепления и повторения:

1. Постарайтесь самостоятельно описать, в чем заключается тот или иной вид познания и в чем их различия.
2. Какие формы познания вы знаете? Объясните их содержание?
3. Что такое истина, как она проверяется?
4. Что такое научное познание, чем оно отличается от обыденного?
5. Перечислите основные методы научного познания.