СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Тема 3.5. Формы участия граждан в политической жизни

 


1. Понятие правового статуса человека и гражданина.
2. Избирательная система и избирательный процесс.
3. Понятие референдума и порядок его проведения.


 

Понятие правового статуса человека и гражданина.

Правовой статус человека и гражданина - это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве.

Правовой статус человека и гражданина, главное содержание которого составляют права и обязанности, закрепляется всеми без исключения отраслями российского права, однако ведущая роль принадлежит конституционному праву, устанавливающему основы правового статуса человека и гражданина.

Особый характер основ правового статуса человека и гражданина состоит в том, что они включают в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность как для человека, так и для государства.

Содержание основ правового статуса человека и гражданина образуют следующие элементы.

Конституционная правоспособность и дееспособность.
правоспособность означает способность лица иметь конституционные права и нести обязанности (возникает в момент его рождения и прекращается смертью).
дееспособность - способность лица своими действиями приобретать и осуществлять конституционные права, создавать для себя конституционные обязанности и исполнять их (в полном объеме возникает по достижении 18-ти летнего возраста (ст. 60 Конституции РФ).

Однако общая конституционная дееспособность может не совпадать со способностью осуществлять отдельные виды прав. Так, ст. 97 Конституции РФ устанавливает, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, а Президентом РФ - гражданин, достигший возраста 35 лет (ст. 81 Конституции РФ). В отдельных установленных законом случаях совершеннолетний гражданин может быть признан недееспособным либо ограничен в дееспособности. Это возможно только по вступившему в законную силу решению суда.

Гражданство

Рис. 1. Обязанности гражданина РФ

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина

Конституционные права и обязанности гражданина РФ:

Обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы (ст. 15 Конституции РФ).

Строгое соблюдение Основного Закона государства всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями является одним из важнейших условий поддержания режима законности и правопорядка в стране.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Рос-сийской Федерации. (ст. 59 Конституции РФ). Граждане России несут военную службу в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе».

* Данный закон предусматривает прохождение военной службы по призыву или в добровольном порядке (по контракту).

Конституция РФ предоставляет возможность замены военной службы альтернативной гражданской в случае, если несение военной службы противоречит убеждениям лица или его вероисповеданию.

Обязанность платить законно установленные налога и сборы (ст. 57).

Налоги - это форма принудительного изъятия государством в свою собственность части имущества (денежных средств), принадлежащего населению.

В любом государстве налоги составляют основу доходной части бюджета, которая обеспечивает нормальное функционирование государственной власти, оборону и безопасность страны, осуществление государствам социально-экономических программ, проведение политики в сфере борьбы с преступностью, в сфере охраны окружающей природной среды и многое другое.

Конституция РФ установила очень важное положение, согласно которому налоги может устанавливать только закон. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться законно установленными.

Обязанность охранять окружающую природную среду (ст. 58). Природа как основа жизнедеятельности человеческого общества нуждается в особой правовой охране, поэтому обязанность сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к природным богатствам получила закрепление на конституционном уровне.

Кроме того, в Российской Федерации действует целый ряд законов, направленных на конкретизацию конституционной обязанности по охране окружающей природной среды. К ним относятся Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. (в редакции от 2 июня 1993 г.) «Об охране окружающей природной среды», Федеральный закон от 3 марта 1995 г. «О недрах». Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. «О животном мире» и др.

Рис. 2. Выборы

Избирательная система и избирательный процесс.

Избирательная система - это порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования. В нее входят два компонента - избирательное право и избирательный процесс.

Избирательное право - это часть конституционного права, которое включает и Конституцию, избирательные законы («О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной думы Российской Федерации и др.).

В узком смысле избирательное право - это политическое право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право) в органы государственной власти и местного самоуправления. В РФ право избирать имеют граждане с 18 лет; право быть избранным в представительный орган - с 21 года, главой администрации субъекта РФ - по достижении 30 лет, Президентом РФ - с 35 лет. Выборы всеобщие, равные, прямые, при тайном голосовании.

На основе избирательного права реализуется избирательный процесс.
Для него характерны следующие стадии:
подготовительная (назначение даты выборов, формирование избирательных комиссий, регистрация и учет избирателей);
выдвижение и регистрация кандидатов;
предвыборная агитация и финансирование выборов;
голосование и подведение итогов выборов.

Существует два типа избирательной системы:
- мажоритарная;
- пропорциональная.

При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов.

Выделяют две разновидности мажоритарной системы:
- абсолютного большинства (победитель должен получить 50%+1% голосов, если такого нет, назначается второй тур голосования для двух кандидатов, набравших в первом туре наибольшее количество голосов);
- относительного большинства (побеждает тот, кто набрал голосов больше, чем каждый из его соперников).

Положительная сторона мажоритарной системы: избиратели голосуют за личность, которую знают и поэтому депутаты и избиратели связаны прочным обещанием.

Недостаток - голоса избирателей, отданные за непобедивших кандидатов, пропадают, а победитель (особенно при системе относительного большинства) избирается иногда меньшинством избирателей.

Пропорциональная избирательная система - это способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией количеству голосов.

Пропорциональная избирательная система имеет две разновидности.

Первая предполагает избрание от каждого округа нескольких кандидатов - представителей той или иной партии. Число мест распределяется пропорционально числу завоеванных партиями голосов. Вторая состоит в том, что избиратели голосуют не за личности от партий, а за партийные списки в масштабах всей страны.

Положительные черты пропорциональной системы в том, что с ее помощью в органах власти представлена реальная картина расстановки политических сил в стране. Избранные депутаты составляют в парламенте партийную фракцию и сообща решают задачи своей партийной программы.

Недостатки пропорциональной системы: в условиях существования десятка политических партий в парламенте образуется множество мелких фракций, что осложняет его работу. Поэтому в России суще-ствует так называемый заградительный барьер для мелких партий. Партии, набравшие менее 7% голосов, депутатских мест в парламенте не получают. Голоса, отданные за эти партии, делятся пропорционально между партиями - победителями. Еще один недостаток этой системы - избиратель голосует за партийные списки, за абстрактные фамилии.

В ряде стран существует смешанная мажоритарно-пропорциональная система (половина депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая - по пропорциональной).

Формы избирательной системы
1) Пропорциональная
2) Мажоритарная
3) Смешанная

Выборы в Государственную Думу происходили раньше по смешанной системе, сейчас - по пропорциональной, выборы президента РФ - по мажоритарной.

Понятие референдума и порядок его проведения.

В мировой практике референдум — это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства.

Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях.

Другой распространенный повод проведения референдума — желание государственной власти получить одобрение какого-то своего акта, когда она не решается брать на себя ответственность.

Исход референдума может иметь императивное значение, и тогда следует утверждение законодательного акта или отклонение его, отставка правительства и т. д. Такие референдумы, если они предусмотрены конституциями, иногда называют «контрольными».

Разновидностью референдума является плебисцит, который применяется для легитимизации того или иного государственного лидера или действий органов власти. Часто так называют опрос населения с целью определения судьбы какой-либо территории.

По своей процедуре плебисцит практически не отличается от референдума. К плебисцитам часто прибегали авторитарные правительства, добивавшиеся поддержки народа. Инициатива референдума может исходить и от избирателей (Италия, США) или субъектов федерации (Швейцария). В этих случаях он часто приобретает антиправительственную направленность. Возможна ситуация, когда референдум носит чисто факультативный характер.

Конституция РФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. Первый такой закон был принят в 1995 г. Ныне действует Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации".

Организация и проведение референдума

1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании.
2. Граждане РФ имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.
3. Граждане РФ участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.
4. Гражданин РФ голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.
5. Участие гражданина РФ (далее также - гражданин) в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
6. Голосование на референдуме (далее - голосование) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина РФ, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

Федеральным конституционным законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум.

Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции РФ. На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором РФ. Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с Федеральным конституционным законом с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором РФ.

Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоречить Конституции РФ, ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

На референдум не могут выноситься вопросы:
1. об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ;
2. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
3. об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ;
4. о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
5. об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
6. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
7. отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума (ст. 7 ФКЗ):
1. военное или чрезвычайное положения, введенное на территории РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения;
2. введение в отдельных местностях РФ военного или чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом;
3. последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ на основании решения уполномоченного федерального органа;
4. период между официальным опубликованием решения о назначении референдума и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов.

Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.
Подготовка и проведение референдума осуществляются открыто и гласно. Государство обеспечивает информирование граждан РФ о порядке и сроках подготовки и проведения референдума, ходе кампании референдума, об итогах голосования и о результатах референдума.

Инициатива проведения референдума принадлежит:
1. не менее чем 2 миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них;
2. Конституционному Собранию - в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции РФ;
3. федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным договором РФ и настоящим Федеральным конституционным законом.

Назначение референдума

Референдум назначает Президент РФ. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд РФ рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту РФ. Решение Конституционного Суда РФ подлежит незамедлительному опубликованию.

Если Конституционный Суд РФ признал инициативу проведения референдума соответствующей Конституции РФ, Президент РФ не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда РФ назначает референдум.

При назначении референдума Президент РФ определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума.

Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории РФ.



 

Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2014. – 312 с.

Глава 5
§ 1 стр. 112-125

Составление конспекта по плану:

1. История проведения референдумов в СССР.
2. Современная организация местного самоуправления в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для закрепления и повторения:

1. Что такое политическая правоспособность?
2. Чем правоспособность отличается от понятия политическая деспособность?
3. Что такое референдум, в каких случаях он проводится?
4. Чем референдум отличается от плебесцита?
5. В каких случаях референдум не может быть проведен?