СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Тема 4.4. Социальное взаимодействие

 


1. Социальное действие
2. Социальное взаимодействие


 

Социальное действие

Изначально общество понимается как определенный порядок, то есть система поддержания и регулирования жизни набором правил, изначально существующих или установленных между людьми.

В основе этого порядка - естественные права, присущие самой природе. Люди в той или иной степени осознают наличие этого порядка, поддерживают его при помощи обычаев, традиций или закрепляют его юридически. Но в любом случае оправдание обществом этого порядка, его справедливости основывалось на процедуре признания его правомочности (легитимности). Поведение людей становилось таким образом понятным (доступным для понимания, предсказуемым) и управляемым.

Позднее в науке появилось понятие «социальная система». Один из самых ранних анализов социальной структуры был проведен Марксом, который показал существование зависимости всех сфер жизни от экономики.

Основными элементами социальной структуры общества выступают:

социальные общности, социальные институты, социальные группы, социальные организации.

Социальное действие - это любое проявление социальной активности, ориентированное на других людей. Следует различать социальное действие и социальное взаимодействие.

Социальное взаимодействие

Социальное взаимодействие — это процесс обмена социальными действиями между двумя социальными субъектами и более, процесс непосредственного или опосредованного воздействия этих субъектов друг на друга.

Социальное взаимодействие является основной жизненной потребностью человека, поскольку человек, лишь взаимодействуя с другими людьми, может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей и интересов, реа-лизовать свои ценностные и поведенческие интенции.

Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или, иначе говоря, взаимопонимание между сторонами. Если стороны «говорят на разных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.

Взаимодействие — это всегда коммуникация. Однако не стоит отождеств-лять взаимодействие с обычным общением, т. е. обменом сообщениями.

Это гораздо более широкое понятие, поскольку предполагает не только прямой обмен информацией, но и косвенный обмен смыслами.

Действительно, два человека могут не говорить ни слова и не стремиться ничего сообщать друг другу иными средствами, однако уже тот факт, что один может наблюдать за действиями другого, и другой знает об этом, делает любую их активность социальным взаимодействием.

Если люди совершают на глазах друг у друга какие-то действия, которые могут быть (и непременно будут) как-то интерпретированы противоположной стороной, то они уже обмениваются смыслами. Человек, который находится в одиночестве, будет вести себя немного иначе, чем человек, который находится в обществе других людей.

Следовательно, социальное взаимодействие характеризуется такой чертой, как обратная связь. Обратная связь предполагает наличие реакции. Однако эта реакция может и не последовать, но она всегда ожидается, допускается как вероятная, возможная.

Питирим Сорокин выделил обязательное условие социального взаимодействия:
участники взаимодействия должны обладать органами чувств, т. е. средствами, позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику, жесты, интонации голоса и т. д.;

Взаимодействие может рассматриваться как на микроуровне, так и на макроуровне. Взаимодействие на микроуровне — это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т. д.

Взаимодействие на макроуровне разворачивается в рамках общества в целом.

В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт между взаимодействующими людьми или группами, выделяют четыре основных вида социального взаимодействия:
 физическое;
 вербальное, или словесное;
 невербальное (мимика, жесты);
 мысленное, которое выражается только во внутренней речи.

Можно выделить три основные формы взаимодействия:
 кооперация
 конкуренция
 конфликт

П. Сорокин рассматривал взаимодействие как обмен, и на этом основании выделял три типа социального взаимодействия:

 обмен идеями
 обмен волевыми импульсами
 обмен чувствами



 

Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2014. – 312 с.

Глава 9
§ 9 стр. 203-209

Составление конспекта по плану:

1. Понятие общения, воспитания и социализации.
2. Вербальный и невербальный виды общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для закрепления и повторения:

1. Что собой представляет социальное взаимодействие?
2. Дайте определение понятию "социальная система".
3. Чем взаимодействие отличается от общения?
4. Перечислите основные формы взаимодействия?
5. Какую роль в социальном взаимодействиии играюи невербальные средства?