СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Тема 3.1. Политическая жизнь общества

 


1. Политическая жизнь общества.
2. Агенты политической жизни


 

Политическая жизнь общества.

Политическая жизнь общества - это исторически обусловленный и социально закономерный способ устройства социума, связанный с системой отношений подчинения.

Политическая жизнь – это сфера, где люди, не обладающие властью, могут отстаивать свои интересы различными методами.

Можно утверждать, что политическая жизнь - это первичный процесс деятельности множества индивидов, которые, образуя различного рода объединения, направляют свои усилия на решение политически значимых задач. Таким образом, осуществляя свои интересы, люди вынуждены вступать в контакт друг с другом, идти на сближение, конфликтовать, пытаться вынудить соперничающую сторону принять те или иные условия, используя наличествующие ресурсы, т. е. использовать власть.

Можно выделить важнейшие группы элементов политической жизни:
• субъекты и объекты политической деятельности;
• направления политической деятельности;
• специфические средства политической деятельности.

Первая группа элементов показывает, кто является действующими лицами политической жизни, вторая группа выявляет направления политической деятельности, а третья – каким образом она осуществляется.

Агенты политической жизни

Рис. 1. Агенты политической жизни

Существуют много агентов политической жизни. Одни участники политической жизни являются носителями политического действия и называются субъектами политики, другие – выступают в качестве ее объектов.

Политика предполагает определенное желание (намерение) со стороны одного субъекта воздействовать, влиять на другой и транслировать определенное воздействие или предлагаемые ему нормы поведения.

Субъект политики всегда имеет свои политические интересы, сферой реализации которых служат политические отношения.

К субъектам политической жизни относятся:
индивиды (например, рядовые избиратели или политические лидеры);
социальные группы – коллективные, этнические группы, конфессиональные общности, политические элиты, классы, массы, гражданское общество, народы, нации, цивилизации;
политические институты (государство, политические партии, общественно-политические движения).

Рис. 2. Компоненты политической жизни

Структурными компонентами политической жизни общества являются:
государство (представительные и исполнительные органы власти, суды, прокуратура, органы юстиции, милиции, органы государственной безопасности и др.), политические партии и политические движения;
общественные организации и иные ассоциации и объединения людей в той мере, в какой они вовлечены в политические отношения, в том числе м в международные политические отношения;
СМИ;
политические и правовые нормы, принципы и традиции, регулирующие по-литические процессы и отношения в обществе;
политическое сознание, политическая идеология, политическое общественное мнение; политики и политическое руководство, политическое лидерство;
политическая культура как совокупность политических ценностей, образов политического поведения, затрагивающих взаимоотношения граждан и власти, политическая деятельность.

Формами проявления политической жизни являются политическое сознание, политическое поведение и политическая культура. Все формы политической жизни тесно связаны между собой. Они находятся в постоянном движении, изменении.

В то же время в своем движении одни формы политической жизни развиваются быстрее, другие по каким-то причинам задерживаются, слабо поддаются изменениям, как бы застывают в своем развитии. В связи с этим в обществе возникает политическое напряжение, которое может перерасти в открытый политический конфликт.

Последний, может вызвать в обществе политическую нестабильность.
Основным главным политическим интересом является завоевание государственной власти. Основа политической жизни – властные отношения.

Итак, сущностью политической жизни выступают политические отношения, т. е. отношения людей по поводу власти, по поводу реализации потребностей и интересов.

Интерес является осознанной потребностью. В интересах отражаются объективные противоречия, преломленные через потребности и нужды человека.

Жизнь человека связана с удовлетворением комплекса потребностей.
В развитых странах для большей части населения в первую очередь характерно так называемое «престижное потребление», вызванное заботой о своем положении в обществе, желанием добиться в социальном плане превосходства над другими. Для значительно меньшей части населения этих стран на первом месте стоят потребности физического существования.

В менее развитых странах наблюдается диаметрально противоположная картина в дифференциации потребностей. Подавляющее большинство населения озабочено в основном удовлетворением первичных базисных потребностей.

Общим моментом между потребностями и интересами является то, что в обоих случаях исследователь имеет дело со стремлениями людей, которые про-являются в их социальном поведении. Однако если потребности ориентируют людей на обладание теми благами, которые оказываются жизненно необходимыми, то «в отличие от потребности интерес направлен не столько на предмет удовлетворения, сколько на те социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей».

Не всякий интерес может являться основой политики, а только политический интерес. Общественный интерес становится политическим только тогда, когда «обнаруживается, что он не может быть реализован имеющимися нравственными и административно-правовыми средствами».

Осознание этого толкает людей на поиск новых путей, механизмов его реализации даже путем изменения власти и порядка управления обществом. Необходимо отметить, что практически каждая социальная общность, группа имеет свои политические интересы, которые зачастую не совпадают и даже противоречат друг другу, что позволяет говорить о политической структуре общества, т. е. расслоении общества по политическим интересам.

Стремление тех или иных социальных групп, общностей к реализации своих политических интересов являет собой динамическую первооснову политики, приводит к росту социальной напряженности, появлению политических проблем и, как следствие, к политическому конфликту. Выполняя регулятивную роль, политика и ее институты, с учетом соотношения действующих сил стоящих за теми или иными вариантами достижения политических интересов, вырабатывают политические решения.

Достигая свои политические интересы, индивиды, группы, общности вступают в политические взаимодействия, что, с одной стороны, приводит к формированию новых политических структур, а с другой стороны, к появлению и укоренению в сознании людей символов, понятий, суждений, ценностных ориентиров, с помощью которых они объясняют мир политики, оценивают политические события, судят о справедливой или несправедливой политике, «хорошем» или «плохом» государстве, правителе, рассуждают о смысле политики, о ее назначении и т. п.

В первом случае мы можем говорить о политическом процессе. Во втором случае – о политической культуре общества

 



 

Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2014. – 312 с.

Глава 5
§ 16 стр. 108-113

Составление конспекта по плану:

1. Понятие политической жизни общества и политического режима.
2. Гражданство и гражданские права и свободы. Приобретение гражданства.
3. Группы людей, участвующие в политической жизни.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для закрепления и повторения:

1. Какие политические режимы вам известны?
2. Сравните демократический и недемократический режимы.
3. Можно ли назвать демократический режим вседозволенности?
4. Оцените с позиции обывателя «плюсы» и «минусы» демократии.
5. Какой политический режим характерен для нашего государства? Ответ поясните примерами.