СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Тема 4.5. Конфликт и протестное движение

 


1. Понятие конфликта.
2. Типы и причины конфликтов.
3. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.
4. Разрешение конфликтных ситуаций.


 

Понятие конфликта.

Неоднородность общества, различия в уровне доходов, собственности и т. д. приводят к обострению обществен¬ных противоречий и как следствие - к конфликтам, конфликтным ситуациям.

Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения проблемы.

Предметом спора могут быть территория проживания, деньги, жилище, власть и т.д. Участники конфликта называются субъектами конфликта.

Предмет конфликта — вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт. Причина и повод конфликта отличаются от предмета конфликта. Поводом для конфликта может служить незначительное происшествие. Конфликт принимает разные формы и масштабы.

Самая распространенная форма конфликта — повседневная ссора друзей, родственни¬ков, незнакомых людей дома, на улице, в транспорте. Это межличностный конфликт.

Более серьезная форма — забастовка, бунт, мятеж — массовая форма про-теста. Они могут завершиться революцией, войной, переворотом.

Типы и причины конфликтов

Различают следующие типы конфликтов:
— недовольство, разногласие, противоречие, размолвка, раздор, перебранка, стычка, ссора, скандал, вражда, война;
— управленческие, педагогические, производственные, экономические, политические, творческие и др.;
- внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, межколлективные, межпартийные, межгосударственные.

Причины конфликтов — это противоречия, которые возникают между индивидами, группами, организациями, государствами.

Источниками конфликтных ситуаций являются обостренные противоречия, несовпадение точек зрения, целей, подходов.

Стратегия поведения в конфликтной ситуации

Рис. 1. Стратегии поведения в
конфликтных ситуациях

Если индивид попал в конфликтную ситуацию, то ему надо определить форму поведения. Специалисты-психологи различают пять типов стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
1. Приспособление - сглаживание противоречий, даже в ущерб своим интересам.
2. Компромисс - взаимные уступки.
3. Сотрудничество - совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы сторон.
4. Игнорирование - попытка (стремление) выхода из конфликтной ситуации, не решая ее.
5. Соперничество - открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.

Разрешение конфликтных ситуаций

Конфликт так же, как и болезнь, легче предупредить, чем разрешить (лечить). Конечно, понятно, что необходимо поддерживать в коллективе здоровый нравственно-психологический климат. Для него характерны уважение достоинства личности, доброжелательность. Такой климат создает ощущение душевного комфорта. Невозможно переоценить значимость личного примера руководителя.

Во всех конфликтных ситуациях, прежде чем принимать решительные меры, необходимо попытаться понять причины возбужденного состояния собеседника и попытаться успокоить его.

Наиболее эффективным средством является устранение из делового общения суждений и оценок, ущемляющих честь и достоинство собеседника.

Еще одним эффективным средством предупреждения конфликтных ситуаций является недопущение спора, ибо всякий спор может привести к конфликту.

Действенным средством предупреждения конфликтных ситуаций является умение слушать собеседника.

Разрешение конфликта - это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личностную значимость для участников конфликта, то есть это устранение причины конфликтной ситуации.

Разрешение социального конфликта возможно путем изменения требований одной из сторон, в результате истощения сил сторон или вмешательства третьей силы, а иногда и в результате полного подавления или даже устранения соперника.

Вообще конфликт имеет и положительное значение, он определяет выход из сложных ситуаций, разрешает проблемы, ведет к заключению союзов, приводит к консенсусу. Однако, чтобы добиться положительных результатов, конфликтом надо управлять.



 

Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2014. – 312 с.

Глава 7
§ 1-2 стр. 131-137

Предложите решение конфликтной ситуации:

Вас оскорбили. Нам хочется ответить грубостью, хотя вы считаете это недостойным. Как человек может научиться быть более терпимым? Поможет ли это при разрешении конфликта?

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для закрепления и повторения:

1. Что такое «конфликт»?
2. Каковы причины (источники) конфликтной ситуации?
3. Какими могут быть последствия конфликта?
4. Можно ли в конфликтной ситуации избежать насилия?
5. Укажите объект, субъект, причины и способы разрешения конфликта.
6. Приведите классификацию конфликтов.
7. Что такое «социальное, протестное, движение»?
8. Охарактеризуйте типы социальных движений, приведите примеры.
9. Приведите примеры разрешения конфликтных ситуаций из своей практики.
10. Что для человека важнее в межличностных отношениях: доказательство его правоты или хорошие человеческие отношения? Сделайте выбор и обоснуйте его.