Тема 5.4. Счастье, удовольствие и гедонизм
1. Смысл жизни как нравственная ценность
2. Счастье и удовольствие
Смысл жизни как нравственная ценность
Одной из центральных проблем этики является определение места человека в жизни, смысла его бытия. Существовали различные исторические концепции, которые предлагали различные модели смысла жизни исходя из содержания об-щечеловеческих ценностей:
- гедонизм (от. греч. наслаждение) – смысл жизни получить максимум наслаждений;
- эвдемонизм (от. греч. счастье) – смысл жизни в том, что бы быть счастли-вым;
- утилитаризм (от. лат. польза) – смысл жизни в стремлении к личной выго-де и пользе;
- прагматизм (от. греч. действие, практика) – смысл жизни связывается с бо-гатством, стремлением к обладанию вещами, комфортом, престижем;
- корпоративизм (от. лат. объединение, сообщество) – смысл жизни связы-вается с общностью интересов ограниченной группы людей, преследующей част-ные интересы;
- перфекционизм (от. лат совершенство) – смысл жизни связывается с лич-ным самосовершенствованием;
- гуманизм (от. лат человечный) – смысл жизни связывается со служением другим людям, проникнутым любовью к ним, с уважением к человеческому досто-инству и с заботой о благе людей.
Отметим различие между понятиями смысл и осмысленность. Смысл — это объективная наполненность, содержательный критерий жизни. Осмысленность— это субъективное отношение к жизни, осознание ее смысла. Жизнь человека мо-жет иметь смысл, независимо от осмысления.
Объективно смысл жизни человека реализуется в процессе его жизнедея-тельности, протекающей в разных сферах. Поэтому он может выступать как спектр смыслов и целей. Но в любом случае человек должен состояться, иметь возможность представить себя миру, выразить свою сущность. Жизнь наполняет-ся смыслом, когда она полезна другим, когда человек с удовлетворением и пол-ной самоотдачей занимается своим делом, когда существование его проникнуто нравственным добром и справедливостью. Тогда объективная значимость, смысл его жизни совпадают с его личными, субъективными стремлениями и целями. Наилучший вариант — ситуация, когда смысл и осмысленность образуют гармо-ничное единство. Ведь осознать смысл своей жизни — значит, найти свое место под солнцем.
С осознанием смысла жизни тесно связано понятие цели. В сознании чело-века цель выступает образом того будущего состояния действительности, которое отвечает его представлениям, потребностям и идеалам. Цель не тождественна смыслу жизни.
Цель – это определенный рубеж, а смысл жизни — генеральная линия, определяющая цели, та общая направленность, которая сказывается на всем по-ведении человека, на всей его жизни. Цель жизни — впереди, это субъективное представление о будущем. Смысл жизни – это объективное содержание самой жизни и одновременно — стремление к высшей цели.
Смысл жизни не преподносится нам готовым, ему нельзя научиться. Этиче-ская теория дает нам лишь ориентацию. Человеку предстоит не узнать смысл жизни, а обрести его в опыте своего бытия, выстрадать в процессе самоутвер-ждения и сложных нравственных исканий. Обретение подлинного, а не ложного смысла – чрезвычайно сложный процесс, предполагающий заблуждения и ошиб-ки, искаженное или неполное воплощение замыслов, несовпадение смысла жизни в общечеловеческом аспекте с индивидуальной интерпретацией.
Сложность проблемы состоит в том, что знать что-то о смысле жизни, опре-делить его для себя и прожить свою жизнь со смыслом далеко не одно и то же.
Таким образом, ответ на вопрос "есть ли смысл в жизни?" в значительной степени зависит от самого человека, от того, захочет и сможет ли он отыскать высшую нравственную ценность, способную придать смысл его существованию. Если мы не способны сами наполнить свою жизнь смыслом, то за нас этого не сделает никто.
Полезно искать смысл жизни в самой жизни, но не стоит приравнивать про-явления жизни и ее смысл. Ведь часто жизнь не так уж хороша, и ценность ее весьма сомнительна. Во-первых, в ней слишком много зла, страдания. За корот-кий человеческий век не удается достичь сколько-нибудь серьезных целей: ни ма-териальных, ни тем более духовных. Во-вторых, какой смысл имеет бытие, в кон-це которого ничего нет, "бытие к смерти". За повседневными проявлениями жизни надо открыть ее идеальную суть, иначе жизненная суета не получит морального оправдания. Суть бытия надо постигать не умозрительно, а реально живя, т.е. практически и на деле утвердить свой способ жизни как имеющий смысл. В этом и состоит главный смысл человеческое бытия: это путь созидания смысла, осмысливания того, что без нашего усилия осталось бы слепой необходимостью, бессмыслицей. Смысл жизни не дан, не задан, его надо утвердить и доказать, если хочешь, чтобы он был. Этим самым мы утверждаем самих себя как людей, заслуживающих бессмертия.
Счастье и удовольствие
С категорией смысл жизни тесно связано понятие счастья. Если смысл жиз-ни — это как бы объективная оценка значимости существования человека, то счастье — это сопровождающееся чувство глубокой моральной удовлетворен-ности личностное переживание полноты своего бытия, результатов своей жизне-деятельности. Поэтому счастье всегда связано с ощущением необыкновенного подъема духовных и физических сил, стремлением к переживанию всей много-мерности бытия, а состояние счастья прямо противоположно состоянию пассив-ности, равнодушия, инертности.
Правда если понимать счастье лишь как чувство удовлетворения, то придет-ся признать равноценность любых переживаний удовлетворенности, а значит, и счастья: и в случае совершения добра, и в случае совершения зла. Поэтому су-ществует множество моделей счастья — общепризнанных и личных, в рамках ко-торых счастье соотносится с благом — с обладанием им или созиданием его.
В гуманистической этике существует мнение: для того чтобы человек был счастлив, он должен не иметь, а быть (Э. Фромм) — быть нравственно автоном-ной, самодостаточной личностью, отличающейся определенными моральными качествами. Поэтому счастье — это осуществление внутренней свободы, процесс реализации глубочайшего личного «хотения».
Необходимые условия счастья можно разделить на объективные и субъек-тивные.
Объективные условия – это удовлетворение основных жизненных потребно-стей человека. Поэтому материальное благополучие и жизненный комфорт — еще не счастье, а лишь норма человеческого существования, условие счастья.
Субъективные условия – это внутренняя готовность и способность личности к самореализации через профессиональную деятельность и бескорыстное обще-ние.
Некоторые особенности и характерные черты счастья:
• Счастье можно обрести только в процессе самоосуществления, самореали-зации личности. Оно невозможно при пассивном образе жизни.
• Счастье не есть непрерывное состояние радости. В нем нельзя пребывать, как в некоей «зоне непрекращающихся удовольствий». Это миг, «звездный час» человека, наиболее яркие точки его жизни.
• Предчувствие, предвкушение счастья, его ожидание часто значительнее, острее и ярче, чем его осуществление.
• Счастье существует только во взаимном общении, во взаимодействии лю-дей. Им нельзя владеть, обособившись ото всех. Для счастья всегда нужны дру-гие: только тогда, когда другие приобщены к моему счастью, а я к счастью других — только тогда счастье сохраняет свою полноценность, наполненность.
Счастье не может быть абсолютным. Оно — не полное отсутствие несчастий, но способность преодолевать невзгоды и неудачи. Счастье временно, преходяще. Когда мы счастливы, мы всегда испытываем неосознанный страх: страх потерять счастье, страх, что оно пройдет, кончится. Это, с одной стороны, омрачает счастье, придает ему привкус горечи, а с другой — ориентирует нас на бережное от-ношение к счастью.
Счастье не есть безмятежность и спокойствие, оно всегда сопряжено с борь-бой — преодолением тех или иных обстоятельств. Переживание полноты бытия, достижение глубокого внутреннего удовлетворения невозможно без преодоления собственной инертности, пассивности, внешних обстоятельств.
Счастье может базироваться не только на высоких моральных ценностях, в его основе могут лежать и антиценности, ради которых человек иногда сознатель-но идет на саморазрушение личности, будучи не в состоянии отказаться от мгно-вений пусть призрачного, но счастья.
Мера счастья зависит от степени нравственности индивида: удовольствие в жизни может испытать каждый, счастье — только по-настоящему нравственный человек.
Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2014. – 312 с.
Глава 10
§ 36 стр. 252-260
Составление конспекта по плану:
1. ....
2. ...
3. ...
Вопросы для закрепления и повторения:
1. Постарайтесь самостоятельно описать, в чем заключается тот или иной вид познания и в чем их различия.
2. Какие формы познания вы знаете? Объясните их содержание?
3. Что такое истина, как она проверяется?
4. Что такое научное познание, чем оно отличается от обыденного?
5. Перечислите основные методы научного познания.