Тема 5.5. Справедливость и равенство
1. Равенство как философская категория
2. Равенство и справедливость в законодательных актах РФ.
3. Социальная справедливость.
Равенство как философская категория.
Люди рождаются непохожим друг на друга. Каждый имеет свои физические, умственные и эмоциональные характеристики. Каждый рождается родителями разного социального и экономического статуса.
В истории этики первым мыслителем, создавшим концепцию справедливости, был древнегреческий философ Платон. В своей работе «Государство», он определил справедливость как середину между крайностями.
Первая известная форма справедливости - правило талиона. Оно отражает связь справедливости и равенства, фиксируя отношения взаимного воздаяния (кровная месть, жизнь за жизнь, око за око).
Понятие справедливость возникло еще в первобытном обществе из наивных представлений человека о естественном равенстве всех людей. Позднее, в результате социальной дифференциации, формируется распределительная справедливость (распределение благ согласно сословной, кастовой, классовой принадлежности). Появляется социальная несправедливость, что приводит людей к отстаиванию своих интересов.
С возникновением государства законы закрепляют сложившиеся в обществе положение вещей. Законы вступают в конфликт с обычаями и традициями, определяющими прежнее понимание справедливости.
Равенство - качество одного и того же количества или статуса. Это состояние социального, экономического и политического положения среди людей в обществе, несмотря на различия в расе, религии, полу, социальном и экономическом статусе и культуре.
В связи с этим возникает вопрос: существует ли равенство между людьми, точнее – должно ли равенство существовать в обществе?
Каждая страна и каждое общество стремятся обеспечить равенство своих граждан. Так в законодательных актах России мы можем найти следующие параметры равенства и справедливости.
Равенство и справедливость в законодательных актах РФ
КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ 1993 г.
Статья 19
1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» (Конституция РФ)
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИИ
Статья 4. Принцип равенства граждан перед законом
Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголов-ной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Статья 6. Принцип справедливости
Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. ( УК РФ)
Социальная справедливость
Справедливость – категория социальная, она о взаимоотношениях людей вне зависимости от того, дружат ли, любят ли друг друга. Невозможно любить противника, и невозможно любить преступника, особенно если это убийца или насильник Но исходя из принципа справедливости общество предоставляет идеологическому противнику право высказываться, а преступнику предоставляет право на юридическую защиту – с тем, чтобы наказание было соразмерным содеянному.
Человек обнаруживает способность к милосердию и состраданию чаще всего именно в условиях острой несправедливости.
Стремление к справедливому и равноправному устройству общества – врождённое свойство человеческого разума. Человеческая цивилизация медленно, но неуклонно, развивается по пути гуманизации социальных отношений. Совершенствующееся понимание справедливости – это причина и двигатель социального прогресса.
Чем совершеннее понимание справедливости, тем острее неприятие несправедливости и тем глубже и полнее сострадание к жертвам несправедливости.
К сожалению, абсолютного равенство между людьми едва ли может существовать. Существует безразличие к неравенству. Для равенства все должны быть одинаковыми, бесполыми, бездарными, штампованными биороботами без индивидуальности, без личности. Такой мир априори — бесчеловечен.
Существовать должно провозглашенное Конституцией социальное равенство - равенство перед законом и равенство в правах и свободах.
Безразличие к социальному неравенству характерно в основном для имущественной элиты общества, да и то оно обычно относительное: равнодушие к бедным, но зависть к более богатым.
Любовь «ко всякому человеку» - это утопия, невозможно любить убийцу твоего ребёнка, невозможно любить врага, напавшего на твою страну. Нормальные люди восхищаются теми, кто сильно превосходит их по своим способностям – чёрная зависть свойственно только низким душам и только у них может быть дилемма прощать или не прощать тому, кто способнее и талантливее.
Из-за неравенства, во имя справедливости — люди притесняют и убивают друг друга, мстят за старые обиды и перераспределяют в пользу тех, кто тоже хочет урвать себе долю материального мира — жизненное пространство, ресурсы, материальные ценности.
Справедливость — всегда зависть о материальном, и ревность о нематериальном. С ней рядом чаще всего идёт ненависть.
Никому не хочется признавать, что существующая несправедливость — плод несовершенства того, что находится внутри самого человека, внутри общества — из таких же несовершенных людей.
Кроме социальной справедливости существует индивидуальное понимание справедливости.
Цивилизованный метод устранения несправедливости может быть только судебный.
Базисная (конституционная) социальная несправедливость разрешается реформой, проводимой правящими органами. Однако и суды, и реформы, устраняя одну несправедливость, могут порождать другую, возможно, ещё более острую.
Однако суд бывает неправый, а реформы проводить власть отказывается – и тогда человек может пойти на самостоятельное устранение несправедливости. Эти экстремальные способы устранения несправедливости не гуманны, но и безусловным злом назвать их нельзя. Тут всё зависит от того, кто и ради чего именно прибегает к ним. И на индивидуальном уровне, и на уровне социальных групп могут преследоваться цели, далёкие от того, что действительно является справедливостью в общепонимаемом отношении.
Такие «борцы за справедливость» в действительности является борцами против неё, поскольку их понимание справедливости в корне не соответствует нормальному общественному пониманию справедливости.
Во имя справедливости разжигаются войны и совершаются революции. Всё это совершается всегда во имя идеалов.
Социальные противоречия надо разрешать, но разрешать, желательно, ци-вилизованными способами, а не войнами, революциями и кровавыми драками.
Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2014. – 312 с.
Глава 10
§ 36 стр. 260-262
Составление конспекта по плану:
1. .....
Вопросы для закрепления и повторения:
1. Можно ли считать, что убийство человека в ответ на другое убийство яв-ляется справедливым?
2. Как связаны между собой равенство и справедливость?
3. Если в обществе распределение материальных благ будет осуществлять-ся поровну для всех, т.е. на условиях равенства, можно ли считать это справедливым?
4. Может ли различаться понимание справедливости у разных людей, живущих в одном государстве? От чего это зависит?