Тема 7.6. Российская Федерация в начале XXI в.
1. Место России на современной арене
2. ...
3. ...
Место России на современной арене
В 1990-е гг. Российская Федерация не обладала достаточными ресурсами, которые бы позволили ей противостоять доминирующей роли США в мире. В сложившейся ситуации Соединённые Штаты получили возможность диктовать миру свои условия. Не сумев остановить расширение НАТО, вмешательство США и их союзников в ход войны на Балканах, Россия сосредоточилась на попытке закрепления лидирующей роли на пространстве бывшего СССР. Однако интеграционные процессы в рамках Содружества Независимых Государств оказались слабыми. Москве в должной мере не удалось защитить своих соотечественников, оказавшихся на момент распада СССР за пределами российских границ. Не оправдал возлагавшихся на него надежд и договор между Россией и Белоруссией о создании единого союзного государства. В годы президентства Дж. Буша-младшего США максимально сузили зону влияния России на постсоветском пространстве, добившись включения в НАТО стран Балтии и поддержав так называемые «цветные» революции в Грузии, Киргизии и Украине.
Являясь правопреемником СССР, Россия стала полноправным участником международных политических и экономических организаций (Совет Европы, АТЭС, АСЕАН и др.). В 2000-е гг., урегулировав проблемы внешнеэкономической задолженности бывшего СССР и РФ (кредиты, взятые в 1990-е гг.), Москва стала проводить значительно более самостоятельную внешнюю политику. После начала антитеррористической операции в Афганистане в 2001 г. Россия поддержала усилия мирового сообщества в борьбе с терроризмом и экстремизмом, обеспечив наступление против талибов войск союзного США Северного альянса. Осудив не санкционированное Советом Безопасности ООН вторжение войск США и их союзников в Ирак, Россия до настоящего времени сотрудничает с силами антитеррористической коалиции в Афганистане (обмен разведывательной информацией, обеспечение воздушного коридора для транспортной авиации альянса через пространство России и т. д.).
Оставаясь единственной державой, обладающей потенциалом для уничтожения США, Российская Федерация проводит жёсткую политику по вопросу обеспечения ядерной безопасности. Пойдя на вынужденные уступки при ратификации Договора об ограничении стратегических вооружений (СНВ-1, 1991 г.) и подписании Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП, 2002 г.), Россия добилась отказа США от размещения наземных элементов ПРО на территории Чехии и Польши. В 2010 г. президент России Дмитрий Медведев и президент США Барак Обама подписали новый российско-американский договор о стратегических наступательных вооружениях (СНВ).
В области обычных вооружений руководство России официально заявило о приостановлении действия на территории страны Договора об обычных вооружениях и силах в Европе (ДОВСЕ, 1990 г.), так как он не отвечает интересам страны в изменившихся условиях – противостояния двух блоков, существовавшего на момент заключения договора, уже нет.
Твёрдо придерживаясь режима нераспространения ядерного оружия, Россия сотрудничает с мировым сообществом в деле ограничения северокорейской ядерной программы. Однако, принимая участие в строительстве центра по обогащению урана в иранском г. Бушере, наша страна не соглашается на жёсткие санкции против Ирана, на которых настаивают США. Новый президент США Барак Обама и другие руководители страны по-прежнему рассматривают ядерную программу Ирана как попытку создания «исламской» атомной бомбы.
Выстроив двусторонние, взаимовыгодные отношения с Францией, ФРГ и Италией, руководству России удалось заблокировать намеченное на конец первого десятилетия XXI в. начало процедуры вступления в НАТО Грузии и Украины. В ответ на грузинскую агрессию против Южной Осетии российские войска по приказу президента России Д. А. Медведева в августе 2008 г. осуществили операцию «по принуждению Грузии к миру». Россия признала независимость бывших грузинских автономий – Южной Осетии и Абхазии.
Упрочилось положение страны в составе группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), составляющих эшелон стран «догоняющей» модернизации по отношению к постиндустриальным обществам. В 2009 г. Россия, Белоруссия и Казахстан заключили таможенный союз, предусматривающий создание зоны свободной торговли на территории, образованной внешними границами стран – участниц соглашения.
На рубеже XX и XXI столетий наиболее развитые страны мира вступили в стадию постиндустриального, информационного общества. Основной тенденцией экономического развития стали – наряду с успехами последнего этапа НТР – процессы интеграции и глобализации. Международный финансовый кризис конца 2000-х гг. поставил под вопрос существование сложившейся за последние 20 лет социально-экономической модели. Мир сотрясают территориальные и этноконфессиональные конфликты. Мировое сообщество ведёт войну с международным терроризмом.