СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Древнейшее прошлое человечества

 

Итоговое тестирование

 

 

Тема 7.3. Экономические реформы в России в начале 90-х гг.

 


1. Состояние экономики в начале 1990-х и планы реформаторов
2. «Шоковая терапия», либерализация цен и ускоренная приватизация
3. Проведение политических реформ в постсоветской России
4. События 3-4 октября 1993 г. и принятие новой Конституции России


Состояние экономики в начале 1990-х и планы реформаторов

Перестройка, задуманная с целью демократических перемен, закончилась провалом. Ее главным итогом стали распад многонационального государства и завершение советского периода в истории Отечества, изменение геополитической картины мира.

В бывших республиках СССР - новых суверенных государствах - образовались президентские республики. Каждая из них самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В результате Россия оказалась в положении, небывалом для ее политической истории:
- территория существенно сократилась
- западные границы отодвинулись на восток
- страна утратила самые важные порты и выходы к морю на Балтике, на Черном море, на Каспии
- за пределами России сразу оказалось около 20 млн. русских.

6 ноября 1991 г. Президент РСФСР Борис Ельцин издал Указ «О реорганизации Правительства РСФСР». Было сформировано Правительство РСФСР - Совет Министров РСФСР, которое возглавил сам Президент.

25 декабря 1991 г. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию (Россию). Таким образом, первым руководителем Правительства России - Совета Министров России - стал Ельцин (25 декабря 1991 г. по 15 июня 1992 г.).

С 15 июня и до конца 1992 г. И.О. председателя Правительства назначается Егор Гайдар – основной разработчик экономических реформ. Его заместителем становится Анатолий Чубайс.

Сегодня отношение к реформам, которые проводило Правительство России во главе с Гайдаром противоречиво. Сторонники Гайдара считают, что его реформы в 1992 г. предотвратили массовый голод и гражданскую войну, создали основы для будущего роста экономики. Противники Гайдара обвиняют его в различных отрицательных последствиях реформ от падения уровня жизни до сознательного разрушения экономики.

Действиями нового российского государства были следующие.
Экономическая сфера
- политика «шоковой терапии» и либерализации цен
- ускоренная приватизация государственной собственности>

Политическая сфера
- запрет КПСС и ликвидация системы Советов народных депутатов.

Преобразования шли на фоне разгоравшихся межнациональных конфликтов, которые начались в последние годы перестройки:
- карабахский конфликт (Армения – Азербайджан);
- грузино-абхазский конфликт;
- грузино-южноосетинский конфликт;
- осетино-ингушский конфликт;
- Гражданская война в Таджикистане;
- Первая чеченская война;
- конфликт в Приднестровье.

Начиная с 1986 г. бюджету страны катастрофически не хватало денег. Дело в том, что основной статьей приобретения валюты для СССР в 80-х гг. был экспорт нефти, на которую существовали достаточно высокие цены (около $100). Однако, с 1986 г. не без вмешательства США, цены на нефть резко упали (около $35), что вызвало огромный дефицит бюджета.
В стране были практически исчерпаны и валютные резервы. Покупка зерна за рубежом производилась только за счет внешних займов (т.е, что бы приобрести товар – нужно взять деньги т в долг под определенный процент; но долг и проценты по нему придется возвращать).
К концу 1991 г. продукты отпускались по продовольственным карточкам (в расчете на человека в месяц):
- сахар — 1 кг;
- мясопродукты — 0,5 кг;
- масло животное — 0,2 кг.
Стране угрожала угроза голода. В сложившейся ситуации правительства Егора Гайдара должно было найти средство, которое привлекло бы производителей и стимулировало бы их деятельность по насыщению рынка товарами.
Таким средством должна была стать либерализация цен (т.е. отказ от установки цен государством и установка их самими производителями).
Вторым этапом для достижения той же цели – т.е. стимуляция роста производства - должна была стать ускоренная массовая приватизация государственной собственности (предполагалось, что новые, частные собственники, смогут «поднять» убыточные государственные предприятия, заставив их эффективно работать).

«Шоковая терапия», либерализация цен и ускоренная приватизация

Специалисты в области экономики предупреждали, что в условиях монополизированной советской экономики освобождение цен само по себе не может привести к росту конкуренции. Напротив, отпуск цен, особенно на сырье и энергоносители, приведет к резкому падению производства, массовой безработице и обнищанию большей части населения страны. Ускоренная приватизация приведет не к появлению собственников, а к разграблению государства.

Если, как утверждало гайдаровское правительство, экономика страны была недееспособна, то, как объяснить, что при неуклонно продолжающемся дальнейшем спаде производства, все же удалось накормить страну и сохранить? Вариантов только два — либо за счет долгов на Западе, либо в результате «проедания» природных и других богатств, доставшихся реформаторам в наследство от предшествующего режима.
И то, и другое имело место, и именно за счет этого, а не шоковых реформ, удалось выжить.

Рост цен, «отпущенных» с января 1992 г. превзошел все ожидания. Вместо увеличения в 3-5 раз (как предполагалось) цены выросли в 36 раз(!). Рост заработной платы и социальных выплат не успевал компенсировать снижение покупательной способности населения.
Однако, как и предупреждали специалисты, либерализация цен не включила механизм конкуренции. Предприятия-монополисты пошли не по пути снижения издержек, а по пути повышения цен на свою продукцию. В стране продолжалось падение производства.
Не оправдались надежды и на быстрое реформирование сельского хозяйства. Фермерское движение без финансовой поддержки со стороны государства не могло встать на ноги. Реформы начались без разработки соответствующей законодательной базы. В этих условиях от них выиграли те, кто наживался за счет менее расторопных сограждан.

В тяжелом положении находилось не только производство, но и социальная сфера, наука, система здравоохранения, образование. Закрылись многие научно-исследовательские институты, лаборатории, резко ухудшилось материальное положение ученых, преподавателей, врачей, работников культуры.
В российском обществе произошли резкие изменения социальной структуры. К концу 1993 г. слой богатых в стране составил 3-5 %, среднее сословие – 7%, к бедным - 25%, находящихся за чертой бедности - 65 %(!).

Под руководством Чубайса была разработана программа приватизации. Программа намечала следующие цели:
- формирование слоя частных собственников;
- повышение эффективности предприятий;
- социальная защита населения;
- стабилизация финансового положения страны;
- создание конкурентной среды;
- привлечение иностранных инвестиций;

Стоимость всех государственных предприятий страны была оценена и поделена на количество граждан России. На полученную сумму были выпущены государственные акции – ваучеры - номинальной стоимостью в 10 000 руб. Каждый гражданин получал свой ваучер и получал право вложить его в любое коммерческое предприятие, став партнером собственника. Тот, кто владеет 51% (контрольный пакет) общего количества акционеров предприятия – тот фактически является его собственником
Например:
Число работников предприятия – 1000 человек, каждый обладает акцией (ваучером), т.о. акционерная стоимость предприятия 1000 х 10 000 = 10 000 000 руб. Любой акционер  имеет право выкупить акции у желающих их продать и стать собственником предприятия (51% = 500 акций х 10 000 = 5 000 000 руб.). Однако стоимость акции не обязательно номинальная (10 000 руб.). В процессе купли-продажи цена может как снижаться, так и расти.

Многие граждане продавали свои ваучеры (не зная и не понимая, как им можно распоряжаться). Реальная стоимость ваучеров быстро падала, а население спешило от них избавиться. В результате приватизационные чеки аккумулировались в руках спекулянтов и в значительной мере у администрации предприятий и чиновников, которые первыми осознали, что подобным путем можно завладеть государственным предприятием за бесценок.
Из приведенного примера должно быть понятно, что в ходе проведения приватизации выиграет тот, в чьих руках сосредоточен большой объем денежных средств. Очевидно, что подавляющее большинство населения России не имело на руках такой денежной массы. Таким образом основными собственниками стали не среднестатистические граждане страны, а представители элиты, как легальной (руководители предприятий, чиновники, бывшие партийные руководители), так и представители «теневой» экономики (преступные сообщества, «воры в законе», мафия).
Иными словами – новоявленных граждан России ввели в заблуждение и бессовестно ограбили. Ограбили «по закону». Собственность, создававшаяся трудом всей страны в течение многих десятилетий - в мгновение ока стала частной, причем фактически за бесценок.

Еще одним совершенно преступным, но при этом формально законным способом передела государственной собственности стали так называемые залоговые аукционы. Правительство России брало кредит у нескольких коммерческих банков. Залогом для обеспечения возврата кредита определялись крупные государственные предприятия (например, предприятие «Норникель» или нефтяная компания или металлургический комбинат).
Через установленное время Правительство должно было вернуть кредит, а в случае невозврата залоговое предприятие переходило в собственность банка.
В течение только ноября-декабря 1995 г. было проведено 12 аукционов. Правительство кредиты не возвратило, таким образом, такие предприятия как «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть» и некоторые другие перешли в собственность банков (т.е. частных лиц). В результате залоговых аукционов появились олигархи-миллиардеры (Березовский, Ходорковский, Абрамович, Потанин, Прохоров и другие).
Тот же самый «Норникель», приобретенный бизнесменом Потаниным, обошелся всего в 170 млн., тогда как реальная стоимость комбината более 3 млрд.(!)

В 1992 г. приказом Чубайса был создан «Отдел технической помощи и экспертизы», в котором работали американские экономисты-советники. Руководитель отдела - американец Джонатан Хэй - оказался сотрудником ЦРУ. Целый ряд крупнейших предприятий ВПК был скуплен на иностранные деньги за бесценок. То есть значительная часть заводов и конструкторских бюро, выпускавших секретную продукцию, вышли из-под контроля государства.
В 1992-1997 гг. посредством ваучерных и залоговых аукционов самые ценные и крупные российские активы были переданы группе олигархов в обмен на денежные займы и поддержку новой российской власти. Было приватизировано около 130 тыс. предприятий. Посредством скупки ваучеров за бесценок у обедневшего в условиях реформ и кризиса, потерявшего сбережения и плохо информированного населения - крупная государственная собственность была сконцентрирована у «олигархов». Кроме того, акции важных для обороны страны предприятий стали скупать иностранные кампании. В их руках оказались предприятия машиностроения, нефтегазодобычи и переработки, электроэнергетики, водного, речного и авиационного транспорта, объекты связи. Государство фактически потеряло контроль над предприятиями цветной металлургии, где более 90% акций перешли в руки западных компаний.
Позднее, в 2004 г. в интервью Чубайс сказал, что приватизация в России была проведена исключительно с целью борьбы за власть против «коммунистических руководителей».

В целом население России негативно отнеслось к итогам приватизации. 80% россиян выступают за полный или частичный пересмотр её итогов. До начала радикальных преобразований в стране был средний класс, к которому относились высококвалифицированная часть рабочего класса, интеллигенция, государственные служащие. Именно эта часть населения оказала поддержку начатым Горбачевым перестройки. Но в ходе реформ именно этот слой меньше всех выиграл от произошедших перемен.

Ответьте на вопросы:

  1. Как изменилось геополитическое положение России после развала СССР?
  2. Опишите экономическую ситуацию в России к началу реформ.
  3. Когда была образована Российская Федерация как независимое государство? Кто возглавлял Правительство страны?
  4. Что такое «экономическая политика шоковой терапии»? (используйте дополнительные источники).
  5. Что такое либерализация цен? В чем сущность такого шага, как приватизация государственной собственности?
  6. Каких результатов ожидали реформаторы от принимаемых мер?
  7. К чему на самом деле привели проводившиеся реформы? Можно ли называть реформаторов «спасителями России»?
  8. К каким результатам привели страну попытки провести ускоренную приватизацию государственной собственности?
  9. Что такое «ваучер»? Каким образом гражданин мог использовать свой ваучер? Как подавляющая масса ваучеров была использована на самом деле?
  10. Как в нищей стране появились олигархи? Каким способом они получили свои капиталы?

 

Проведение политических реформ в постсоветской России

В 1992-1993 гг. государственная власть была представлена тремя ветвями:

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ

- Съезд народных депутатов
- Верховный Совет

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ

СУДЕБНАЯ

- Президент;
- Правительство (глава Правительства представляется Президентом к утверждению депутатами Съезда)

- Конституционный суд (состав избирается депутатами Съезда)

 

В сложившейся к этому времени политической системе законодательная власть в лице Съезда народных депутатов и Верховного Совета имела равные с Президентом полномочия и даже могла контролировать действия Президента. Это обстоятельство не могло удовлетворять президента России - Ельцина.
В течение 1992-1993 гг. обостряются противоречия между президентом и Съездом народных депутатов.

Общество разделилось на сторонников Президента и сторонников Верховного Совета.
В декабре 1992 г. - в ответ на отказ утвердить Гайдара премьером Президент угрожает Съезду проведением референдумом по вопросу «или вы или я». Четко обозначился политический кризис власти.
20 марта 1993 г. Ельцин обратился по телевидению к гражданам России, заявив, что подписывает указ «Об особом порядке управления страной» до преодоления кризиса власти. Этот шаг вызвал бурный протест депутатов. На съезде был поставлен вопрос об отстранении Президента от должности в связи с превышением полномочий. Однако съезд не набирает необходимого большинства в 2/3 голосов для отрешения Президента от должности (60% вместо положенных 70%).
В итоге удалось найти компромиссное решение: провести всероссийский референдум о доверии Президенту.
Референдум состоялся 25 апреля 1993 г. Большинство высказалось за доверие Ельцину.
Началась разработка новой Конституции, в которой были бы прописаны властные полномочия Президента. По новой версии, Съезд народных депутатов должен быть расформирован и превратиться в двухпалатный парламент – Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума).

Однако собравшиеся в Москве представители субъектов Федерации отказываются провозгласить себя Советом Федерации. Тогда, 21 сентября 1993 г. Ельцин вновь обращается с заявление по телевидению к народу о том, что он распускает Съезд народных депутатов и Верховный Совет. Одновременно был подписан указ Президента РФ № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". Он содержал положения о роспуске прежних государственных органов советской власти и выборах нового органа законодательной власти - Федерального Собрания.
В ответ Верховный Совет заявляет о попытке государственного переворота со стороны Президента и требует прекращения полномочий Ельцина.

Резиденция Правительства РФ – Белый дом - превращается в штаб сопротивления и оказывается в блокаде. По приказу Президента в здании отключили электричество, водоснабжение, связь. Противостояние усиливалось. Восставшими руководили председатель Верховного Совета Руслан Хасбулатов и вице-президент Александр Руцкой.

События 3-4 октября 1993 г. и принятие новой Конституции России

3 октября Ельцин подписал указ о введении чрезвычайного положения в Москве. Вечером того же дня сторонники Верховного Совета прорывают блокаду и прибывают в телецентр  Останкино с требованием предоставления прямого эфира. Во время штурма телецентра погибло, по меньшей мере, 46 человек, большинство из которых простые граждане, журналисты.

4 октября 1993 г. – Ельцин отдает приказ войскам штурмовать Белый дом. Здание обстреливают танки. В результате Съезд народных депутатов прекращает работу. Руководители и защитники Белого дома арестованы. Итогами «черного октября» стали многочисленные (более 200 человек) жертвы среди гражданского населения. В России была ликвидирована вся структура Советской власти, «двоевластие» - между Законодательной (Съезд народных депутатов) и Исполнительной (Президент) властями закончилось. В России установился авторитарный режим Ельцина. Деятельность Конституционного суда была приостановлена. Был ликвидирован пост вице-президента.

12 декабря 1993 г. был проведен референдум по принятию новой Конституции. В тот же день были проведены выборы депутатов в Государственную думу и Совет Федерации — палаты нового парламента.

Согласно новой Конституции, в России устанавливалась смешанная республика с двухпалатным парламентом и сильной президентской властью.
Президент как глава государства является одновременно Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и гарантом Конституции РФ:
- назначает выборы
- распускает Государственную Думу
- вносит в нее законопроекты, подписывает указы и распоряжения
- назначает с согласия Госдумы Председателя Правительства РФ
- назначает федеральных министров
- формирует Совет Безопасности, Администрацию Президента
- назначает полномочных представителей Президента
- назначает высшее командование Вооруженных Сил, дипломатических представителей России за рубежом.

Президент РФ избирается на 4-летний срок, не более двух сроков подряд. Отрешение от должности Президента РФ, хотя и предусмотрено Конституцией, но весьма сложно и не определено.

Совет Федерации - верхняя палата Федерального Собрания - формируется из представителей субъектов Федерации (по два представителя от местной власти), образует комитеты и комиссии, утверждает указы Президента РФ, по представлению Президента назначает судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, назначает и освобождает от должности Генерального прокурора РФ, заместителей Председателя Счетной палаты.
Государственная Дума - нижняя палата Федерального Собрания - избирается в составе 450 депутатов на 4-летний срок на постоянной основе. Государственная Дума образует комитеты и комиссии, принимает федеральные законы.

Ответьте на вопросы:

    • Опишите политический кризис, сложившийся в России к 1992 г. В чем он выражался? Какие варианты его преодоления можно предложить?
    • Как изменилась политическая система России к концу 1993 г.?
    • Какие цели преследовали произведенные изменения политической системы страны?
    • Сравните отдельные статьи Конституции СССР образца 1989-1990 гг. и Конституции России 1993 г. В чем разница?
    • Опишите основные полномочия Президента России и полномочия Парламента страны по Конституции России 1993 г.