1. Понятие и цели изучения истории.
2. Исторические факты, источники и методы изучения истории.
3. Различные подходы к изучению истории.
Понятие и цели изучения истории
История - сложное многозначное понятие. Это и процесс движения времени, и специфическая наука о прошлом, и учебный предмет...
Однако еще важно понимать, что история - одна из важнейших форм самосознания; она - форма социальной памяти человечества, своеобразное "зеркало", которое показывает нам нас самих, а также позволяет взвесить и оценить то, что мы творим в этой жизни и даже после ухода в мир иной.
История как одна из общественных наук обладает уникальной способностью - она транслирует (передает) опыт коллективной памяти людей от одного поколения к другому. Поэтому обобщение и обработка накопленного человеческого опыта - первейшая задача истории. .
Эта обработка идет как в целом у народов, стран и цивилизаций, так в сознании отдельных их представителей. Именно эта постоянная и, на первый взгляд, незаметная работа по постижению и упорядовачиванию прошлого, позволяет формироваться такому феномену как самосознание. Иными словами, человек лишь тогда обретает себя, когда осознает и может идентифицировать себя в том стремительном потоке событий, который мы и называем на бегу историей.
История — это то, что следует внимательно изучать и досконально знать, чтобы брать из неё лучшее, не повторяя худшего.
Историю не следует между делом "воршить", взбалтывая и превращая в мутный омут из "надёрганых" фактов. Историю недопустимо использовать в качестве инструмента в руках манипуляторов и провокаторов.
Что бы не допустить манипуляции вашим историческим сознанием, необходимо самостоятельно его формировать и иметь собственные убеждения.
Никто не помнит момента своего рождения. Никто не может вспомнить ранее младенчество и раннее детство. Всё как будто стерто, подернуто пеленой непонимания.
Потом однажды к нам приходит осознание того, что всё, что происходит вокруг – это происходит с нами, что мы не только часть этого огромного мира, но и сами можем производить в нем изменения. Мы живём!
Если жизнь – это божественный дар, то осознание жизни или самосо-знание – ещё более великий дар, обретенный нами в процессе эволюции. Мы вдруг открываем, что наше существование представляет собой безуспешную попытку остановить постоянный бег вре-мени, которое «пробегает» мимо нас. Вот оно только что «сейчас» и тут же превратилось в «было», а то, что ещё не произошло вот-вот «будет». Увы, время не останавливается. Как же его понять? И как осознать собственное место в нем?
Еще один опыт из детства. Для того чтобы понять нечто непонятное - его нужно «разобрать» на составные части (вспомним сколько подаренных нам игрушек после непродолжительного пе-риода увлеченного «играния» ждала безжалостная «разборка на запчасти» в попытке выяснить как же это устроено). «Разбирая» и вновь «собирая» всё ещё нам не известное, познаем мир и его устройство.
Так что же с понятием времени? Мы привыкаем делить его на части:
- прочное и устойчивое прошлое,
- туманное и неточное будущее и непостоянное настоящее, которое устремлено в будущее и каждое мгновение становится прошлым.
Получается, что единственное, на что мы можем более или менее надежно опереться в попытке осознать свое существование – это наше прошлое
Осознание того, кто мы такие, каково наше предназначение в этом мире, что нас может ожидать в будущем, что правильно, а что нет – эти и еще многие и многие вопросы ставит перед нами наше осознанное существование.
Понимание истории, как органической т важной части прошлого, существовала не всегда. Люди жили во времени, не замечая его бега как в детстве. Но человечество взрослело и однажды повзрослело настолько, чтобы осознать свое существование. История - одна из важнейших форм самосознания людей. Это форма социальной памяти человечества, она передает опыт этой коллективной памяти от одного поколения к другому. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта - главная задача истории.
Одно из первых упоминаний об «истории» находим у древнегреческого философа Геродота: история - расследование, дознание и цель его - установление истинности событий и фактов.
История - это многозначное понятие, которое, с одной стороны, обозначает процесс движения времени;
с другой - это учебный предмет;
с третьей - это наука о прошлом.
Цель и назначение истории - помочь обрести четкое представление о ценностной системе общества на примере происходивших событий и, соответственно, о собственном месте и роли в жизни общества и государства.
Определение вовсе не обязательно заучивать. Его вполне можно перефразировать. Однако важно передать в своих словах смысл того, что "история" - далеко не только то, что было. В огромном числе случаев - это то, что есть сейчас и даже то, что еще только будет.
Кроме того, история - это не абсолютно все, что было, а лишь сравнительно небольшая часть прошлого, а именно то, что "застряло" в сознании большинства людей, приняв наиболее понятную форму (то есть то, что получилось осмыслить и запомнить).
Если мы не знаем историю, это еще не значит, что она нас не касается. Однако ее гораздо выгоднее "знать" (понимать), так как знание прошлого позволяет ориентироваться в настоящем и даже предвидеть будущее.
По крайней мере, изучение истории, размышления над причинами и следствиями событий, поступков людей, местом и значением в жизни человека нравственных категорий и общечеловеческих ценностей - все это, наверное, и делает нас по- настоящему сначала людьми, а затем и гражданами.
Как говориться в известном музыкальном произведении:
Каждый выбирает по себе
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку,
каждый выбирает по себе ...
Кроме того немаловажно, что государство заинтересовано в воспитании инициативных и грамотных граждан, способных активно отстаивать интересы своей страны. Одной из основ «духа» нации, ее мировоззренческих идеалов и внутренних резервов - является особая убежденность в своей правоте, в верности своих идеалов. «Победные» успехи прошлых поколений питают и обеспечивают успешность трудовых, научных, культурных и прочих достижений потомков. Их святой долг - ценить и уважать подвиги и достижения своего прошлого, делая его более значимым.
Исторические факты, источники и методы изучения истории.
Обязательная черта научного знания - доказательность выводов. История как наука оперирует точно установленными историческими фактами.
Исторический факт - это такое событие или явление, которое оказалась зафиксировано сознанием современников (не важно, в письменном виде или в виде изустного предания) и дошло до наших дней.
Все прошлое человечества состоит из фактов, но для получения исторической картины требуется факты выстроить в логическую цепочку и объяснить их.
Исторические факты можно подразделять на простые и сложные. На это указывал российские историки: Сергей Михайлович Соловьев и Василий Осипович Ключевский.
Простые исторические факты - это те факты, которые, как правило, не требуют дополнительной информации для оценки и понимания. Например: засуха, наводнение и т.п.
К сложным историческим фактам относятся такие, которые требуют дополнительного истолкования и объяснения, как правило, историками. Например: война, революция, крепостной строй, абсолютизм и т.п. Все исторические факты извлекаются из исторических источников.
Сообщают нам о событиях минувших дней исторические источники. Исторические источники - это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом.
Выделяют четыре основные группы исторических источников:
Среди группы вещественных исторических источников, пожалуй, основной вклад принадлежит "вещественным" данным, которые добываются в ходе археологических исследований.
Вещественные источники - это наиболее «правдивый», но сложный вид данных о прошлом, его нужно уметь объяснить.
Письменные источники хотя и являются вещественными по своему происхождению, но выделены в особую группу. Это наиболее «информативный», но не очень объективный вид данных о прошлом, нуждающийся в подтверждении другими источниками.
Метод - это способ, с помощью которого происходит изучение чего-либо. Как правило, в ходе изучения истории учащиеся опираются на общенаучные методы и общенаучные приемы исследования (наблюдение, сравнение, анализ, синтез и др.).
К конкретным методам относятся:
1. общенаучные
2. собственно исторические
3. специальные — заимствованные из других наук
Общими методами для всех гуманитарных наук служат:
1. логический
2. исторический
Целью логического метода является рассмотрение изучаемых явлений на высшей стадии их развития. Именно в этот момент они приобретают наиболее зрелую форму, и только это способствует лучшему пониманию предыдущих стадий исторического развития.
Исторический метод способен воспроизводить явления и процессы в их хронологическом развитии со всеми неповторимыми чертами, деталями, особенностями, через которые проявляются общие закономерности.
Для изучения и исследования истории России обычно используют следующие методы: хронологический метод, который состоит в изложении явлений в строго хронологическом (временном) порядке; хронологическо-проблемный метод, заключающийся в изучении и исследовании истории России по периодам (эпохам), внутри периодов — по проблемам; проблемно-хронологический метод, исследующий какую-то одну сторону жизни и деятельности государства в ее постепенном развитии; синхронический метод, который применяется реже других и с помощью которого можно установить связь между отдельными явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время, но в разных частях страны либо за ее пределами.
Целью нашего обучения в ходе занятий - будет умение наиболее полно и точно пересказывать материал, определять личное отношение к прочитанному и увиденному.
Для этого необходимо обязательно читать и перечитывать, перечитывать и пересказывать, раз за разом стараясь передать мысль авторов более и более точно. Это умение не сложно, но оно не придет само по себе и не придет сразу. Нужен труд, ежедневные усилия воли и «принуждение» совершать мысленное волевое усилие.
Различные подходы в изучении истории.
Что такое "подход"? Это точка зрения на проблему, которую предлагает тот или иной исследователь. Как правило, "точек зрения" на то, как объяснить какой-либо феномен бывает несколько, и чем сложнее феномен - тем больше вариантов его, казалось бы, правильного объяснения.
Например, классический эпизод со стаканом, наполненным наполовину водой: один исследователь может сказать, что стакан наполовину пуст (и будет прав!), но и другой исследователь, заметивший, что стакан наполовину полон, - тоже будет прав. Зависит от того как смотреть... Такой особый «взгляд» и есть то, что называется термином «подход».
Исторические факты тоже можно трактовать по разному. В этой связи важным является вопрос: а что вообще нужно изучать в первую очередь в нашем прошлом, что является наиболее важным в деятельности людей?
Одни историки считают, что история должна изучать экономические закономерности развития общества (формации). Этот подход определяет причинность изменений особенностями развития обществ, а не личностей. Сторонники такого формационного подхода к изучению истории убеждены, что все народы мира, независимо от их происхождения и судьбы проходят одинаковые стадии (формации) развития: (первобытнообщинная формация, рабовладельческая формация, феодальная формация, капиталистическая формация).
С этой точки зрения развитие любого народа как бы «запрограммировано» законами истории. Уровень развития государства зависит от существующего в этом государстве основного способа производства материальных благ.
Способ производства — это этап исторического развития, определённый образ жизни на основе определённых технологий. Состоит из производительных сил, и производственных отношений.
Как правило, на формационном подходе к изучению истории настаивают историки консервативного направления.
Другие историки, убеждены, что предметом изучения истории должна является личность в процессе самореализации естественных прав, данных природой. Естественное развитие человеческих союзов, особенности географического положения, уникальность языков и культуры, особенности религии – всё это и многое другое привело к возникновению и развитию уникальных цивилизаций – своеобразных островков стабильности в море человеческого разнообразия.
Уделять основное внимание, соответственно, нужно не столько экономике и политике, сколько культуре и мировоззрению людей, личностям и их влиянию на коллективы. Сторонники такого цивилизационного подхода убеждены, что развитие народов мира идет различными путями, то есть каждый народ (цивилизация) уникален и неповторим.
Существуют и другие исторические подходы, по своему объясняющие движущие силы, цели и результаты развития. Наверное, будет правильным не замыкаться на исключительном использовании какого-то одного подхода, а стараться использовать сильные стороны разных подходов в объяснении прошлого.