ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Раздел 1.
Средневековая Европа VI – XI вв.

1.1. Понятие, хронология и периодизация Средневековья
1.2. Образование варварских королевств. Государство франков
1.3. Христианская церковь в раннем Средневековье
1.4. Империя Карла Великого
1.5. Феодальная раздробленность в IX - XI вв.

Раздел 2.
Византийская империя и славяне в VI – XI вв.

2.1. Византия при Юстиниане
2.2. Образование славянских государств.

Раздел 3.
Арабы в VI – XI вв.

3.1. Возникновение ислама. Арабский Халифат.
3.2. Культура арабского мира в Средние века

Раздел 4.
Средневековые города Европы

4.1. Формирование средневековых городов. Ремесло, торговля.
4.2. Жизнь и быт в средневековом городе

Раздел 5.
Церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы

5.1. Католическая церковь и еретики
5.2. Крестовые походы

Раздел 6.
Образование централизованных государств XI-XV в.

6.1. Франция и Англия. Столетняя война.
6.2. Абсолютизм и Реконкиста в XV в.
6.3. Германия и Италия в XI - XV вв.
6.4. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв.
6.5. Культура Западной Европы в Средние века. Возрождение
6.6. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.
6.7. Обобщение «Средние века».


ИСТОРИЯ РОССИИ. ОТ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ 

Раздел 7.
Древние предки славян

7.1.Периодизации российской истории. Исторические источники. Территория славян.

Раздел 8.
Русь в IX – первой половине XII в.

8.1. Путь «из варяг в греки» и образование государства славян.
8.2. Киевская Русь в конце IX - первой половине X в.
8.3. Принятие Русью православного христианства.
8.4. Киевская Русь в XI в.: правление Ярослава Мудрого.
8.5. Киевская Русь в начале XII в.: Владимир Мономах.
8.6. Общество и повседневная жизнь населения.
8.7. Обобщающее повторение «Киевская Русь в IX-XII вв.»

Раздел 9.
Русь в середине XII – начале XIII в.

9.1. Период политической раздробленности Руси.
9.2. Владимиро-Суздальская земля: власть и общество.
9.3. Новгородская земля.
9.4. Юго-западные русские земли.

Раздел 10.
Русь периода монгольского нашествия.

10.1. Образование монгольской империи.
10.2. Батыево нашествие.
10.3. Русь в составе Золотой Орды.
10.4. Литовское государство и Русь.
10.5. Объединение под властью Москвы. Куликовская битва.

Раздел 11.
Формирование единого русского государства в XV в.

11.1. Распад Золотой Орды и его последствия.
11.2. Московское государство в первой половинеXV в.
11.3. Московское государство во второй половинеXV в.
11.4. Культурное пространство русского государства в XV в.
11.5. Обобщение «История России».

 

 

 

Вводное занятие.
Понятие истории. Источники исторических знаний. Методы изучения истории.

 


 

 

 

 


 

История - сложное многозначное понятие. Это и процесс движения времени, и специфическая наука о прошлом, и учебный предмет...

Однако еще важно понимать, что история - одна из важнейших форм самосознания; она - форма социальной памяти  человечества, своеобразное "зеркало", которое показывает нам нас самих, а также позволяет взвесить и оценить то, что мы творим в этой жизни и даже после ухода в мир иной.

 

История обладает уникальной способностью - она транслирует (передает) опыт коллективной памяти людей от одного поколения к другому. Поэтому обобщение и обработка накопленного человеческого опыта - первейшая задача истории.

Эта обработка идет как в целом у народов, стран и цивилизаций, так в сознании отдельных их представителей. Именно эта постоянная и, на первый взгляд, незаметная работа по постижению и упорядовачиванию прошлого, позволяет формироваться такому феномену как самосознание. Иными словами, человек лишь тогда обретает себя, когда осознает и может идентифицировать себя в том стремительном потоке событий, который мы и называем на бегу историей.

История — это то, что следует внимательно изучать и досконально знать, чтобы брать из неё лучшее, не повторяя худшего.

Историю не следует между делом "воршить", взбалтывая и превращая в мутный омут из "надёрганых" фактов. Историю недопустимо использовать в качестве инструмента в руках манипуляторов и провокаторов.

Что бы не допустить манипуляции вашим историческим сознанием, необходимо самостоятельно его формировать и иметь собственные убеждения.

Никто не помнит сам момент появления на свет. Едва ли кто-то может вспомнить ранее младенчество и с трудом вспоминает свое раннее детство. Всё как будто стерто, подернуто пеленой неосознанности.
Потом однажды, вдруг, к нам приходит осознание того, что всё, что происходит вокруг – это происходит с нами, что мы не только часть этого огромного мира, но и сами можем производить в нем изменения. Мы живём!

Если жизнь – это дар, то осознание жизни или самосознание – ещё более великий дар, обретенный нами в процессе эволюции. Мы вдруг открываем, что наше существование представляет собой безуспешную попытку остановить постоянный бег времени, которое «пробегает» мимо нас. Вот оно только что «сейчас» и тут же превратилось в «было», а то, что ещё не произошло вот-вот «будет». Увы, время не останавливается. Как же его понять? И как осознать собственное место в нем?

Еще один опыт из детства. Для того чтобы понять нечто непонятное - его нужно «разобрать» на составные части (вспомним сколько подаренных нам игрушек после непродолжительного пе-риода увлеченного «играния» ждала безжалостная «разборка на запчасти» в попытке выяснить как же это устроено). «Разбирая» и вновь «собирая» всё ещё нам не известное, познаем мир и его устройство.

Так что же с понятием времени? Мы привыкаем делить его на части:
- прочное и устойчивое прошлое,
- туманное и неточное будущее и непостоянное настоящее, которое устремлено в будущее и каждое мгновение становится прошлым.

Получается, что единственное, на что мы можем более или менее надежно опереться в попытке осознать свое существование – это наше прошлое

Осознание того, кто мы такие, каково наше предназначение в этом мире, что нас может ожидать в будущем, что правильно, а что нет – эти и еще многие и многие вопросы ставит перед нами наше осознанное существование.

Понимание истории, как органической и важной части прошлого, существовала не всегда. Люди жили во времени, не замечая его бега. Но человечество взрослело и однажды повзрослело настолько, чтобы осознать свое существование.


История - одна из важнейших форм самосознания людей. Это форма социальной памяти человечества, она передает опыт этой коллективной памяти от одного поколения к другому. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта - главная задача истории.

Одно из первых упоминаний об «истории» находим у древнегреческого философа Геродота: история - расследование, дознание и цель его - установление истинности событий и фактов.

История - это многозначное понятие, которое, с одной стороны, обозначает процесс движения времени; с другой - это учебный предмет; с третьей - это наука о прошлом.

Цель и назначение истории - помочь обрести четкое представление о ценностной системе общества на примере происходивших событий и, соответственно, о собственном месте и роли в жизни общества и государства.

Определение вовсе не обязательно заучивать. Но его необходимо понять (осознать).

Кроме того, история - это не абсолютно все, что было, а лишь сравнительно небольшая часть прошлого, а именно то, что "застряло" в сознании большинства людей, приняв наиболее понятную форму (то есть то, что получилось осмыслить и сохранить в памяти поколений).

Если мы не знаем историю, это еще не значит, что она нас не касается. Однако ее гораздо выгоднее "знать" (понимать), так как знание прошлого позволяет ориентироваться в настоящем и даже предвидеть будущее.

По крайней мере, изучение истории, размышления над причинами и следствиями событий, поступков людей, местом и значением в жизни человека нравственных категорий и общечеловеческих ценностей - все это, наверное, и делает нас по- настоящему сначала людьми, а затем и гражданами.

Как говориться в известном музыкальном произведении:

Каждый выбирает по себе
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку,
каждый выбирает по себе ...

Кроме того немаловажно, что государство заинтересовано в воспитании инициативных и грамотных граждан, способных активно отстаивать интересы своей страны. Одной из основ «духа» нации, ее мировоззренческих идеалов и внутренних резервов - является особая убежденность в своей правоте, в верности своих идеалов. «Победные» успехи прошлых поколений питают и обеспечивают успешность трудовых, научных, культурных и прочих достижений потомков. Их святой долг - ценить и уважать подвиги и достижения своего прошлого, делая его более значимым.

Исторические факты, источники и методы изучения истории.

Обязательная черта научного знания - доказательность выводов. История как наука оперирует точно установленными историческими фактами.

Исторический факт - это такое событие или явление, которое оказалась зафиксировано сознанием современников (не важно, в письменном виде или в виде изустного предания) и дошло до наших дней.

Соловьев С.М.

Соловьев Сергей Михайлович
российский историк

Все прошлое человечества состоит из фактов, но для получения исторической картины требуется факты выстроить в логическую цепочку и объяснить их.

Исторические факты можно подразделять на простые и сложные. На это указывал российские историки: Сергей Михайлович Соловьев и Василий Осипович Ключевский.

Простые исторические факты - это те факты, которые, как правило, не требуют дополнительной информации для оценки и понимания. Например: засуха, наводнение и т.п.

К сложным историческим фактам относятся такие, которые требуют дополнительного истолкования и объяснения, как правило, историками. Например: война, революция, крепостной строй, абсолютизм и т.п. Все исторические факты извлекаются из исторических источников.

Сообщают нам о событиях минувших дней исторические источники. Исторические источники - это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом.

Ключевский Василий Осипович
российский историк

Выделяют четыре основные группы исторических источников:

1) вещественные
2) письменные
3) изобразительные
4) фонические (звуковые)

Среди группы вещественных исторических источников, пожалуй, основной вклад принадлежит "вещественным" данным, которые добываются в ходе археологических исследований.

Вещественные источники - это наиболее «правдивый», но сложный вид данных о прошлом, его нужно уметь объяснить.

Письменные источники хотя и являются вещественными по своему происхождению, но выделены в особую группу. Это наиболее «информативный», но не очень объективный вид данных о прошлом, нуждающийся в подтверждении другими источниками.

Классификация исторических источников

 

 

Метод - это универсальный способ, с помощью которого происходит изучение чего-либо. Как правило, в ходе изучения истории учащиеся опираются на общенаучные методы и общенаучные приемы исследования (наблюдение, сравнение, анализ, синтез и др.).

 

 

 

 

 

 

 

Целью нашего обучения в ходе занятий - будет умение наиболее полно и точно пересказывать материал, определять личное отношение к прочитанному и увиденному.

Для этого необходимо обязательно читать и перечитывать, перечитывать и пересказывать, раз за разом стараясь передать мысль авторов более и более точно. Это умение не сложно, но оно не придет само по себе и не придет сразу. Нужен труд, ежедневные усилия воли и «принуждение» совершать мысленное волевое усилие.

 

 

 


 

Вопросы для самоконтроля:

1. Сформулируйте, в чем сущность истории?
2. Сформулируйте самостоятельный ответ, зачем нужно изучать историю?
3. Когда жил «отец истории»? Приведите его высказывания о сущности истории.
4. Приведите примеры простых и сложных исторических фактов.
5. Перечислите и охарактеризуйте экономические формации.
6. Дайте самостоятельное определение понятию «цивилизация».
7. В чем сильные и слабые стороны формационного и цивилизационного подходов?
8. Охарактеризуйте основные группы исторических источников.
9. Какой из видов источников наиболее информативен?
10. Какой из видов источников наиболее / наименее «правдив»?