ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Введение.Понятие, хронология и периодизация Средневековья.

Раздел 1.
Европа в Раннее Средневековье.

1.1. От древности к средневековью: Рим, варвары и христианская Церковь.
1.2. Византийская империя и её соседи.
1.3. От королевства Хлодвига к империи Карла Великого.
1.4. Европа в IX–XI вв.

Раздел 2.
Мусульманская цивилизация в VII–XI вв.

2.1. Возникновение ислама и государства у арабов.
2.2. Арабский халифат, его расцвет и распад.

Раздел 3.
Средневековое европейское общество.

3.1. Сеньоры и вассалы.
3.2. Католическая Церковь и духовенство.
3.3. Крестьяне и горожане.

Раздел 4.
Расцвет Средневековья в Западной Европе.

4.1. Крестовые походы.
4.2. Англия, Франция и государства пиренейского полуострова в XI — начале XIV в.
4.3. Священная Римская империя и её соседи.
4.4. Западноевропейская культура в XI–XIV вв.

Раздел 5.
Страны и народы Азии, Африки и Америки в средние века.

5.1. Кочевники Великой степи и их соседи в средние века.
5.2. Китай и Япония в средние века.
5.3. Индия в средние века.
5.4. Народы и государства Африки.
5.5. Цивилизации доколумбовой Америки.

Раздел 6.
Позднее Средневековье.

6.1. Европа в XIV — первой половине XV в.
6.2. Гибель Византии и возникновение Османской империи.
6.3. Европа на пороге Нового времени.


ИСТОРИЯ РОССИИ. ОТ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ 

Раздел 7.
Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь.

7.1.Великое переселение народов. Восточная Европа и Северная Азия в I тыс. н.э.
7.2.Восточные славяне и их соседи.
7.3.Начало династии Рюриковичей.
7.4.Русь при Игоре, Ольге, Святославе.
7.5.Русь при Владимире Святом.
7.6.Расцвет Руси при Ярославе Мудром.
7.7.Наследники Ярослава Мудрого.
7.8.Русь при Владимире Мономахе.

Раздел 8.
Русские земли в середине XII - начале XIII в.

8.1. Политическая раздробленность Руси.
8.2. Владимиро-Суздальская земля.
8.3. Новгородская земля.
8.4. Юго-Западная Русь.
8.5. Культура и быт в IX — начале XIII в.

Раздел 9.
Русские земли в середине XIII — XIV в.

9.1. Чингисхан и его империя.
9.2. Натиск на русские земли с востока.
9.3. Отражение агрессии с запада.
9.4. Русские земли и Золотая Орда.
9.5. Русь и Великое княжество Литовское.
9.6. Северо-Восточная Русь в конце XIII — начале XIV в.
9.7. Возвышение Москвы.
9.8. Победа на Куликовом поле.

Раздел 10.
Создание единого Российского государства.

10.1. Московское княжество в конце XIV — первой половине XV в.
10.2. Иван III — государь всея Руси.
10.3. Российское государство и общество во второй полов. XV в.
10.4. Правление Василия III.
10.5. Культура во второй половине XIII — первой трети XVI в.

 

 

 

Глоссарий понятий по истории 6 класс

 


 

 

Исторический источник

все объекты, непосредственно отражающие историче­ский процесс и дающие возможность изучать прошлое человеческого общества, т.е. всё созданное человеком, а также результаты его взаимодействия с окружа­ющей средой; предметы материальной культуры, памятники письменности, обы­чаи, обряды и др. Количество исторических источников безгранично, но число со­хранившихся от отдельных исторических периодов неодинаково.

Хронологический метод

метод исследования, основанный на отборе и  выстраивании исторических фактов в хронологиче­ской или иной естественной последовательности (сначала причина, потом след­ствие и т.п.).

Объект науки

это часть окружающего мира, на которую направлен исследовательский интерес; объект науки всегда отвечает на вопрос «какая область знаний интересует данную науку».

Предмет науки

это часть объекта, которая непосредственно подвергается исследованию в процессе изучения. В одном и том же объекте может быть много предметов исследования. Предмет исследования всегда меньше объекта.

Исторический факт

это такое событие или явление прошлого, ко­торое оказалась зафиксировано сознанием современников (не важно, в письмен­ном виде или в виде изустного предания) и дошло до наших дней.

Метод изучения

(от греч.— путь исследования или познания) — систематизированная совокупность действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.

Подход в изучении чего-либо

способ решения, осуществления, объяснения чего-либо; система взглядов, методов и способов (в науке).

Общественно-экономическая формация

 стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений. В основе каждой формации лежит определённый способ производства. В структуру формации органически входят не только экономические, но и все социальные отношения между общностями людей, которые существуют в данном обществе.

Цивилизация

(от лат. civilis — гражданский, государственный):

  1. историко-философское значение —совокупность материально-технических и духовных достижений человечества;
  2. стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности;
  3. локализованное во времени и пространстве общество.

Одним из первых понятие термин «цивилизация» в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием делением общества на классы, а также появлением городов и письменности. Предложенная им периодизация мировой истории (дикость — варварство — цивилизация) пользовалась поддержкой в научных кругах в конце XVIII — начале XIX века.

Формационный подход

в советской исторической науке наибольшее распространение получила схема пяти формаций, которая была разработана советскими учёными на основе произведений Маркса и Энгельса. Суть концепции заключалась в том, что любое человеческое общество проходит в своём развитии пять последовательных этапов — первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации.
В настоящее время один из наиболее последовательных сторонников формационной теории остаётся Ю. И. Семёнов. Он создал глобальную формационную концепцию истории, согласно которой последние общества не проходят той стадии, на которой находились первые, не повторяют их движение. Выходя на магистраль человеческой истории, они сразу начинают движение с того места, на котором остановились ранее некогда передовые общества.

Цивилизационный подход

сторонники такого подхода полагают, что выделение равноценных цивилизаций позволяет избежать вопроса о прогрессе в истории, а значит — избежать градации развитых, развивающихся и не развитых народов. Наиболее четко данный подход изложен в книге Н. Я. Данилевского «Россия и Европа». В зарубежной науке безусловный приоритет принадлежит книге О. Шпенглера «Закат Европы». Однако наиболее обстоятельно цивилизационная теория была сформулирована в сочинении А. Тойнби «Постижение истории». Тойнби выделил около 30 цивилизаций, отличающихся уникальными неповторимыми чертами. Причинами возникновения цивилизаций служили «вызовы» внешней среды. Каждая из цивилизаций проходила в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и распада.
Уже давно обнаружились слабые стороны цивилизационного подхода. Во-первых, не удалось выявить объективных критериев, по которым выделяются цивилизации. По этой причине их число сильно отличается у разных авторов. Во-вторых, время существования цивилизаций различно, периоды взлета и упадка могут случаться неоднократно. В-третьих, причины генезиса и упадка разных цивилизаций различны.
Цивилизационная теория была популярна в мировой науке полвека назад, ныне она находится в кризисном состоянии.