Тема 1.2. Философия Нового времени и эпохи Просвещения
Философия Нового времени и эпохи Просвещения
1. Основные черты философии Нового времени и её особенности.
2. Основные представители философии Нового времени и их учение.
3. Философия эпохи Просвещения.
Основные черты философии Нового времени и её особенности.
Научная революция XVI - XVII вв. порождает резкий рост интереса к научным знаниям.
Николай Коперник - гелиоцентрическая картина мира Иоганн Кеплер - закон эллиптического движения планет; Галилео Галилей – основа познания – опыт; Исаак Ньютон – теория движения планет и Закон всемирного тяготения.
Эти открытия меняют взгляды людей на мир. Возвышение механики, математики и астрономии.
Возникает потребность в философском осмыслении и выработке объективных методов научного познания.
В центе внимания философов Нового времени – гносеология (теория познания), которая оформилась через два основных течения: эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм (imperia – опыт) – источник знания и критерий его истинности опыт, научно организованный эксперимент. Рационализм (ratio – разум) – источник знания и критерий его истинности разум, так как:
- опыт сам по себе без разума, не может лежать в основе познания;
- разум способен самостоятельно делать открытия (интуитивно).
Наука –считается важнейшим занятием человечества. Она способна избавить человечество от бед и страданий и обеспечить прогресс.
Объединение веры и разума – невозможно.
Развитие наук и философии направлены на подчинение Природы человеку.
2. Основные представители философии Нового времени и их учение
Френсис Бэкон (1561 – 1626) – английский политик, основоположник эмпиризма.
Цель научного знания – польза человеку. Общая задача всех наук – увеличение власти над Природой. Девиз: «Знание – сила!». Метод получения истинного знания – опыт(эксперимент). Бэкон опирался на метод индукции (от частного к общему).
Познание движется от единичных фактов к общим обобщениям:
наблюдение фактов;
систематизация фактов;
анализ фактов (выявление составных частей);
проверка фактов на опыте;
обобщение.
Однако на пути познания имеется множество препятствий и заблуждений. Бэкон выделил четыре вида таких заблуждений, называя их идолами. Идолы рода – мышление человека имеет свои недостатки, т.к. уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искаженном виде. Идолы пещеры – каждый человек имеет свой внутренний субъективный мир («свою пещеру»), который искажает его суждения о мире (степень «искаженности» зависит от образования, воспитания и т.д.). Идолы площади – ошибки, порождаемые речевым общением, неправильным употреблением слов. В одни и те же слова люди вкладывают различное содержание, что ведёт к заблуждениям. Идолы театра – это ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, некритическим усвоением ложных знаний и ошибок в доказательствах.
Вместе с этим, Бэкон утверждает, что первопричиной мира есть Бог, а истина – относительна. Успехи науки касаются лишь «вторичных причин», за которыми стоит всемогущий и непознаваемый Бог.
Томас Гоббс (1588 - 1679) - английский философ. Основным предметом философии считал изучение природы, человека и общества.
Мир – это единая материальная субстанция.
Никакой другой самостоятельно существующей субстанции (души) нет.
Материя вечна и неуничтожима.
Первопричина движения – Бог(!)
В основе познания- чувственное восприятие внешнего мира, перерабатываемое умом.
Каждый человек – эгоистичен по природе, он действует ради пользы или славы.
В естественном состоянии «homohomini– lupusest», поэтому жизнь наполнена "войной каждого с каждым". Для того, чтобы выжить в обществе, необходим мир. Осознавая это, каждый человек должен добровольно отказаться от своей свободы в пользу общего блага.
Сильная централизованная власть создается путем общественного договора.
Золотое правило: «не делай другому то, чего ты не пожелал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе». Государство - необходимое условие общественной жизни.
Рене Декарт (1596 - 1650) – французский философ, математик – основоположник рационализма. Декарт опирался на метод дедукции (от общего к частному). Девиз: «Мыслю, следовательно существую».
Декарт стремился создать практическую философию, при помощи которой можно сделаться хозяевами Природы.
- В поиске истины следует руководствоваться только разумом.
- Верно только то, что проверено разумом
Декарт разработал 4 правила своего метода:
1. принимай за истину только то, что не дает повода к сомнению;
2. всякий вопрос необходимо разложить на столько частей, сколько требуется для лучшего его понимания;
3. сложные элементы знания составляются из простых;
4. не совершай пропусков в рассуждениях в процессе логического хода мыслей.
Что бы не совершать ошибок в познании сначала надо усомниться во всем потому, что наши чувства постоянно нас обманывают.
Декарт допускал существование Бога лишь как первопричины существования мира. Однако он признавал равными два начала: дух и материю.
Джон Локк (1632 - 1704) английский философ. При появлении на свет душа человека есть «tabula rasa».
Знания человек получает из опыта, который складывается из двух источников: ощущений и саморефлексии.
Опыт ощущения - есть внешний опыт.
Опыт рефлексии - внутренний опыт, появляющихся в душе от наблюдений за действиями нашего ума.
Опыт рефлексии может возникнуть только после ощущений, потому что без них невозможны никакие действия ума. Этот подход к познанию называется сенсуализм - (sensus - ощущение), учение о том, что человеческий разум функционирует только на основе ощущений.
Знать все невозможно, считает Локк, необходимо знать самое важное для нашего поведения.
Частная собственность – обязательное условие жизни человека. Без нее невозможно удовлетворять человеческие потребности. Труд и трудолюбие - источники богатства.
Гоббс впервые высказал идеи разделения верховной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
3. Философия эпохи Просвещения
Под философией Просвещения как правило связывают с событиями Французской революции (1789-1794). Оно выступило за свободу научной и философской мысли. Научное знание покидает традиционное место учебных заведений и становится предметом широкого обсуждения в обществе.
Просветители видели средство совершенствования общества и человека в распространении знаний, науки, в просвещении и правильном воспитании человека. Они были убеждены в разумности мироздания и возможности построения общества благоденствия в соответствии с разумными принципами, на основе норм морали, искоренения суеверий и невежества.
Всё существующее в мире должно быть объяснено с помощью разума.
Закон – независимая от желания человека связь между явлениями природы.
Общество развивается от менее совершенных форм, к более развитым формам, т.е. по пути прогресса.
Абсолютная власть монарха, сословный строй, ограничение личных прав и свобод и т.д. неприемлема.
В научный оборот введено понятие цивилизация как этап в развитии человеческого общества (признание естественных прав человека, уважение его прав и свобод, осознание верховной властью ответственности перед обществом и т.д.).
Девиз: «наука, прогресс и гуманизм».
В французской философии Просвещения выделяют триосновных направления:
- деизм (Вольтером, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо)
- материализм (К.А. Гельвеций, П.А. Гольбах)
- утопический-социализм (К. Сен-Симон, Ф. Фурье).
Жан Жак Руссо (1712-1778)
Материя и дух существуют извечно как два начала.
Человек состоит из смертного тела и бессмертной души.
Считал главной причиной противоречий и неравенства в обществе – частную собственность.
Обосновав право народа на восстание(угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и создать общество по собственному усмотрению).
В справедливом обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами.
В государстве только народ обладает суверенитетом (souverainete - верховная власть).
В будущем государстве, значительное место должны занимать проблемы воспитания:
начинать с раннего детства;
педагогическое воздействие должно осуществляться целенаправленно на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму;
общественное воспитание должно предписываться правительством;
направлено на формирование любви к Отечеству;
Клод Анри Сен-Симон (1760-1825) – один из теоретиков утопического социализма.
В качестве основополагающей сферы общества виделэкономику, утверждая, что именно экономика и производственные отношения определяют все.
Задача философии - создание разумного общества,которое предоставляет своим членам максимум возможностей для удовлетворения потребностей.
Разумным обществом будет «промышленное общество», в котором:
каждый гражданин будет находиться на той ступени социальной лестницы, которая соответствует его способностям;
будет упразднено право наследования, чтобы устранить тунеядство;
будет введена всеобщая обязанность трудиться;
экономика будет развиваться по плану
Руководить справедливым обществом будут лучшие представители индустриального класса.
Новое общество возникнет эволюционным путем, в результате развития экономики.
Выдвинулидею замены религии идеологией, суть которой содержит лозунг: «Человек человеку - брат».
Шарль Фурье (1772-1837), французский социалист-утопист. Подверг критике буржуазный строй («цивилизацию») и разработал план будущего общества – строя «гармонии», в котором должны развернуться все человеческие способности.
Доказал противоречия между идеями и обещаниями политиков буржуазного общества. Данный строй калечит человека, подавляет его чувства, желания, мысли; счастье одного обусловлено несчастьем другого.
Социалистические взгляды Фурье, Сен-Симона явились одним из теоретических источников научного коммунизма марксизма.