Тема 1.1. Философия Античности и Средних веков
Средневековая философия
Вопросы:
1. Основные отличительные черты средневековой философии.
2. Патристика и схоластика
3. Основные представители средневековой философии и их идеи.
4. Философия эпохи Возрождения.
Основные отличительные черты средневековой философии.
Средневековая философия начала развиваться после распада Римской империи (V в.) и достигает расцвета во время эпохи Возрождения (XIV – XVI вв.).
Философия Средневековья очень тесно связана с религией, а познание осуществлялось исключительно через веру.
Характерные особенности средневековой философии:
Основана на теологии (изучение божественного и религиозной веры), тесно связана с учением о Боге и христианским мировоззрением.
Теоцентризм — убежденность, что Бог является создателем всего сущего, источником жизни и всех благ.
Авторитарность — философские учения были тесно связаны с церковью. Так, Священное Писание или же Библия была не только священной книгой для верующих, но и основой мышления для философов. Ответы на все интересующие вопросы нужно было искать там. Библию изучали, цитировали, комментировали, но никогда не подвергали критике. Все новые, отличные от библейских учений, идеи подавлялись.
Традиционализм — отрицание любых новых идей, приверженность традициям. Всё новое подавлялось. Доверять можно было только древним источникам знаний, причём чем он древнее, тем вернее.
Комментаторство - жанр комментариев в письменных трудах философов преобладал над всеми остальными, так как Священное Писание не анализировалось и не подлежало критике. Однако же Библия содержала много непонятных, противоречивых мест и поэтому христианские комментаторы ставили перед собой задачу толкования священных текстов, чтобы разъяснить все противоречия для понимания простых людей.
Дидактизм. Общие установки, заложенные в Библии, носили характер проповедничества, являясь нравоучениями. Они побуждали человека к образованию, воспитанию, спасению жизни путём примыкания к религии и Богу.
Патристика и схоластика
Патристика (pater - отец) – совокупность философских взглядов духовенства, которые обосновывали христианство.
Патристика исходит из того, что любое постижение истины основывается на акте божественного Откровения,которое нужно обосновывать. Христианская философия считала, что человек зависит от воли Бога и после смерти каждому из нас предстоит предстать перед ним и ответить за свои поступки, совершенные при жизни.
Схоластика (schola – школа) – учебная философия, преподававшаяся в университетах. Цель — доступно донести простым людям христианское учение. Философы средневековья учили, что вера есть религия, а знания есть философия, поэтому вера и знания неделимы.
Позднее понятие «схоластика» приобрело отрицательный оттенок: так стали называть бесполезные рассуждения и споры, о надуманных проблемах, по таким вопросам как, например:
1) имеют ли ангелы пол?
2) сколько ангелов или чертей могут уместиться на конце иглы?
3) обладают ли ангелы собственной волей или только исполняют волю Бога?
4) может ли всемогущий Бог создать такой камень, который он сам не смог бы поднять? и т.п.
Хотя схоластика не давала знаний о естественном мире, назвать её абсолютно бесполезной нельзя, так как она способствовала развитию абстрактного мышления, умения различать тончайшие оттенки понятий, разрабатывать логическую аргументацию идей..
Основные представители средневековой философии:
Августин Аврелий (Блаженный) (V в.) — всё сущее является добром, а зло — не отдельные материальные объекты, а отсутствие добра. В поиске истины человек может доверять лишь собственным ощущениям и чувствам, но никак не разуму.
Не существовало никакого времени до момента создания Богом мира, прошлое — это память, будущее — надежда. Познание мира происходит исключительно через Бога.
Учение Августина Блаженного снимает с Бога ответственность за дела людей, наделяя последних свободной волей. Тем самым она стремится уйти от фатализма.
Фома Аквинский (XIII в.) — вера и разум — это разные пути, ведущие к одной цели. Существует много истин, неподвластных разуму (например, триединство Бога; непорочное зачатие).
Фома Аквинский, в отличие от Августина Блаженного, считал, что разум, независимо от веры, способен постигать отдельные истины. Но для спасения человеку необходимо знать нечто такое, что недоступно понять только разумом и можно познать лишь через божественное откровение.
«Доказательства» существования Бога Фомы Аквинского
1. Движение
- Все вещи находятся в движении.
- Движение имеет причину своего движения вне себя.
- Следовательно, существует некий «перводвигатель», который является источником движения
- Это и есть Бог
2. Причина
- В мире существует причинный порядок.
- Порядок имеет внешнюю причину (невозможно, чтобы нечто было собственной причиной; в таком случае оно существовало бы раньше себя, а это нелепо).
- Это и есть Бог
3. Существование
- Никакие явления мира не вечны
- Следовательно, они рано или поздно перейдут в небытие.
- Но если нечто существует как временное, то оно не существовало раньше.
- Если же это так, то должно существовать нечто, что существовало всегда.
- Это и есть Бог.
4. Совершенство
- Все вещи более совершенные или менее.
- Говоря о совершенстве мы сравниваем вещь с чем-то более совершенным.
- Следовательно, должно существовать нечто самое совершенное
- Это и есть Бог
5. Целесообразность
- Все предметы подчинены целесообразности.
- Сами поскольку они не обладают разумом, двигаться к цели не могут.
- Они достигают цели не случайно, но по чьей-то сознательной воле.
- Это и есть Бог
Значение философии средневековья в том, что она стала связующим звеном между философией Античности и эпохи Возрождения..
Философия периода Возрождения
Возрождение (Ренессанс) - переходный период от средних веков к Новому времени (XIV – XVI вв.).
В это время в Европе наблюдается возрождение массового интереса к забытой на 1000 лет античной философии и культуре. Это новый взгляд на мир, противопоставивший себя средневековому схоластическому мышлению.
Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание.
Видными мыслителями этого периода являются:
В этот период совершаются многие технические и научные открытия:
- доменное металлургия
- изобретение пороха и огнестрельного оружия
- изобретение микроскопа, книгопечатания,
а также ряд географических открытий (открытие Америки, кругосветное плавание Магеллана).
Для философской мысли этого периода характерны:
Гуманизм (humanus - человечность) - акцент внимания на ценности человека как личности, право людей на свободу, счастье, развитие и проявление способностей;
Антропоцентризм (ahtropos – человек) - человек есть центр и высшая цель мироздания.
Возник новый тип философского мышления. Для него характерно критическое переосмысление роли и места человека в мироздании. Основная причина – научные открытия, в результате которых человек из центральной фигуры Вселенной превращается в незаметную песчинку мироздания, затерянную в бесконечном мировом пространстве..
Проявляется интерес к опытному знанию, благодаря открытиям Коперника, Кеплера, Галилея.
Николай Коперник (1473 - 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул гелиоцентрическую картину мироздания:
- Земля не является центром Вселенной;
- Земля вращается вокруг Солнца (гелиоцентризм);
- космос бесконечен;
Джордано Бруно (1548 – 1600) за свои взгляды 7 лет провел в застенках инквизиции, а 17 февраля 1600 года – сожжен на костре.
- цель философии – познание природы.
- природа и Вселенная бесконечна и бесконечно множество ее миров.