СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Основные идеи философии от античности до новейшего времени
Раздел 2. Основные философские проблемы и вопросы
Раздел 3. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)

Тема 1.2. Основные идеи философии от античности до новейшего времени.

Немецкая классическая философия

 

 


Вопросы:

1. Особенности немецкой классической философии
2. Основные представители классической философии и их идеи.


Особенности немецкой классической философии.

Своё название - «классическая» - немецкая философия XIX века получила с лёгкой руки Фридриха Энгельса, который так назвал её в своей книге «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1888 г.).
Слово классическая (classicus – образцовый, достигший вершины) указывает на то, что философская мысль немецких ученых в этот период достигла своего пика.

Немецкая классическая философия охватывает период конца XVIII – первой трети XIX в. и представлена именами Канта, Гегеля, Фейербаха.

В чем же отличия немецкой классической философии от других философских систем Нового времени?

 

  1. разработка концепции диалектики
  2. обоснование закона вечного развития
  3. глубоко исследуется человеческаясущность
  4. история - это процесс, в основе которого лежит экономика, то есть  труд
  5. роль философии – критика культуры

Таким образом, классическая немецкая философия внесла существенный вклад в постановку и разработку философских проблем.

Основные представители классической философии и их идеи

Иммануил Кант (1724 – 1804) – основоположник немецкой классической философии Нового времени. В своих ранних работах Кант одним из первых:
- выдвинул гипотезу о происхождении Солнечной системы естественным путем из первоначальной туманности;
- объяснил замедление вращения Земли воздействием приливов и отливов;
- разработал систему классификации животного мира;
- выдвинул идею человеческих рас.

Однако, вместе со всем этим первопричиной мироздания Кант считал Бога (!?)
Позднее Кант создал главные произведения, принесшие ему мировую славу:
- «Критика чистого разума» (1781),
- «Критика практического разума» (1788),
- «Критика способности суждения»(1790).

Философская система Канта очень сложная. Он очень тонко чувствовал специфику философских проблем и поэтому изложить идеи Канта в его понимании задача непосильная.
Кант формулирует главный вопрос своего учения так: каким нужно быть и что надо делать, чтобы быть человеком?
Далее он описывает процесс познания мира человеком в процессе жизни и приходит к выводу о наличии трех ступеней познания:

  1. чувства (в детстве мы начинаем познавать мир, используя органы чувств).
  2. рассудок (с приобретением определенного жизненного опыта, человек начинает постигать мир при помощи мышления, он учится оперировать не самими предметами, воздействующими на органы чувств, а понятиями (образами) этих предметов).
  3. разум (высшая сфера человеческого познания - разум,  который под руководством субъективных идей (души) должен дать постижение сущности этого мира).

Однако в этой, казалось бы, стройной цепи процесса познания человек сталкивается с проблемами:
- предметы внешнего мира существуют, но познать их подлинную суть нам не дано - мы их воспринимаем только как явление; в своих рассуждениях Кант называет их «вещь в себе». Такая  точка зрения в философии называется агностицизм (отрицание познания) т.е. мир в своей сути непознаваем, а человеческий разум ограничен и за пределами ощущений ничего знать не может.
-  пространство и время -  формы созерцания, т.е. формы чувственности, а не рассудка,    это представления, а не  понятия (таким образом, Кант утверждает нереальность пространства и времени, до приобретения человеком опыта действительности - apriori).

Кант говорит: «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить.  Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы.

Однако, разум, пытаясь познать «вещи в себе», неминуемо приходит к противоречиям – антиномиям, которые можно как постоянно доказывать, так и постоянно опровергать. Кант различает четыре базовые антиномии:

Пространство и время бесконечно

Мир конечен во времени и в пространстве

Мир прост, целостен и неделим

 

Всё в мире сложно, он состоит из частей

В мире существует свобода

 

Свободы нет, есть необходимость

Бог существует

 

Бога нет

 

Таким образом, логика и разум бессильны познать «вещи в себе». Вера в Бога – это вопрос не науки, а нравственности.

Поскольку разум не может постичь «вещи в себе», то человеку остается лишь одно – полагаться на нравственность:
- именнонравственность есть основа человеческого существования, то, что делает человека человеком;
- нравственность не нуждается в обосновании, она единственное оправдание разумного устройства мира;
- нравственность (совесть) побуждает человека совершать тот или иной поступок;

Категорический императив Канта: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в своем лице».
Ты должен поступать так, чтобы твоя свобода не мешала бы свободе другого. Целью поступков морального человека должно быть собственное моральное совершенство и счастье другого человека.
Самой высокой ценностью и высшей целью Кант считал человека, который должен сделать себя достойным счастья, заслужив его поведением

 

Георг Гегель (1770 -1831) 

Основной вклад В. Гегеля в развитие философии состоит в том, что он:

- впервые четко сформулировал понятие диалектики.
- разработал теорию объективного идеализма, основным понятием которой является некий – Абсолютный дух (это подлинная реальность и первопричина всего окружающего мира, он обладающее самосознанием, способностью мыслить и творить).

 

Таким образом, согласно Гегелю, мир - есть самопроявление Абсолютного духа, который постоянно раздваивается и из этой раздвоенности вновь возвращается в себя по схеме:
Абсолютный дух – окружающий мир – природа  -  человек -  мышление – реализация духом самого себя через мышление и деятельность  человека – возращение Абсолютного духа к самому себе.

Смысл диалектики в том, что:
- все предметы и  явления окружающего мира, процессы содержат в себе противоположные начала (тепло – холод, молодость – старость, война – мир, юг - север и т. д.).
- противоположные начала есть стороны единого бытия. Они всегда находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути (без них предметы и явления не существуют).
- основа развития и существования всего в мире - единство и борьба противоположностей.
Гегель вывел формулу всего сущего:
1.  вначале возникает определенное утверждение (тезис)
2. для каждого тезиса всегда находится его противоположность (антитезис)
3. в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается – новое утверждение (синтез), которое, в свою очередь, становится тезисом но на более высоком уровне развития.

Т (тезис)  -  А (антитезис)  -  С (синтез)

Гегель утверждает, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а по спирали, поступательно, от низших форм к высшим;

В своем учении Гегель отводит человеку особую роль в мире. Человек есть носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека – это частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный Мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность.

История  по Гегелю - есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. Основой всемирной истории является экономическая деятельность, т.е. труд – преобразование природы с помощью орудий труда.
Противоречия, конфликты в обществе – не зло, а благо – двигатель прогресса.

 

Людвиг Фейербах (1804 – 1872) считается философом, завершившим этап немецкой классической философии и начавшим эпоху материализма.
Свою философию Фейербах называл «новой философией» и «философией будущего». Ее предметом  должен стать человек, а сама философия – учением о человеке или антропологией.
Критикуя в своих научных трудах Гегеля, Фейербах отрицает идею Абсолютного духа. Вместо этой идеи он разрабатывает учение -  антропологический материализм.

  • Единственными  реальностями  являются природа и человек
  • Человек является частью природы (а не творение Бога)
  • Идеи существует  не сами по себе, а есть продукт сознания человека
  • Материя вечна и бесконечна,  никем не сотворена и никем неуничтожима
  • Всё, что нас окружает это различные проявления материи
  • Бога как самостоятельной реальности не существует, это плод фантазии человека для утешения и успокоения себя
  • смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.

 

Классическая немецкая философия наложила заметный отпечаток на последующее развитие философии. Она стала теоретическим источником  формирования философских взглядов Маркса, Энгельса, и др. На ее основе возникли философские школы в конце XIX и первую треть  ХХ века.


 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем особенности немецкой классической философии?
2. Какое место в процессе познания мира И. Кант отводил рассудку и разуму?
3. Что такое феномен и «вещь в себе» по Канту?
4. Что такое диалектика Гегеля?
5. Что такое Абсолютная Идея?
6. Какое познавательное значение имеет антропологический материализм Л. Фейербаха?