Тема 1.2. Основные идеи философии от античности до новейшего времени.
Немецкая классическая философия
Вопросы:
1. Особенности немецкой классической философии
2. Основные представители классической философии и их идеи.
Особенности немецкой классической философии.
Своё название - «классическая» - немецкая философия XIX века получила с лёгкой руки Фридриха Энгельса, который так назвал её в своей книге «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1888 г.).
Слово классическая (classicus – образцовый, достигший вершины) указывает на то, что философская мысль немецких ученых в этот период достигла своего пика.
Немецкая классическая философия охватывает период конца XVIII – первой трети XIX в. и представлена именами Канта, Гегеля, Фейербаха.
В чем же отличия немецкой классической философии от других философских систем Нового времени?
- разработка концепции диалектики
- обоснование закона вечного развития
- глубоко исследуется человеческаясущность
- история - это процесс, в основе которого лежит экономика, то есть труд
- роль философии – критика культуры
Таким образом, классическая немецкая философия внесла существенный вклад в постановку и разработку философских проблем.
Основные представители классической философии и их идеи
Иммануил Кант (1724 – 1804) – основоположник немецкой классической философии Нового времени. В своих ранних работах Кант одним из первых:
- выдвинул гипотезу о происхождении Солнечной системы естественным путем из первоначальной туманности;
- объяснил замедление вращения Земли воздействием приливов и отливов;
- разработал систему классификации животного мира;
- выдвинул идею человеческих рас.
Однако, вместе со всем этим первопричиной мироздания Кант считал Бога (!?)
Позднее Кант создал главные произведения, принесшие ему мировую славу:
- «Критика чистого разума» (1781),
- «Критика практического разума» (1788),
- «Критика способности суждения»(1790).
Философская система Канта очень сложная. Он очень тонко чувствовал специфику философских проблем и поэтому изложить идеи Канта в его понимании задача непосильная.
Кант формулирует главный вопрос своего учения так: каким нужно быть и что надо делать, чтобы быть человеком?
Далее он описывает процесс познания мира человеком в процессе жизни и приходит к выводу о наличии трех ступеней познания:
- чувства (в детстве мы начинаем познавать мир, используя органы чувств).
- рассудок (с приобретением определенного жизненного опыта, человек начинает постигать мир при помощи мышления, он учится оперировать не самими предметами, воздействующими на органы чувств, а понятиями (образами) этих предметов).
- разум (высшая сфера человеческого познания - разум, который под руководством субъективных идей (души) должен дать постижение сущности этого мира).
Однако в этой, казалось бы, стройной цепи процесса познания человек сталкивается с проблемами:
- предметы внешнего мира существуют, но познать их подлинную суть нам не дано - мы их воспринимаем только как явление; в своих рассуждениях Кант называет их «вещь в себе». Такая точка зрения в философии называется агностицизм (отрицание познания) т.е. мир в своей сути непознаваем, а человеческий разум ограничен и за пределами ощущений ничего знать не может.
- пространство и время - формы созерцания, т.е. формы чувственности, а не рассудка, это представления, а не понятия (таким образом, Кант утверждает нереальность пространства и времени, до приобретения человеком опыта действительности - apriori).
Кант говорит: «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы.
Однако, разум, пытаясь познать «вещи в себе», неминуемо приходит к противоречиям – антиномиям, которые можно как постоянно доказывать, так и постоянно опровергать. Кант различает четыре базовые антиномии:
Пространство и время бесконечно |
|
Мир конечен во времени и в пространстве |
Мир прост, целостен и неделим |
|
Всё в мире сложно, он состоит из частей |
В мире существует свобода |
|
Свободы нет, есть необходимость |
Бог существует |
|
Бога нет |
Таким образом, логика и разум бессильны познать «вещи в себе». Вера в Бога – это вопрос не науки, а нравственности.
Поскольку разум не может постичь «вещи в себе», то человеку остается лишь одно – полагаться на нравственность:
- именнонравственность есть основа человеческого существования, то, что делает человека человеком;
- нравственность не нуждается в обосновании, она единственное оправдание разумного устройства мира;
- нравственность (совесть) побуждает человека совершать тот или иной поступок;
Категорический императив Канта: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в своем лице».
Ты должен поступать так, чтобы твоя свобода не мешала бы свободе другого. Целью поступков морального человека должно быть собственное моральное совершенство и счастье другого человека.
Самой высокой ценностью и высшей целью Кант считал человека, который должен сделать себя достойным счастья, заслужив его поведением
Георг Гегель (1770 -1831)
Основной вклад В. Гегеля в развитие философии состоит в том, что он:
- впервые четко сформулировал понятие диалектики.
- разработал теорию объективного идеализма, основным понятием которой является некий – Абсолютный дух (это подлинная реальность и первопричина всего окружающего мира, он обладающее самосознанием, способностью мыслить и творить).
Таким образом, согласно Гегелю, мир - есть самопроявление Абсолютного духа, который постоянно раздваивается и из этой раздвоенности вновь возвращается в себя по схеме:
Абсолютный дух – окружающий мир – природа - человек - мышление – реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека – возращение Абсолютного духа к самому себе.
Смысл диалектики в том, что:
- все предметы и явления окружающего мира, процессы содержат в себе противоположные начала (тепло – холод, молодость – старость, война – мир, юг - север и т. д.).
- противоположные начала есть стороны единого бытия. Они всегда находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути (без них предметы и явления не существуют).
- основа развития и существования всего в мире - единство и борьба противоположностей.
Гегель вывел формулу всего сущего:
1. вначале возникает определенное утверждение (тезис)
2. для каждого тезиса всегда находится его противоположность (антитезис)
3. в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается – новое утверждение (синтез), которое, в свою очередь, становится тезисом но на более высоком уровне развития.
Т (тезис) - А (антитезис) - С (синтез)
Гегель утверждает, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а по спирали, поступательно, от низших форм к высшим;
В своем учении Гегель отводит человеку особую роль в мире. Человек есть носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека – это частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный Мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность.
История по Гегелю - есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. Основой всемирной истории является экономическая деятельность, т.е. труд – преобразование природы с помощью орудий труда.
Противоречия, конфликты в обществе – не зло, а благо – двигатель прогресса.
Людвиг Фейербах (1804 – 1872) считается философом, завершившим этап немецкой классической философии и начавшим эпоху материализма.
Свою философию Фейербах называл «новой философией» и «философией будущего». Ее предметом должен стать человек, а сама философия – учением о человеке или антропологией.
Критикуя в своих научных трудах Гегеля, Фейербах отрицает идею Абсолютного духа. Вместо этой идеи он разрабатывает учение - антропологический материализм.
- Единственными реальностями являются природа и человек
- Человек является частью природы (а не творение Бога)
- Идеи существует не сами по себе, а есть продукт сознания человека
- Материя вечна и бесконечна, никем не сотворена и никем неуничтожима
- Всё, что нас окружает это различные проявления материи
- Бога как самостоятельной реальности не существует, это плод фантазии человека для утешения и успокоения себя
- смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.
Классическая немецкая философия наложила заметный отпечаток на последующее развитие философии. Она стала теоретическим источником формирования философских взглядов Маркса, Энгельса, и др. На ее основе возникли философские школы в конце XIX и первую треть ХХ века.