- Главная
- Нормативный раздел
- Учебно-методический раздел
- - методические рекомендации для преподавателя
- - учебное пособие для обучающихся
- - лекции / курс лекций
- - практическое пособие (практикум)
- - презентации для проведения учебных занятий
- - видеолекции (видеопособия, учебные видеофильмы)
- - материалы по выполнению практических заданий
- - материалы аудиторной самостоятельной работ
- - материалы внеаудиторной самостоятельной работы
- Контрольно-измерительный раздел
- Информационный раздел
- Обратная связь
СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. История развития астрономии
Тема 1.1 Что изучает астрономия 1.1. Астрономия в древности. Структура и масштабы вселенной
Тема 1.2 Исследование космоса и околоземного пространства Раздел 2. Устройство Солнечной системы
Тема 2.1 Система звёздных координат 2.1. Небесные координаты и звездная карта. Видимое движение звезд.2.2. Годичное движение Солнца по небосводу. Эклиптика 2.3. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны 2.4. Практическое занятие №1 "Небесная сфера и звездная карта"
Тема 2.2 Строение Солнечной системы 2.5. Развитие представлений о строении мира2.6. Общие характеристики планет. Земля, Луна и планеты земной группы 2.7. Планеты-гиганты 2.8. Практическое занятие №2 "Малые тела Солнечной системы" Раздел 3. Строение и эволюция Вселенной
Тема 3.1 Объекты и масштабы Вселенной 3.1. Состав и строение Солнца3.2. Разнообразие звезд во Вселенной и их характеристики 3.3. Галактики и межзвездное пространство. Звездоплавание.
Тема 3.2 Эволюция Вселенной 3.4. Строение и эволюция Вселенной3.5. Основы современной космологии
Контрольно-итоговое занятие Итоговое тестирование
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДОМАШНЯЯ РАБОТА Ответьте на вопросы: 1. В чем различие между юлианским и григорианским календарем? |
Тема 2.5. Развитие представлений о строении мираУчебные материалы к уроку
1. Законы Кеплера и Ньютона Законы Кеплера и Ньютона
Важную роль в формировании представлений о строении Солнечной системы сыграли также законы движения планет, которые были открыты Иоганном Кеплером (1571—1630). Первый закон Кеплера Второй закон Кеплера Третий закон Кеплера
Работы Кеплера создали возможность для обобщения знаний по механике и появления законов динамики и закона всемирного тяготения, сформулированных позднее Исааком Ньютоном. Закон всемирного тяготения Ньютона
Вычисление размеров Земли, её форма и расстояние от Солнцаа
Представление о Земле как о шаре, который свободно, без опоры находится в космическом пространств является одним из величайших достижений науки древнего мира. Идея, положенная в основу измерений Эратосфена, весьма проста: вычислить длину дуги в 1°, а затем длину окружности и величину ее радиуса, т, е, радиуса земного шара. Эратосфен сравнил полуденную высоту Солнца в один и тог же день в двух городах, находящихся на одном меридиане. Измерив высоту Солнца в городе Сиенна в поддень 22 июня и городе Александрии, Эратосфен установил, что Солнце отстоит от зенита на 7,2°. Следовательно, длина дуги составляет 7,2°. Расстояние между Сиеной и Александрией 5000 греческих стадий (~790 км). Длина окружности (L) разделенное на расстояние между пунктами измерения должно равняться 50.
Из этой формулы длина окружности Земли (L) будет равна:
Соответственно радиус Земли: R = L/2π = 39375 / 6,28 ≈ 6 270 км. Современные измерения установили точные размеры Земли:
Форма Земли — не идеальный шар: она сплюснута у полюсов. Ее полярный радиус на 21 км короче экваториального. Более точно форму нашей планеты передает фигура, называемая эллипсоидом вращения.
Масса Земли – 6 х 1024 кг Расстояние до Солнца ~ 150 000 000 км Это расстояние принимается за одну астрономическую единицу (1 а. е.) и используется при измерении расстояний между телами Солнечной системы.
|