- Главная
- Нормативный раздел
- Учебно-методический раздел
- - методические рекомендации для преподавателя
- - учебное пособие для обучающихся
- - лекции / курс лекций
- - практическое пособие (практикум)
- - презентации для проведения учебных занятий
- - видеолекции (видеопособия, учебные видеофильмы)
- - материалы по выполнению практических заданий
- - материалы аудиторной самостоятельной работ
- - материалы внеаудиторной самостоятельной работы
- Контрольно-измерительный раздел
- Информационный раздел
- Обратная связь
![]()
СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. История развития астрономии
Тема 1.1 Что изучает астрономия 1.1. Астрономия в древности. Структура и масштабы вселенной
Тема 1.2 Исследование космоса и околоземного пространства Раздел 2. Устройство Солнечной системы
Тема 2.1 Система звёздных координат 2.1. Небесные координаты и звездная карта. Видимое движение звезд.2.2. Годичное движение Солнца по небосводу. Эклиптика 2.3. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны 2.4. Практическое занятие №1 "Небесная сфера и звездная карта"
Тема 2.2 Строение Солнечной системы 2.5. Развитие представлений о строении мира2.6. Общие характеристики планет. Земля, Луна и планеты земной группы 2.7. Планеты-гиганты 2.8. Практическое занятие №2 "Малые тела Солнечной системы" Раздел 3. Строение и эволюция Вселенной
Тема 3.1 Объекты и масштабы Вселенной 3.1. Состав и строение Солнца3.2. Разнообразие звезд во Вселенной и их характеристики 3.3. Галактики и межзвездное пространство. Звездоплавание.
Тема 3.2 Эволюция Вселенной 3.4. Строение и эволюция Вселенной3.5. Основы современной космологии
Контрольно-итоговое занятие Итоговое тестирование
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДОМАШНЯЯ РАБОТА Ответьте на вопросы: 1. В чем различие между юлианским и григорианским календарем? |
Тема 2.5. Развитие представлений о строении мираУчебные материалы к уроку
1. Законы Кеплера и Ньютона Законы Кеплера и Ньютона
Важную роль в формировании представлений о строении Солнечной системы сыграли также законы движения планет, которые были открыты Иоганном Кеплером (1571—1630). ![]() Первый закон Кеплера Второй закон Кеплера Третий закон Кеплера
Работы Кеплера создали возможность для обобщения знаний по механике и появления законов динамики и закона всемирного тяготения, сформулированных позднее Исааком Ньютоном. Закон всемирного тяготения Ньютона
Вычисление размеров Земли, её форма и расстояние от Солнцаа
Представление о Земле как о шаре, который свободно, без опоры находится в космическом пространств является одним из величайших достижений науки древнего мира. Идея, положенная в основу измерений Эратосфена, весьма проста: вычислить длину дуги в 1°, а затем длину окружности и величину ее радиуса, т, е, радиуса земного шара. Эратосфен сравнил полуденную высоту Солнца в один и тог же день в двух городах, находящихся на одном меридиане. Измерив высоту Солнца в городе Сиенна в поддень 22 июня и городе Александрии, Эратосфен установил, что Солнце отстоит от зенита на 7,2°. Следовательно, длина дуги составляет 7,2°.
Расстояние между Сиеной и Александрией 5000 греческих стадий (~790 км). Длина окружности (L) разделенное на расстояние между пунктами измерения должно равняться 50.
Из этой формулы длина окружности Земли (L) будет равна:
Соответственно радиус Земли: R = L/2π = 39375 / 6,28 ≈ 6 270 км. Современные измерения установили точные размеры Земли:
Форма Земли — не идеальный шар: она сплюснута у полюсов. Ее полярный радиус на 21 км короче экваториального. Более точно форму нашей планеты передает фигура, называемая эллипсоидом вращения.
Масса Земли – 6 х 1024 кг Расстояние до Солнца ~ 150 000 000 км Это расстояние принимается за одну астрономическую единицу (1 а. е.) и используется при измерении расстояний между телами Солнечной системы.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем различие между юлианским и григорианским календарем?
|