СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. История развития астрономии

Тема 1.1 Что изучает астрономия

1.1. Астрономия в древности. Структура и масштабы вселенной

 

Тема 1.2 Исследование космоса и околоземного пространства

1.2. Особенности астрономии. Астрономические инструменты

Раздел 3. Строение и эволюция Вселенной

 

 

Контрольно-измерительные материалы

...


 

Рекомендации по использованию КИМ по дисциплине.

В данных материалах содержатся задания в виде тестов различного уровня сложности:
- часть А – простые
- часть В – усложненные;
- часть С – сложные.

Часть А содержит задания с выбором ответа. С их помощью проверяется знание дат, фактов, понятий и тер¬минов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий.

Часть В состоит из более сложных заданий с открытым ответом (слово, дата, сочетание цифр). Эти задания в дополнение к вышеуказанным элементам подготовки позволяют проверить умение классифицировать и систематизировать факты.

Часть С содержит задания повышенной сложности с открытым развернутым ответом. Задания этого типа предполагают разные виды деятельности:
- анализ исторического документа;
- представление общей характеристики;
- анализ исторической ситуации, сравнение.

Такие задания можно рекомендовать для проверки знаний и умений при рубежном и итоговом контроле.
Тестирование рекомендуется проводить с применением возможностей ИКТ. Существует достаточно много компьютерных программ для проведения тестирования. Наиболее оптимальным вариантом авторы предлагают использовать программу от кампании iSpring solutions – QuizMaker. Это функциональная и одновременно простая в использовании программа для создания тестов.

Готовый тест представляет собой один Flash-файл, готовый как для локального использования, так и для публикации в любой стандартизированной системе дистанционного обучения (СДО).

Применение программы позволит как сократить издержки времени на организацию проверки знаний, так и ускорит обработку результатов тестирования преподавателем. В случае отсутствия возможности использовать компьютер, тестирование можно проводить и в обычном «бумажном» варианте.

На выполнение тестовых заданий из частей А и В, как правило, используемых при организации текущего контроля, рекомендуется отводить 10-15 минут. Задания этого типа рекомендуется использовать на каждом занятии.
Для проведения рубежного контроля \ промежуточной аттестации при завершении изучения раздела учебного материала предлагается проводить итоговое тестирование, на которое отводится, как правило, не менее 45 минут.
Для проведения итоговой аттестации предлагается проводить итоговое тестирование, на которое отводится, как правило, не менее 1 часа.

Система оценивания ответов

В зависимости от вида задания используются различные способы оценивания. Что бы избежать субъективной оценки сложности различных вопросов, как правило, каждый вопрос оценивается 1 баллом в случае правильного ответа и 0 баллов, если ответ неправильный. Эту систему оценивания можно применять при проверке заданий части А и тех заданий из части В, в которых нужно указать дату или слово. Максимально возможный балл за тест в этом случае будет равен числу правильных вариантов ответа, имеющихся в нем.

Часть В также содержит задания на установление правильной последовательности и установление соответствия. Эти формы заданий могут оцениваются по многозначной системе, то есть за частично правильный ответ тестируемый получает некоторое усредненное количество баллов.В этом случае баллы начисляются по следующей схеме:
• полностью правильный ответ— 2 балла;
• один правильно указанный параметр — 1 балл;
• отсутствие правильных параметров — 0 баллов.

Таким образом, максимально возможный балл за задание будет равен числу правильных вариантов ответа, имеющихся в нем.

Оценка выполнения заданий части С является многозначной. За каждую часть задания тестируемый получает баллы, из которых складывается суммарный балл.

В целом многозначную систему оценки целесообразно применять при итоговом контроле знаний, а также в тех случаях, когда надо вручную проверить большое количество бланков ответов.

Таким образом, выбор системы оценки диктуется целью тестирования и видом педагогического контроля. Авторы рекомендуют использовать гибкую систему оценивания результатов тестирования, при которой тестируемый имеет право на ошибку:

80% от максимальной суммы баллов — оценка «5»;
60-80% - оценка «4»;
40-60% - оценка «3»;
0—40% — оценка «2».

Критерии оценки ответов при устном опросе

Оценка «5» за вопрос ставится при условии, что обучающийся:
• логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового или профильного уровня;
• правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;
• верно, в соответствии с вопросом характеризовал на базовом или профильном уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития (на профильном уровне также раскрыл их место и значение в жизни
общества как целостной системы);
• объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов;
• обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук;
• проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности (на профильном уровне проявил также умение оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук);
• показал умение формулировать на основе приобретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и правоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;
• проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания. Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса.
Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что в процессе беседы экзаменатора с экзаменуе-мым последний самостоятельно делает необходимые уточнения и дополне-ния.

Оценка «4» ставится, если обучающийся допустил малозначительные ошибки, или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем не смог в процессе беседы самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения, или не обнаружил какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.

Оценка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или экзаменуемый не смог показать необходимые умения.

Предложенные выше рекомендации по оцениванию ответов на отдельные вопросы не носят исчерпывающего характера и не описывают все возможные случаи, а могут быть лишь общим ориентиром.