Исторический источник
|
все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человеческого общества, т.е. всё созданное человеком, а также результаты его взаимодействия с окружающей средой; предметы материальной культуры, памятники письменности, обычаи, обряды и др. Количество исторических источников безгранично, но число сохранившихся от отдельных исторических периодов неодинаково.
|
Хронологический метод |
метод исследования, основанный на отборе и выстраивании исторических фактов в хронологической или иной естественной последовательности (сначала причина, потом следствие и т.п.).
|
Объект науки |
это часть окружающего мира, на которую направлен исследовательский интерес; объект науки всегда отвечает на вопрос «какая область знаний интересует данную науку».
|
Предмет науки |
это часть объекта, которая непосредственно подвергается исследованию в процессе изучения. В одном и том же объекте может быть много предметов исследования. Предмет исследования всегда меньше объекта.
|
Исторический факт |
это такое событие или явление прошлого, которое оказалась зафиксировано сознанием современников (не важно, в письменном виде или в виде изустного предания) и дошло до наших дней.
|
Метод изучения |
(от греч.— путь исследования или познания) — систематизированная совокупность действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.
|
Подход в изучении чего-либо |
способ решения, осуществления, объяснения чего-либо; система взглядов, методов и способов (в науке).
|
Общественно-экономическая формация |
стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений. В основе каждой формации лежит определённый способ производства. В структуру формации органически входят не только экономические, но и все социальные отношения между общностями людей, которые существуют в данном обществе.
|
Цивилизация |
(от лат. civilis — гражданский, государственный):
- историко-философское значение —совокупность материально-технических и духовных достижений человечества;
- стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности;
- локализованное во времени и пространстве общество.
Одним из первых понятие термин «цивилизация» в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием делением общества на классы, а также появлением городов и письменности. Предложенная им периодизация мировой истории (дикость — варварство — цивилизация) пользовалась поддержкой в научных кругах в конце XVIII — начале XIX века.
|
Формационный подход |
в советской исторической науке наибольшее распространение получила схема пяти формаций, которая была разработана советскими учёными на основе произведений Маркса и Энгельса. Суть концепции заключалась в том, что любое человеческое общество проходит в своём развитии пять последовательных этапов — первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации.
В настоящее время один из наиболее последовательных сторонников формационной теории остаётся Ю. И. Семёнов. Он создал глобальную формационную концепцию истории, согласно которой последние общества не проходят той стадии, на которой находились первые, не повторяют их движение. Выходя на магистраль человеческой истории, они сразу начинают движение с того места, на котором остановились ранее некогда передовые общества.
|
Цивилизационный подход |
сторонники такого подхода полагают, что выделение равноценных цивилизаций позволяет избежать вопроса о прогрессе в истории, а значит — избежать градации развитых, развивающихся и не развитых народов. Наиболее четко данный подход изложен в книге Н. Я. Данилевского «Россия и Европа». В зарубежной науке безусловный приоритет принадлежит книге О. Шпенглера «Закат Европы». Однако наиболее обстоятельно цивилизационная теория была сформулирована в сочинении А. Тойнби «Постижение истории». Тойнби выделил около 30 цивилизаций, отличающихся уникальными неповторимыми чертами. Причинами возникновения цивилизаций служили «вызовы» внешней среды. Каждая из цивилизаций проходила в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и распада.
Уже давно обнаружились слабые стороны цивилизационного подхода. Во-первых, не удалось выявить объективных критериев, по которым выделяются цивилизации. По этой причине их число сильно отличается у разных авторов. Во-вторых, время существования цивилизаций различно, периоды взлета и упадка могут случаться неоднократно. В-третьих, причины генезиса и упадка разных цивилизаций различны. Цивилизационная теория была популярна в мировой науке полвека назад, ныне она находится в кризисном состоянии.
|
|
|