СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Контрольно-оценочные средства для итогового контроля


 

Для просмотра вопросов теста кликните по панели

Часть 1

А1. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы общества?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
2) племена, народности
3) сословие, класс
4) республика, федерация
5) издержки, прибыль

А2. Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Глава государства обращается к гражданам в СМИ.
2) Врачи слушают доклад министра здравоохранения.
3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились.
4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.

А3. На уроке школьники изучали семейное законодательство РФ на примере дела о разводе одной семейной пары. Субъектом данной учебной деятельности является (-ются)
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) семейное законодательство
2) урок
3) школьники
4) семейная пара

А4. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является частью природы.
Б. В структуру общества входят сферы общественной жизни.

Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А5. Десятиклассница победила на престижном конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На каком уровне образования находится десятиклассница?
1) начальном общем
2) основном общем
3) среднем общем
4) среднем профессиональном

А6. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.
Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А7. Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?
Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) прибыль
2) труд
3) налоги
4) зарплата

А8. Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют
Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) предпринимательством
2) реформированием
3) производством
4) творчеством

А9. В стране существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны имеет рыночный характер?
Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.
2) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.
3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.
4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить

В3. Определение какого понятия приведено ниже:
А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой.
Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А11. Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?
Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) крестьяне
2) рязанцы
3) русские
4) пассажиры

А12. Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?
Выберите один из 4 вариантов ответа:

2) потребитель
3) избиратель
4) ученик средней школы
5) водитель

А13. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям.
Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А14. Государственную власть осуществляет …
Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) ректор университета
2) председатель правительства
3) лидер оппозиционной партии
4) председатель Центробанка

А15. В государстве верховная власть передаётся правителю по наследству. Он руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает судебные решения. Какая форма правления существует в государстве?
Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) федерация
2) абсолютная монархия
3) унитарное государство
4) республика

А16. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.
Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определённых социальных сил.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

2) верно только А
3) верно только Б
4) верны оба суждения
5) оба суждения неверны

А17. Правовые нормы, в отличие от других социальных норм …
Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) поддерживаются силой государства
2) регулируют поведение людей
3) опираются на силу общественного мнения
4) содержат образцы поведения

А18. В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ
Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) принимает законы
2) разрешает правовые споры
3) утверждает изменения границ между субъектами РФ
4) осуществляет управление федеральной собственностью

А19. Гражданин подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример иллюстрирует прежде всего право гражданина как собственника в отношении принадлежащего ему имущества …
Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) владеть
2) распоряжаться
3) пользоваться
4) наследовать

А20. Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах государства?
А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти
осуществляет адвокатура.
Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

В21. В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y - тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт различия.
1. пресечение нарушений общественного порядка
2. наличие органов исполнительной власти
3. свободные выборы на альтернативной основе
4. вынесение приговоров внесудебными органами

Черты сходства _____________________________________________

Черты различия _____________________________________________

В22. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой …
(А) Мария окончила институт и работает бухгалтером.
(Б) Она читает профессиональную литературу, отслеживает изменения в законодательстве.
(В) Мария правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере.

Определите, какие положения текста…

2) отражают факты
3) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений

А ___

Б ___

В ___

В23. Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

права человека ______

группы прав _________


B) право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Б) защита от вмешательства в личную жизнь
C) право на защиту чести и достоинства
Г) право на свободу мирных собраний и ассоциаций
Д) право на жизнь

1) гражданские (личные)
2) политические
3) социальные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В24. Прочитайте текст Проанализируйте статистические данные и выполните задания В4, В5.
В стране Z был проведён опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой способ увеличения производительности труда Вы считаете наиболее эффективным?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.


1) Процент тех, кто рассматривает повышение оплаты труда как эффективный способ увеличения производительности труда, больше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных предприятий.
2) Значение модернизации производства как эффективного способа увеличения производительности труда для работников частных фирм ниже, чем для работников государственных предприятий.
3) Процент тех, кто считает повышение квалификации кадров эффективным способом увеличения производительности труда, выше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных фирм.
4) Равные доли работников частных фирм отмечают повышение квалификации работников и создание комфортных условий труда как наиболее эффективные способы увеличения производительности труда.
5) Мнение о повышении оплаты труда как наиболее эффективном способе увеличения производительности труда наиболее распространено среди работников обоих типов предприятий.

Ответ:___________________________________________________________.

В25. Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Большинство работников связывают повышение производительности труда с научно-техническим прогрессом.
2) Проблема повышения квалификации в равной мере неактуальна для работников как частных фирм, так и государственных предприятий.
3) Модернизация производства позволяет повысить заработную плату работников.
4) Материальные стимулы являются ведущими для значительной доли опрошенных.
5) Успешность фирмы зависит от уровня её технической оснащённости.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (26-30) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания, а затем развёрну-тый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 26-30.

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу... Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина... на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
Учение - вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения - молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знаний - это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни...
Учитесь любить учиться!
(Д.С. Лихачёв)

С26. Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.

С27. Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.


С28. Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодёжи? Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.

С29. Автор пишет о нравственной ответственности человека за «всё, что происходит в век машин и роботов». Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой мысли.

С30. Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.


Эталонные ответы

Часть 1

За правильный ответ на каждое задание, кроме В22, ставится 1 балл. Задание 22 оценивается по следующему принципу:

2 балла - нет ошибок;
1 балл - допущена одна ошибка;
0 баллов - допущены две и более ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.?

Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста?

Используя текст, укажите две причины.