СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Тема 1.2. Развитие представлений об обществе.

 


1. Мифологические представления о происхождении людей у разных народов
2. Исторические концепции о строении общества.
3. Общественный прогресс.


 

Мифологические представления о происхождении людей у разных народов

С давних пор люди пытались объяснить причины возникновения общества, причины его развития.

Первоначально такие объяснения давались ими в форме мифов.Совокупность мифов называется мифологией.

В мифах разных народов рассказывается, как человек произошел от животных.

Мифы индейских народов Америки

Когда-то жили люди - животные, от которых потом пошли люди, звери и птицы. Давным-давно земля была населена злыми бородатыми людьми, они были очень похожи на белых людей. Солнце и луна послали на землю великана, который уничтожил всех злых людей, а вместо них создал из глины новых мужчину и женщину.

Мифы египтян и шумеров

У египтян и шумеров также была версия о том, что человек был создан из глины богами для того, чтобы он послушно и без устали работал на них.

Мифы народностей Севера

У жителей Севера есть предание о вороне, который создал людей из камней, ко-стей и травы. Интересные мифы составили чукчи. Они верили, что человек возник из пыли.

Мифы индийцев

В Индии существует миф о том, что высшее божество Брахма создал Вселенную, а потом силой духа создал сыновей. Они стали родоначальниками богов и людей. Брахма также стал основателем человеческих родов.

Мифы китайцев

В Китае хранят предание о прародительнице человечества - богине Нюйва. Это - наполовину женщина, наполовину змея. Она лепила людей из глины, опуская в глиняную массу веревку, потом вытаскивала веревку вместе с налипшими комочками глины. С комочков, павших на землю, выходили люди, которые дали начало бедным родам. Знатные и богатые люди ушли от тех, кого Нюйва вылепила своими руками.

Библейские мифы

Бог создал человека на шестой день сотворения мира. Мужчина был создан по образу и подобию Бога из праха и глины. Бог дал ему имя Адам. Чтобы Адам не был одинок, Бог из ребра Адама создал Еву - жену Адама - прародителей человечества.

Исторические концепции о строении общества.

Наряду с мифологией свои ответы на вопросы об обществе, о законах мироздания также пытались найти религия и философия. Многие представления об обществе были сформулированы мыслителями еще в древнем мире.

Общественный прогресс.

Под прогрессом понимается развитие, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация.

Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, либо рассматривая историю как:
1. циклический круговорот с чередой подъемов и спадов;
2. параллельное развитие различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

Очевидно, что развитие общества не исключает и регресса. Так, развитие орудий труда, техническая революции — яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли.

Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, в бездуховности.

Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации».

Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед?

Различают две формы социального прогресса:
• социальная революция
• реформа

Социальная революция — это полное изменение всех сторон существующего социального строя. Причиной социальной революции является обострение экономических, политиче-ских и иных противоречий в обществе. Революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса.

Реформа — это изменение какой либо стороны общественной жизни без уничтожения основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса.



 

Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2014. – 312 с.

Глава 3
§ 2 стр. 15-21

Составление конспекта по плану:

1. Мировоззрение, его место в духовном мире человека.
2. Типы мировоззрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для закрепления и повторения:

1. Разъясните сущность и отличительные особенности традиционного (аграрного) общества?
2. Разъясните сущность и отличительные особенности индустриального общества?
3. В чем отличие постиндустриального (информационного) общества от индустриального?
4. В чем, на ваш взгляд, сущность общественных отношений?
5. Как со временем менялись взгляды на причины и движущие силы развития общества?