СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Тема 1.4. Современное общество.

 


1. Информационные революции.
2. Характеристика общественного развития на современном этапе
3. Экономика постиндустриального общества


 

Информационные революции

Считается, что на протяжении своей истории человечество пережило несколько так называемых информационных революций. В основе всех изменений лежит тот или иной формат представления, хранения и передачи информации.

Первая информационная революция - связана с появлением речи. Она является основой коммуникации людей.

Речь появилась в результате совместной деятельности людей. Её появление было неизбежным, так как количество информации, которую ис-пользовали люди, резко выросло по сравнению с миром животных.

Развитие речи привело к возможности более точной передачи информации в результате обретения названий предметов, животных, растений, а также разнообразных действий и состояний.

Речь позволила создать осознанную модель мира, и если труд создал человека, то человека разумного – homo sapiens – создала речь.

Речь – это, прежде всего, трансляция (перевод) мысли на язык взаимодействий в окружающей среде (т.е. основное средство для осуществления коммуникации).

Большинство ученых согласны с тем, что этот перевод осуществляется человеком неосознанно, он изначально встроен в общую модель окружающего мира, формирование которой происходит у человека до трех лет.

Появление речи как основного элемента коммуникации принесло решение проблемы передачи смысла только в простейших, однозначных ситуациях, так как преобразование мысли в речь всегда сопровождается информационными потерями.

Попробуйте самстоятельно определить: что такое информационные потери и почему они постоянно происходят? Оцените степень информационных птерь при передачи одной и той же информации (содержание урока), например, преподавателем и студентом.

Рис. 1. Появление символической речи

Однако, несмотря на важность речи, она обладала и недостатками:
- проблемность предоставления информации в описании пространственного сюжета
- в случае длительного хранения информации.

Это привело к появлению рисунков, дополняющих и иллюстрирующих речь и одновременно, что очень важно, обеспечивающих длительное хранение информации.

Информация предоставлялась и хранилась на другой основе (не передающейся в вербальной форме).


 

Вторая информационная революция связана с изобретением письменности. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению не только в процессе личного общения, а также хранения, редактирования и дополнения информации.

Рис. 2. Письменный свиток обладал
громадным объемом информации по
сравнению с рисунком

Создание письменности проходило по двум основным направления:
- создание кода для изображения звуков на Западе
- создание кода для изображения понятий на Востоке.

Рис. 3. Код для звуков (Западный мир) и код
для понятий
(мир Востока)

Именно письменность обозначила то, что принято называть первой информационной революцией в истории развития человеческой цивилизации.

Письменность обеспечила сохранение и распространение накопленных поколениями знаний и упорядочила информационный обмен в обществе, что привело к организации новой информационной структуры, позволяющей создавать, хранить и передавать информацию.


Появление письменности (текста) еще больше снизило возможности адекватного представления и восприятия мысли, так как информация (мысль) претерпевает двойное преобразование – сначала мысль формулируется в виде законченного высказывания (фразы), а затем эта фраза записывается.

Кроме того, читатель записанного текста, в свою очередь, также должен уметь его прочитать (раскодировать) и перевести в последовательность мыслительных образов, которые сформированы на основе его индивиду-ального предыдущего опыта и знаний.

Однако в письменной речи невозможно передать многие вербальные и невербальные компоненты общения, которые при непосредственном контакте реализуются в звучании речи, жестах и мимике.


 

Рис. 4. Появление печатного станка Иоганна Гуттенберга

Третья информационная революция (середина XV в.) вызвана изобретением в 1440 г. Иоганном Гутенбергом книгопечатания, которое вновь радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

У достаточно большого количества людей появилась возможность получать и хранить информацию (книги, газеты). В связи с этим существенно выросла роль образования, так как успехи индивида стали напрямую зависеть от грамотности.

В Российской истории успехи и широкие возможности кногопечатания связаны с достижениями Ивана Фёдорова, жившего в XVI веке.

На то, чтобы напечатать первую книгу, у Ивана Фёдорова ушло целых 11 месяцев.

Жизнь Ивана Фёдорова, как отмечено в его биографии, осложняли натянутые отношения с духовенством, которое выступало против печатного дела, возможно, потому, что печатные станки грозили существенно снизить стоимость литературы и лишить заработка монахов-переписчиков, копировавших книги вручную.


 

Четвертая информационная революция (конец XIX в.) обусловлена тем, что люди научились получать и использовать электричество, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио и телевидение, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом (наограниченном) объеме.

Вначале радио и телефон, а позже телевидение позволили окунуться индивиду в совершенно другой мир общения. Сегодня они естественны для многих людей, которые не мыслят своего существования без них.

Появление средств массовой информации обеспечило оперативное и массовое дистанционное предоставление информации большим массам людей. Все это привело к формированию нового типа информационного мышления, изменению представлений человека об окружающем мире.


 

Пятая информационная революция (1950-е гг.) связана с изобретением и активным использованием компьютера.

Рис. 5. Появление компьютеров

• выросла скорость передачи информации;
• уменьшение размеров всех узлов и устройств;
• создание программно-управляемых устройств и процессов;
• изобретение технологии передачи информации посредством цифровых кодов.

Создание ЭВМ и развитие телекоммуникаций обусловило появление виртуального пространства, которое сегодня существует параллельно с реальной действительностью и во многом ее заменяет.

С возникновением сети Интернет сложилось единое информационное пространство, обеспечивающее доступность и интеграцию информационных ресурсов.

Информация стала самым ценным товаром массового спроса. Вопрос о том, насколько успешен человек в этом обществе, зависит от уровня его информационной культуры, т.е. степени приобщения к виртуальному социуму. Человек сегодня не только создает виртуальную реальность, но и живет в ней.

Информационные процессы приобрели новые, до сих пор не известные человеческому обществу, качества:
- информационный обмен в большей степени, чем все остальные виды деятельности, способствует отношениям сотрудничества между людьми
- потребление информации ведет не к ее уменьшению, но, наоборот, к росту глобального информационного ресурса.

Развитие наукоёмких технологий не только решает множество старых проблем, например накопление и сохранение полученных ранее данных, но и порождает новые. Одна из них связана с информационной перегрузкой людей.

Рис. 6. Эпоха глобального роста количества информации

Специалисты ожидали, что ежегодный рост производства информации составит 10%, но реально он превысил запланированные цифры.

Однако рост же ежегодного потребления информации, составляет лишь 3%. Оказалось, что более половины производимой информации идёт «в корзину», потому что у людей не хватает времени на её потребление.

Наряду с положительными результатами компьютерной информационной революции она породила очень много этических, правовых, психологических, социальных и других проблем.

Таким образом, появление новых форм информационного взаимодействия обусловлено потребностями общества. Все это привело к очередной информационной революции, призванной обеспечить переход к новому этапу в развитии общества. Этот новый этап остро нуждается в осмыслении и понимании его последствий для всего человечества.

Характеристика общественного развития на современном этапе

В середине XIX века французский философ Огюст Конт, родоначальник научного течения – позитивизм - предложил рассматривать общественный прогресс как последовательные стадии развития, основанные на экономических достижениях:
- традиционное общество
- доиндустриальное общество
- индустриальное общество

Рис. 7. Элвин Тоффлер

Теорию Конта признают и сегодня, однако считают ее несколько устаревшей. Современные неопозитивисты, как их принято называть, выделяют более уточненные этапы развития общества:
- доиндустриальное общество
- индустриальное общество
- постиндустриальное общество

Таким образом, если говорить о человечестве как о едином сообществе, то сегодняшнее общество находится на стадии постиндустриального развития.

Основоположниками концепции постиндустриального общества являются Дэниэл Белл и Элвин Тоффлер.

Постиндустриальное общество представляет собой общество, в котором на первое место выдвигается сфера услуг, происходят серьезные сдвиги:
- в экономике – преобладание сферы услуг над сферой производства;
- в технологии ведущую роль играют отрасли промышленности, основанные на научной организации труда.

В постиндустриальном обществе изменяется характер социальной структуры, осуществляется переход от общества товаропроизводителей к информационному обществу, или обществу знаний.

В постиндустриальном обществе социальные отношения основываются на знаниях:
- возникают новые отношения между наукой и технологией;
- прогресс общества определяется успехами в области знания.

Экономика постиндустриального общества

Следует различать понятия: постиндустриальное и информационное общество.

Общество, в котором живет сегодня человечество, принято называть информационным. Оно пришло на смену постиндустриальному. Особенностью информационного общества является то, что для его жизнедеятельности очень важна роль информации – она выше, чем роль вещества или энергии.

Термин "постиндустриальная экономика" применяется для обозначения общества, пришедшего на смену индустриальному. Нынешний этап развития экономики ученые называют по-разному – "новой экономикой", "информационной экономикой", "инновационной экономикой", "нано-экономикой", "е-экономикой", "сетевой экономикой", "экономикой, основанной на знаниях".

Под "новой экономикой" понимают "экономику высокотехнологичных отраслей.

Предпосылками перехода к новой экономике выступили четыре фактора:
 либерализация рынков
 глобализация рынков
 усиление мобильности капитала
 глобализация цифрового пространства как единой коммуникационной сети.

Термин информационная экономика появился в 1970–1980 гг. Понятие основано на все возрастающей роли информации и знаний в производстве товаров и услуг. Это дало основание ввести понятие "информационное общество" – это общество, в котором качество жизни всё в большей степени зависят от информации и ее использования.

Почва, на которой выросла экономика знаний, была подготовлена тремя революциями:
- промышленной революцией (1750–1880), когда знания были использованы для производства товаров и услуг,
- производственной революцией (1880–1945), когда знания применялись для совершенствования производственных процессов и роста производительности труда;
- управленческая революция (1945–настоящее время), когда организации используют знания для "совершенствования знаний.

Экономика знаний отличается от предыдущего этапа развития прежде всего тем, что в производстве ВВП велика доля сферы услуг. Так, в США удельный вес сектора услуг в производстве ВВП составляет около 80%, а в России – свыше 50%.

Экономика знаний базируется на четырех столпах:
системе образования,
информационной и телекоммуникационной инфраструктуре,
эффективной системе инноваций
институциональном режиме.

Специалистами Всемирного банка был предложен так называемый индекс экономики знаний (KEI) – условный показатель, на основании которого можно установить уровень экономики знаний в определенной стране и выявить тенденцию развития экономики. Методика расчета индекса KEI основана на оценке 148 параметров.

Например, индекс системы образования рассчитывается на основании учета следующих показателей:
 уровень грамотности среди взрослого населения,
 степень профессиональной подготовки сотрудников,
 качество образования в области естественных наук и математики,
 доступ к Интернету в учебных заведениях,
 государственные расходы на образование в процентах от ВВП,
 процент работников с профессионально-техническим образованием
 количество поступивших в вузы
 уровень использования Интернета в бизнесе
 наличие электронных государственных услуг
 стоимость услуг Интернета
 количество пользователей Интернета на 1000 человек
 количество телефонов на 1000 человек
 количество компьютеров на 1000 человек
 численность домохозяйств, имеющих телевизор
 уровень международного обмена по сети Интернет.

Smart (интеллектуальной) экономике присущи специфические черты:


1. Происходят существенные структурные изменения в экономике, выражающиеся в сдвиге в сторону сферы услуг.
2. Главным экономическим ресурсом становятся информация и знания, т.е. интеллектуальные ресурсы.
3. Увеличиваются затраты на интеллектуально емкие товары и услуги (финансовые услуги, развлечения, спорт, отдых, персональные компьютеры, мобильные средства связи, цифровую бытовую технику и т.п.).
4. Изменяется структура рынка труда: наблюдается рост интеллектуальных работников (knowledge workers).
5. Возникают новые формы организации экономической деятельности (элек-тронная торговля) и новые инструменты (электронные деньги, электронная подпись).
6. Происходит проникновение ИКТ во все сферы деятельности.

Итак, переход от одного системного уровня к другому вызывает качественное изменение всей экономической системы, при этом видоизменяются ее функции, направленность и вектор развития, культурные ценности, основы воспроизводственного процесса. Здесь речь идет не просто об адаптации элементов системы к изменяющимся условиями, а о радикальных преобразованиях системообразующих компонент, обеспечивающих движение на новый диалектический уровень.



 

Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2014. – 312 с.

Глава 3
§ 4 стр. 28-35

Составление конспекта по плану:

1. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
2. Человек в системе экономических отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для закрепления и повторения:

1. Что обусловило появление речи на начальном этапе развития человека?
2. Сколько этапов прошел процесс информатизации к сегодняшнему дню?
3. Какими особенностями обладает современное (постиндустриальное и информационное) общество?