СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 2. Основные философские проблемы и вопросы
Раздел 3. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)

Вопросы контрольных работ

...


 

Тема 1.1. История как наука

1. Сформулируйте, в чем сущность истории?
2. Почему "отцом истории" считают древнегреческого философа Геродота? Как он определял, что такое «история»?
3. Сформулируйте ответ, зачем нужно изучать историю?
4. Что такое историческое время, чем оно отличается от времени физического?
5. Что такое исторический факт. Какие исторические факты различают?
6. Приведите классификацию исторических источников?
7. Дайте определение терминам и понятиям: 
- развитие – 
- эволюция – 
- революция – 
- прогресс – 
- регресс – 
8. Перечислите известные вам методы изучения истории.
9. Как со временем изменялось понятие исторического времени?
10. Что такое «линия времени» и зачем она нужна?

 - контрольная работа №1

 

Тема 1.2. Доисторический этап развития человечества

1. Каков по оценкам ученых возраст нашей планеты? Когда, считают они, на Земле появляется жизнь?
2. Объясните, почему доисторический период еще называют «каменным веком»?
3. Как вы думаете, почему доисторический период гораздо продолжительнее, чем исторический?
4. Как вы понимаете выражение: «палеолитическая находка»?
5. Объясните наиболее подробно, что будет означать фраза: «… в конце неолита…»
6. Внимательно присмотритесь к периодизации исторического периода, приведенного ниже и опишите закономерность, которую можно обнаружить.
«история древнего мира» (4 тыс. лет до н.э. – до V в. н.э.);
«история средних веков» (V в. – XVII в.);
«новая история» (XVII в. - конец XIX в.);
«новейшая история» (XX в. – наши дни).
7. На ваш взгляд, какая из стадий антропогенеза более важная в судьбе человечества, почему?
8. Что такое ледниковый период? Можно ли утверждать, что этот период был единственным в истории земли?
9. Какую роль сыграло похолодание в судьбе человека? Когда последний раз похолодание сменилось потеплением?


контрольная работа №2

Тема 1.3. Неолитическая революция

1. Сформулируйте, в чем суть изменений, произошедших в период, получивший название «неолитическая революция»?
2. Какие технологические операции по обработке камня и кости были освоены человеком в период неолита? Приобретение человеком каких знаний позволило этого достичь?
3. К каким изменениям в обществе и в окружающем пространстве приводило появление более совершенных орудий труда в руках человека?
4. Прочтите расположенный ниже текст. Вставьте пропущенные слова.
5. Дайте определение, что такое «производительность труда»?
6. Дайте определение, что такое «разделение труда»?
7. В каком регионе земли появились первые очаги цивилизации? Чем это было обусловлено? В каких регионах мира развитие шло быстрее и почему? Какие факторы замедляли или ускоряли темпы развития?


 - контрольная работа №3

 


 

Тема 2.1. Архаичные государства Древнего Востока

1. Каковы хронологические рамки эпохи Древнего Востока?
2. В какой стране и в какой форме впервые зародилась письменность?
3. Как назывались первые государства в Междуречье?
4. Каковы особенности царско-храмового хозяйства в странах Древнего Востока?
5. В чем особенность ирригационной системы хозяйства?
6. Где и когда появился Кодекс законов царя Хаммурапи?
7. Перечислите основные группы структуры населения государств Междуречья различных периодов.
8. Охарактеризуйте Ассирийско-Вавилонский период.


 - контрольная работа №4

Тема 2.2. Античные цивилизации Средиземноморья

1. Что такое античность?
2. История каких государств относится к периоду античности?
3. Что собой представляет Крито-микенский период античной Греции?
4. Что называлось областью "Аттика"?
5. На каком полуострове расположен полис Спарта?
6. Почему исторический период получил такое название: "темные века"?
7. Прочтите произведения Гомера Илиада и Одиссея и сформулируйте короткий рассказ о содержании каждого произведения.
8. Назовите устройство полиса?
9. Как управлялся греческий полис?
10. Какие категории населения существовали в полисе?
11. В каких войнах принимал участие полис Афины? Что такое Делосский союз и битва при Марафоне?
12. Почему некогда могущественные греческие полисы ослабли и были завоеваны?
13. Что нового в тактике и стратегии сражений привнесли македонцы?
14. Что такое эллинистический период?
15. Опишите социальное устройство Рима.
16. Кто такие патриции?
17. Что собой представляет плебс?
18. Что такое республика?
19. За что боролись братья Гракхи? Какую должность они занимали в управлении Рима?
20. Расскажите о восстании под предводительством Спартака.
21. Почему период республики сменяется установлением империи в Риме?
22. Что такое "триумвират"? Опишите Юлия Цезаря и Октавиана Августа.
23. Почему Рим не смог существовать вечно? Что его уничтожило?


 - контрольная работа №5

Тема 2.3. Духовный мир древних обществ

1. В чем разница между материальным и духовным миром человека?
2. Что такое картина мира человека. От чего зависит процесс ее формирования?
3. Перечислите элементы картины мира.
4. Может ли со временем картина мира меняться? Почему это происходит?
5. Перечислите основные мировые религии.
6. Охарактеризуйте такую мировую религию, как христианство.


 - контрольная работа №6

Тема 2.4. Народы и древнейшие государства на территории Русской равнины

1. Кто такие индоевропейцы?
2. Чем занимались и где расселились индоевропейские племена?
3. Соседи индоевропейцев?
4. Перечислите известные вам восточнославянские племена.
5. Кто такие скифы и какое отношение они имеют к генезису славянских племен?
6. Перечислите известные вам северо-черноморские греческие города-колонии, оказавшие влияние на славянские народы.


 - контрольная работа №7

Тема 2.5. Историческое наследие древних цивилизаций

1. Почему вопросы религии стали одной из важных составляющих истории человечества?
2. Перечислите и объясните сущность религиозных представлений в древности.
3. В чем разница между фетишизмом и тотемизмом?
4. Как вы думаете, существует ли в современном обществе представления, сравнимые с анимизмом?
5. Какие представления о потустороннем мире развивали в Древнем Египте? С чем это связано?
6. В чем, на ваш взгляд, культурное наследие Античности?
7. Что собой представляло дионисийское и аполлоническое начало в Древней Греции?
8. Какой вклад в развитие религии внесли древние римляне?


 - контрольная работа №8

 


 

ТЕМА 3.1. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЕВРОПЫ

1. Какой период европейской истории принято называть Среднековьем?
2. Почему перид Средних веков считается "темными веками" в истории цивилизации? Так ли это на самом деле?
3. Кто такой Флавио Бьёнде и каков его вклад в понимание истории Европы?
4. Средневековье - период существования рычарских обычаев. А, что такое рыцарство? Чем занимались рыцари? Как это понятие отражается в современной жизни?
5. Что такое "оммаж", на кого мог распространяться этот обычай? Существует ли он сегодня?
6. Что такое феодальные отношения?
7. Кто такой сеньор и в чем проявлялся "вассалитет".
8. Охарактеризуйте период средневековья с точки зрения религии.
9. Чем занималась святая Инквизиция? каковы последствия её деятельности для населения Европы?
10. Что такое "крестовые походы"? Каова была их цель и результат?
11. Что такое Реформация и Контрреформация?


 - контрольная работа №9


ТЕМА 3.2. СТРАНЫ ВОСТОКА ПЕРИОДА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

1. В чем, на Ваш взгляд, основное различие между восприятием средневековья в странах Европы и странах Востока?
2. В чем ошибочность восприятия средневековья как времени отсталости и деспотизма? Приведите аргументы противоположной точки зрения.
3. Что собой представляет основная религия стран Востока - ислам? Каковы её основные источники и символы?
4. Какие религии, кроме ислама, относятся к религичм Востока? В каких странах они распространеы?
5. Кто такие сунниты и шииты? Когла и почему произошло разделение мусульман на эти движения?
6. Что собой представляет одна из главных святынь мусульманского мира - Кааба? Кто согласно предания её соорудил? Что находся в её основании? Что предполагает ислам для каждого правоверного мусульманина в отношении Каабы?
7. Что такое джихад? Почему сегодня тема джихада становится актуальной для населения стран Востока.

Выполните письменную контрольную работу


 - контрольная работа №10

ТЕМА 3.3. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В IX - НАЧАЛЕ X ВЕКА

1. Когда возник исторический источник «Повесть временных лет», кто его автор, когда он жил, был ли он свидетелем тех событий, которые описывал?
2. Что такое "Гардарика"? Как можно объяснить существование этого термина в VIII - IX веках? Можно ли его понимать буквально?
3. Назовите основные занятия славян?
4. Что такое государство? Приведите признаки государства у славян в IX веке?
5. Какую роль в формировании государства у славян сыграл торговый путь "из варяг в греки"?
6. Можно ли говорить, что какой-то человек сумел создать государство? Нет ли здесь противоречия с самим понятием госудасртва?
7. Какую роль сыграли варяги в вопросе формирования славянской государственности?
8. Какие варианты имеет легенда призвания варягов в Новгород?
9. Когда появляется собственно государство Киевская Русь?
10. Почему русь киевская? Как объяснить происхождение названия Русь?

 - контрольная работа №11

ТЕМА 3.4. КИЕВСКАЯ РУСЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ X ВЕКА

1. Перечислите правителей Киевской Руси X века.
2. Какими пороками внутреннего развития обладало государтво славян? В чем это проявлялось на примере жизни славянских племен в X веке?
3. Охарактеризуйте киевского князя Святослава как правителя и как воина.
4. Какой относительно новый порядок осуществления киевской власти появляется в период правления князя Святослава?
5. Опишите завоевания князя Святослава и прияины его гибели.
6. Назовите участников первой междоусобной войны.
7. Какую роль в междоусобной воне сыграли варяги?
8. Что могла сделать смена религии в плане укрепления государства?
9. Сформулируйте и назовите этапы принятия православия властями Киева.
10. Как князь Владимир принял крещение?
11. Какое влияние православние христианство оказало на дальнейшее развитие госудасртва?


 - контрольная работа №12

ТЕМА 3.5. КИЕВСКАЯ РУСЬ В XI -XII ВЕКАХ

1. Почему госудасртво в XI веке по-прежнему сохранило тенденцию к распаду?
2. Перечислите участников второй междоусобной воны.
3. Действительно ли позиция князя Ярослава Мудрого была безупречна в сравнении с позицией Святополка Окаянного? Что здесь может вызывать сомнения?
4. Пречислите основные достижения , появившиеся в период правления Ярослава Мудрого.
5. Какой порядок престолонаследия установил Ярослав? В чем проявилось его ошибочность для прочности государства? Когда этот порядок был изменен?
7. Как назвается период существования государства в XII веке?
8. Кто такой Владимир Мономах? Какой вклад в историю он внес?

 - контрольная работа №13

ТЕМА 3.6. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В XIII -XV ВЕКАХ

1. Кто такие монголо-татары? Как складывалась история этих народов?
2. Когда и где произошла первая встреча в бою русских и татарских отрядов? Чем завершилось сражение?
3. Опишите первое вторжение татар на Русь. В чем подвиг защитников Рязани? Легенда о подвиге отряда Евпатия Коловрата.
4. Дата и итоги сражения на р.Сить?
5. Что такое «татарское иго»? Как система иго отразилась на дальнейшей истории страны?
6. В чем неоднозначность правления Александра Ярославича «Невского»?
7. Опишите процесс «собирания» русских земель вокруг Москвы. Иван «Калита», Симеон «Гордый», Иван «Красный».
8. Личность князя Дмитрия Ивановича «Донского»
9. Опишите сражение, вошедшее в историю как Куликовская битва.
10. Александр Пересвет и его подвиг.
11. Василий I, Василий II «Темный» и их государственная деятельность.
12. Феодальная война XV века.
13. Иван III, Василий III и их государственная деятельность.

 - контрольная работа №14

ТЕМА 3.7. МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV - КОНЦЕ XVI ВЕКА

1. Детство и юность Великого князя и царя всея Руси Ивана IV Васильевича.
2. Период «боярского правления» и его результаты.
3. Венчание на царство и пожар Москвы 1547 г.
4. Избранная Рада и период реформ Ивана IV.
5. Отказ от курса реформ и начало опричного террора.
6. Результаты правления Ивана IV Грозного.

 - контрольная работа №15